Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2001

Космические снимки космических взаимодействий

Астроблемы.
Метеоритные кратеры на земном лике

Аризонский кратер. США, штат Аризона Считается классическим, имеет правильную форму, упоминается во многих учебниках и монографиях 35°02’ с. ш., 111°01’ з. д. Диаметр 1,2 км
Кратер Уолф-Крик. Австралия Как и у Аризонского кратера, форма очень правильная, но несколько иная — он плоскодонный. 19°18’ ю. ш., 127°46’ в. д. Диаметр 0,9 км
Кратер Аорунга. Чад, Африка. Первоначальный кратер (его возраст около 200 млн лет) погребен осадочными породами, последующая эрозия сделала его видимым на космических снимках. Темные полосы на снимке — гряды перевеваемых ветром песков, ориентированные вдоль преобладающих ветров 19°06’ с. ш., 19°15’ в. д. Диаметр до 17 км
Впадина озера Кара-Куль. Памир, Таджикистан (недалеко от китайской границы). Вид с севера Эта впадина с соленым озером на высоте почти 4000 м известна много веков, но лишь недавно в слагающих ее породах обнаружили черты ударного метаморфизма 38°57’ с. ш., 73°24’ в. д. Диаметр около 45 км

Метеоритные кратеры, или астроблемы (от греческого astron — звезда и blema — рана), — немногочисленные, известные наперечет формы рельефа, имеющие непосредственно космическое происхождение. Это не только формы рельефа, это еще и геологические структуры, то есть, говоря языком геоморфологов, морфоструктуры.

Метеоритный кратер — это округлое углубление на земной поверхности, возникшее в результате удара метеорита или (значительно реже, конечно) астероида; говорят иногда и о кометах, но поскольку до сих пор никто путем не знает, что такое ядро кометы, последний вариант отбросим. Вокруг кратера — кольцевая зона деформированных пород и выбросов, получившихся при ударе.

Скорость соударения метеоритов с Землей может быть очень различной, в зависимости от направления движения Земли и метеорита относительно друг друга; при встречном движении (это редкий случай) она может достигать 50—60 км/с, то есть впятеро превышать вторую космическую скорость. Но и сравнительно малые скорости — это несколько километров в секунду, поэтому удар может быть очень сильным, особенно если метеорит большой. Внутренняя часть кратера заполнена породами, претерпевшими ударный метаморфизм. В геологии чаще имеют дело с метаморфическими породами, образующимися долго, иногда миллионами лет; под сильным давлением при высоких температурах постепенно идут перекристаллизация породы, изменение ориентировки кристаллов. При ударе же мгновенно происходит плавление породы, а потом она очень быстро застывает. Получается аморфная порода, похожая на вулканическое стекло, в котором без всякой ориентировки располагаются обломки исходной породы.

Число известных метеоритных кратеров невелико. В геологическом словаре 1973 г. говорится о 96 кратерах, по современным данным, их около 120.
Не нужно думать, что за 30 без малого лет напа’дало два с половиной десятка метеоритов. Кратеры существовали и ранее, о них не знали, обнаружили их в основном по космическим снимкам. Некоторые впадины были известны издавна, но причислили их к метеоритным кратерам только в последние годы.