Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2001

ПРЕДМЕТ

Коммерческая география.
Россия и мировой рынок

курс в профильном обучении

(68 часов)

Е.Л. Плисецкий

 

Объяснительная записка

Курс коммерческой географии и хозяйственной статистики входил в число обязательных предметов при получении коммерческого образования в средних специальных учебных заведениях (коммерческих училищах) дореволюционной России, а также в ряде зарубежных государств — Бельгии, Германии, Англии, США и др. Появление в XIX в. отечественных работ по коммерческой географии и выделение ее в самостоятельную учебную дисциплину (первое издание «Очерка коммерческой географии и хозяйственной статистики России» Л.Д. Морева относится к 1888 г.) связано с формированием капиталистического рынка в России и бурным развитием в этот период промышленности, сельского хозяйства и торговли, что потребовало от будущих предпринимателей овладения знаниями о природных условиях и ресурсах своей страны и зарубежных государств, особенностях их хозяйства, путях и средствах сообщений, трудовых навыках населения, рынках сбыта, государственном устройстве и т. д.

Однако уже в начале XX в. с развитием географической науки, и прежде всего экономической географии, сформировавшей более широкий и комплексный предмет изучения, коммерческая география как самостоятельный учебный курс и направление исследований постепенно теряет свое значение, растворившись в более общих (страноведение, экономическая география) дисциплинах, заменивших ее в учебном процессе.

Целесообразность возрождения данного курса (на принципиально новой качественной основе, учитывающей современный уровень географической научной мысли) как учебной дисциплины обусловлена необходимостью по-новому взглянуть на происходящие в экономике и социальной сфере страны изменения, связанные с переходом к рынку и интеграцией России в мирохозяйственные связи.

Обновляя содержание курса, хотелось бы вместе с тем сохранить историческую преемственность (коммерческую специфику), предполагающую более углубленное (в ряде случаев выборочное) изучение именно тех разделов географии, которые могут представлять научный и практический интерес для тех, кто в будущем рассчитывает заняться предпринимательской деятельностью.

Ограниченный круг теоретических вопросов и преимущественно прикладной характер курса соответствуют его целевой установке — дать учащимся определенную сумму географических знаний и навыков работы с фактографическим материалом, необходимых для их профильной подготовки.

Курс коммерческой географии разработан для старших (профильных) классов средних и специализированных (коммерческие училища) учебных заведений с опорой на знания, полученные при изучении физической (8-й класс), экономической и социальной географии (9—10-й классы), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он включает две части (по 34 часа каждая). Первая часть посвящена характеристике общих условий и предпосылок территориальной организации рынка России, особенностей и проблем развития отраслевых рынков и рыночной инфраструктуры.

Во второй части найдут освещение проблемы формирования региональных рынков и их взаимодействия в рамках общенационального рынка, вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, характеристика России как субъекта международного рынка, тенденций в развитии мировой торговли и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности России и ее регионов.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Основные цели и задачи курса

1. Обосновать важность географических знаний и методов географического анализа для будущей профессиональной деятельности учащихся.

2. Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.

3. Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям, многообразию форм собственности, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и регионов. Ознакомить с некоторыми статистическими показателями, наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического развития страны (отдельных отраслей, регионов).

4. Исходя из специфики курса, более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно с зарубежными государствами, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.

5. Показать современные тенденции в развитии мирового рынка, место России и СНГ в международном разделении труда; раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества.

6. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.

Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий — лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные задания и др.).

Основные разделы первой части курса и примерное распределение часов

Введение. Коммерческая география в прошлом и настоящем
Этапы развития науки, предмет изучения коммерческой географии, методы научного познания, межпредметные связи, географическое разделение труда, вопросы территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых

5

Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка

10

Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства
Геополитическое и рыночное положение, экономически активное население, природные ресурсы и условия, инфраструктура, законодательные основы пространственной организации рынка

7

Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка
Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране, направления рыночных реформ, новые формы организации предпринимательской деятельности

3

Раздел 2. География отраслевых рынков

11

Тема 3. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции
Рынок природного сырья и топлива, рынок продукции обрабатывающей промышленности, рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия

6

Тема 4. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг
Рынок товаров легкой промышленности, рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, особенности и проблемы формирования рынка услуг

5

Раздел 3. География инфраструктуры рынка

8

Тема 5. Территориальная организация торговли
Основные виды и формы организации внутренней торговли, региональные различия в уровне развития торговли

2

Тема 6. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)
Территориальная организация банковской системы, географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций

4

Тема 7. География коммуникационных систем
Особенности и проблемы функционирования транспорта, связи, телекоммуникаций, информационных систем

2
Итого
34

 


Литература

Агранат Г.А. Освоение Севера: Мировой опыт. — М., 1988.
Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М., 1999.
Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. — М., 1990.
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. — СПб., 1998.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М., 2000.
Дронов В.П. Инфраструктура и территория (географические аспекты теории и российской практики). — М., 1998.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. — М., 1993.
Лаппо Г.М. География городов. — М., 1997.
Морев Д.Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. — СПб., 1910.
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. — М., 1996.
Предпринимательский климат регионов России. — М., 1997
Российский статистический ежегодник: Стат.сб. /Госкомстат России. — М., 2000.
Соболев М.Н. Коммерческая география России: Очерк хозяйственной статистики и география России сравнительно с иностранными государствами. — М., 1916.
Журналы «Экономист», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Эксперт» и др.