ПРЕДМЕТ |
Коммерческая география.
Россия и мировой рынок
курс в профильном обучении
(68 часов)
Е.Л. Плисецкий
Объяснительная записка
Курс коммерческой географии и хозяйственной статистики входил в число обязательных предметов при получении коммерческого образования в средних специальных учебных заведениях (коммерческих училищах) дореволюционной России, а также в ряде зарубежных государств — Бельгии, Германии, Англии, США и др. Появление в XIX в. отечественных работ по коммерческой географии и выделение ее в самостоятельную учебную дисциплину (первое издание «Очерка коммерческой географии и хозяйственной статистики России» Л.Д. Морева относится к 1888 г.) связано с формированием капиталистического рынка в России и бурным развитием в этот период промышленности, сельского хозяйства и торговли, что потребовало от будущих предпринимателей овладения знаниями о природных условиях и ресурсах своей страны и зарубежных государств, особенностях их хозяйства, путях и средствах сообщений, трудовых навыках населения, рынках сбыта, государственном устройстве и т. д.
Однако уже в начале XX в. с развитием географической науки, и прежде всего экономической географии, сформировавшей более широкий и комплексный предмет изучения, коммерческая география как самостоятельный учебный курс и направление исследований постепенно теряет свое значение, растворившись в более общих (страноведение, экономическая география) дисциплинах, заменивших ее в учебном процессе.
Целесообразность возрождения данного курса (на принципиально новой качественной основе, учитывающей современный уровень географической научной мысли) как учебной дисциплины обусловлена необходимостью по-новому взглянуть на происходящие в экономике и социальной сфере страны изменения, связанные с переходом к рынку и интеграцией России в мирохозяйственные связи.
Обновляя содержание курса, хотелось бы вместе с тем сохранить историческую преемственность (коммерческую специфику), предполагающую более углубленное (в ряде случаев выборочное) изучение именно тех разделов географии, которые могут представлять научный и практический интерес для тех, кто в будущем рассчитывает заняться предпринимательской деятельностью.
Ограниченный круг теоретических вопросов и преимущественно прикладной характер курса соответствуют его целевой установке — дать учащимся определенную сумму географических знаний и навыков работы с фактографическим материалом, необходимых для их профильной подготовки.
Курс коммерческой географии разработан для старших (профильных) классов средних и специализированных (коммерческие училища) учебных заведений с опорой на знания, полученные при изучении физической (8-й класс), экономической и социальной географии (9—10-й классы), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он включает две части (по 34 часа каждая). Первая часть посвящена характеристике общих условий и предпосылок территориальной организации рынка России, особенностей и проблем развития отраслевых рынков и рыночной инфраструктуры.
Во второй части найдут освещение проблемы формирования региональных рынков и их взаимодействия в рамках общенационального рынка, вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, характеристика России как субъекта международного рынка, тенденций в развитии мировой торговли и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности России и ее регионов.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Основные цели и задачи курса
1. Обосновать важность географических знаний и методов географического анализа для будущей профессиональной деятельности учащихся.
2. Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.
3. Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям, многообразию форм собственности, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и регионов. Ознакомить с некоторыми статистическими показателями, наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического развития страны (отдельных отраслей, регионов).
4. Исходя из специфики курса, более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно с зарубежными государствами, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.
5. Показать современные тенденции в развитии мирового рынка, место России и СНГ в международном разделении труда; раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества.
6. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.
Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий — лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные задания и др.).
Основные разделы первой части курса и примерное распределение часов
Введение.
Коммерческая география в прошлом и настоящем |
5 |
Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка |
10 |
Тема 1. Условия и
факторы территориальной организации рынка и
развития предпринимательства |
7 |
Тема 2. Особенности и
проблемы формирования национального рынка |
3 |
Раздел 2. География отраслевых рынков |
11 |
Тема 3. Рынки
промышленной и сельскохозяйственной продукции |
6 |
Тема 4. Производство и
рынок потребительских (непродовольственных)
товаров и услуг |
5 |
Раздел 3. География инфраструктуры рынка |
8 |
Тема 5. Территориальная
организация торговли |
2 |
Тема 6. География
финансовой инфраструктуры и финансовых потоков
(на примере банковской и инвестиционной
деятельности) |
4 |
Тема 7. География
коммуникационных систем |
2 |
Итого |
34 |
Литература
Агранат Г.А. Освоение Севера: Мировой опыт. — М.,
1988.
Андрианов В.Д. Россия: экономический и
инвестиционный потенциал. — М., 1999.
Баранский Н.Н. Методика преподавания
экономической географии. — М., 1990.
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной
политики. — СПб., 1998.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.,
2000.
Дронов В.П. Инфраструктура и территория
(географические аспекты теории и российской
практики). — М., 1998.
Конституция (Основной Закон) Российской
Федерации. — М., 1993.
Лаппо Г.М. География городов. — М., 1997.
Морев Д.Д. Очерк коммерческой географии и
хозяйственной статистики России сравнительно с
другими государствами. — СПб., 1910.
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. —
М., 1996.
Предпринимательский климат регионов России. —
М., 1997
Российский статистический ежегодник: Стат.сб.
/Госкомстат России. — М., 2000.
Соболев М.Н. Коммерческая география России: Очерк
хозяйственной статистики и география России
сравнительно с иностранными государствами. — М.,
1916.
Журналы «Экономист», «Российский экономический
журнал», «Мировая экономика и международные
отношения», «Эксперт» и др.