Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2001

12-ЛЕТКА

Профильное изучение географии
в старших классах 12-летней школы

В.И. СИРОТИН,
главный специалист департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ

 

В январе 2000 г. на Всероссийском совещании работников образования, в котором принимали участие представители всех субъектов Российской Федерации, была одобрена Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе.

Основными аргументами в пользу 12-летнего образования были:

— сохранение здоровья детей, на которое во всевозрастающей степени оказывает влияние непомерная учебная нагрузка, увеличивающаяся из года в год (вводятся новые предметы, сокращается количество часов на изучение отдельных предметов при сохранении фактического объема учебной нагрузки и т. д.);

— расширение возможностей повысить качество общего среднего образования за счет введения учебно-методических комплектов нового поколения и внедрения современных и эффективных технологий обучения;

— реализация всех возможностей профильного образования на третьей степени обучения в средней (полной) школе, в 11-м и 12-м классах.

Несомненно, что профилирование старшей ступени общего образования позволит развести уровни требований к учащимся. Один уровень требований к тем, которые будут сдавать географию при поступлении в высшее учебное заведение и хотят стать профессиональными географами или просто интересуются этим предметом, и совсем другие требования к тем, которым она может быть нужна только для общего развития или совсем не нужна. А знаний, полученных при серьезном изучении географии в основной школе, вполне достаточно для того, чтобы быть образованным человеком.

Профориентация в старших классах школы чрезвычайно важна, она позволит сохранить много сил, здоровья и времени будущим абитуриентам и всячески облегчить жизнь их родителям.

Впоследствии Концепция структуры и содержания общего образования в 12-летней школе была одобрена постановлением Правительства Российской Федерации № 224 от 23.03.2001. В постановлении Правительства РФ были определены и нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:

I ступень — начальное общее образование, 4 года;

II ступень — основное общее образование, 5—6 лет;

III ступень — среднее (полное) общее образование, 2 года.

Это же постановление Правительства РФ предусматривает проведение эксперимента. «Положение о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» дано в качестве приложения к приказу Министерства образования России № 2093 от 21.05.2001. В Положении определяются порядок и этапы вхождения в эксперимент различных классов в период с 2001/02 по 2005/06 учебный год. Далее последует перенумерация классов в основной и средней (полной) школе.

В течение 2000 года готовились концепции по содержанию и структуре 12-летнего образования по образовательным областям и отдельным предметам, входящим в различные образовательные области. Был объявлен конкурс на разработку экспериментального Базисного учебного плана.

В результате Концепция структуры и содержания географического образования в 12-летней школе, разработанная авторским коллективом под руководством д. г. н., профессора В.П. Дронова и академика PAО В.П. Максаковского обсуждалась в печати и была одобрена в своей основе на Всероссийском совещании по структуре и содержанию общего образования в Ростове-на-Дону.

Экспериментальный Базисный учебный план (включающий несколько альтернативных планов по основной и средней школе) после доработки по замечаниям из субъектов Российской Федерации был принят Министерством образования Российской Федерации и утвержден приказом за № 834 от 06.03.2001.

В соответствии с наиболее приемлемыми для преподавания географии базисными учебными планами (например, план № 2) на изучение географии в основной школе отводится 8 часов, а в старшей школе — 2 часа в неделю и больше. При этом в примерных учебных планах, подготовленных на основе базисного, на изучение географии в гуманитарных, физико-математических, естественных, технических классах отводится 2 часа, в социально-экономических и экономических — 4 часа, а в геолого-географических и географических от 10 до 12 часов в неделю в расчете на 11-й и 12-й классы.

Школьная география отличается от других школьных предметов тем, что интегрирует в себе знания большого количества различных наук, как справедливо отмечали классики, «от геологии до идеологии». С учетом этого уже задолго до начала нынешней модернизации содержания школьного образования и профилирования старшей школы был подготовлен ряд профильных географических курсов, изданы программы и школьные учебники. Например, программа и учебник по курсу «Природопользование», 10—11-й класс, авт. Н.Ф. Винокурова и др., были выпущены издательством «Просвещение» еще в 1994 г. Немного позже были подготовлены и изданы программы и учебники по курсу «Медицинская география», авт. Т.В. Кучер и др., «Коммерческая география», авт. Е.Л. Плисецкий, «География человеческой деятельности», авт. В.Н. Холина. В издательстве «Дрофа» был издан учебник для 11-го класса «Глобальная география», авт. С.Б. Лавров и Ю.Н. Гладкий. Были подготовлены программы по курсам «Основы геологии», авт. Н.В. Короновский, «География культуры», авт. Т.Л. Смоктунович, и другие профильные программы.

В этом году, непосредственно перед началом эксперимента по модернизации содержания общего среднего образования, был издан новый учебник «Общая география», авт. Т.П. Герасимова и др., и переизданы учебники «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» (издательство «АСТ-Пресс»), «Глобальная география» (издательство «Дрофа»), в издательстве «Просвещение» готовится к переизданию учебник «Природопользование» .

Уровневая и профильная дифференциация содержания школьной географии

Уровневая и профильная
    дифференциация содержания школьной географии

При этом обозначенные данными программами и курсами географические профили (профильная дифференциация), подготовленные на основе самой школьной географии и исходя из ее содержания, вошли в некоторое противоречие с образовательными уровнями (уровневая дифференциация), предлагаемыми в концепциях по другим школьным предметам. Например, содержание курса физики четко определяется тремя уровнями углубления. В соответствии с этим отводится 2 часа физики в неделю для гуманитариев, 4 — для будущих инженеров и 6 — для будущих студентов физико-технического института. И это справедливый и сберегающий здоровье режим для будущих литераторов и хорошая подготовка будущих физиков. На наш взгляд, в отличие от географии, это всего лишь разные уровни изучения все той же физики, подкрепленные соответствующим увеличением количества часов, выделяемых на изучение физики. А вот географические профили уже можно рассматривать как новые направления развития содержания школьной географии, новые курсы, напрямую связанные с будущей профессией ученика. Будущим студентам медицинских вузов будет полезно уже в школе познакомиться с содержанием медицинской географии, будущим геологам — с основами геологии, а экономистам — с экономической и коммерческой географией.

Представляется, что сочетание уровневой и профильной дифференциации при изучении географии также возможно. На наш взгляд, такое сочетание можно представить таким образом (см. таблицу).

Начиная с этого учебного года считаем наиболее целесообразным провести экспериментальную проверку профильного обучения по уровням А и В. Есть подготовленные и изданные программы и учебники. При этом, изучая географию на уровне В, можно использовать имеющиеся учебники в различных вариантах и сочетаниях. Например, есть опыт изучения курса «Экономической и социальной географии мира» в сочетании с курсом «Природопользование» или курсом «Коммерческая география». Курс «Население и хозяйство мира» можно изучать в комплексе с курсом «Глобальная география» и т. д.

Модернизация содержания общего образования и профильная дифференциация старшей школы дают нам возможность изучать географию не в одном, а сразу в двух старших классах — 11-м и 12-м, а на период эксперимента — в 10-м и 11-м классах. И этой возможностью учителя географии и все школьное географическое сообщество должны воспользоваться в полной мере.