Материал для обсуждения |
Министерство образования РФ
Национальный фонд подготовки кадров
Проект
Требования к уровню подготовки
выпускников
Обязательный минимум содержания образования
Средняя (полная) школа
Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России представляет проекты «Обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников», разработанные для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, осуществляемого на основании Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 годы.
Обязательный минимум содержания образования задает перечень дидактических единиц содержания образования, которые подлежат обязательному изучению при получении начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум содержания образовательных программ полного среднего образования представлен на двух уровнях — образовательном и профильном. Предполагается, что на общеобразовательном уровне учебные предметы образовательной области будут изучать все учащиеся, не выбравшие конкретный профиль. На профильном уровне учащиеся в соответствии со своими интересами углубленно изучают учебные предметы, ориентирующие их на дальнейшее профессиональное образование.
Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования.
Данный проект публикуется для организации общественного обсуждения, к которому приглашаются педагоги, ученые, родители.
Замечания и предложения позволят содержательно откорректировать предлагаемый проект.
В ходе обсуждения важно получить ответы на следующие вопросы:
1. Обеспечивает ли проект фундаментальный характер и практико-ориентированную направленность образования?
2. Отвечает ли данное содержание общего образования современным потребностям личности, общества и государства? В какой степени освоение представленного содержания общего образования необходимо для каждого выпускника начальной, основной и полной средней школы?
3. Достаточна ли разгрузка содержания образования? Оправдано ли исключение некоторых вопросов содержания и переноса определенной части содержания в профильное обучение?
4. Как вы предполагаете, реально ли выполнение указанных требований учащимися? Какой объем учебного времени необходим для обеспечения отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности?
Просьба замечания и предложения направлять по адресу:
Москва, 101856, Чистопрудный бульвар, 6, Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России или по электронной почте: leohtieva @ MTU-Net. ru
Департамент образовательных программ и стандартов общего образования
География
Профильный уровень
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение географии должно предоставить учащимся возможность:
— усвоить на теоретическом и практическом уровне, необходимом для дальнейшего профессионального образования, важнейшие элементы географической культуры: термины, понятия, учения, теории и концепции; основы современных методов географических исследований, включая геоинформационные технологии, приемы и способы самостоятельной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— самостоятельно собирать, систематизировать и творчески обрабатывать неадаптированную географическую информацию из различных источников, а также географически интерпретировать природные и социальные явления и процессы на конкретных территориях;
— приобрести системные географические знания о Земле как планете Солнечной системы, географических факторах и закономерностях развития ее природы, целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем;
— сформировать географический образ своей страны как субъекта мирового географического пространства, с присущей ей спецификой природы и территориальной организации общества;
— углубить представления о социально-экономической географии мира: этапах формирования политической карты, географии ресурсов, населения и хозяйства, географии стран различных типов;
— усвоить знания о взаимосвязи глобальных проблем человечества и путях их решения;
— практически владеть элементами анализа и прогноза географических ситуаций в мире, стране, регионе (городе, селе).
Обязательный минимум содержания образования
Традиционные и новые методы исследования. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Природа земли
Этапы формирования географической оболочки. Геологическая стадия*. Биологическая стадия. Современный этап развития. Расширение географических границ обитания человека. Рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.
Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Географические системы различных рангов, взаимодействие между ними.
Освоение человеком планеты Земля
Понятие об Ойкумене. Расширение ее границ.
Население мира. Постоянный рост населения. Крупнейшие расы и народы мира. Теория этногенеза. Географические различия в плотности и качестве жизни населения. Типы расселения населения. Религии. Цивилизационные регионы мира.
Мировое хозяйство в XXI в. Неравномерность хозяйственного освоения территории. Соотношение различных видов хозяйственной деятельности (первичного, вторичного и третичного секторов хозяйства). Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География мирового хозяйства.
Регионы мира. Понятие о географическом регионе. Различные подходы к региональному делению мира. Характеристика стран и регионов мира. Современная политическая карта мира.
География России. Россия на карте мира. Природно-ресурсный и человеческий потенциал страны. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменения в условиях становления рыночных отношений. Россия в современном мире.
Современные глобальные проблемы человечества. Типы глобальных проблем, их географические аспекты. Взаимосвязь глобальных проблем, пути их решения. Глобальные прогнозы.
* Курсивом в тексте выделены дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися.