Город |
Бывшая столица Сибири
Тобольск
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
|
Географическое положение решает всёГеографическое положение решает всё — так сказали бы в тридцатых годах; тогда такие лозунги были в моде (то техника решала всё, то кадры, овладевшие техникой). Именно благодаря положению на слиянии двух судоходных рек — и судоходных не по меркам XVI в., а по нынешним тоже — деревянный острог, основанный в 1587 г. отрядом казаков Данилы Чулкова, стал большим городом с прекрасным каменным кремлем. Через Тобольск прошел Сибирский тракт, город превратился в неофициальную (а на какое-то время и официальную) столицу Сибири, центр огромной губернии, величину которой по традиции мерили уже не Бельгиями, а Франциями. И именно географическое положение подкосило этот город, превратило в районный центр Тюменской области, с печалью взирающий на свое славное прошлое. Тобольск расположен на правом берегу Иртыша, чуть ниже устья Тобола, впадающего в Иртыш слева. Город основали близ того места, где в решающей битве с войсками хана Кучума погиб в 1582 г. Ермак. Будучи одним из первых русских городов Сибири (на год старше его только Тюмень), Тобольск стал и первой ее столицей, центром Сибирской губернии, учрежденной Петром I, простиравшейся до Тихого океана. Лишь реформа Екатерины II выделила Иркутскую губернию из Сибирской и лишила Тобольск большей части подконтрольной ему территории; впрочем, губерния продолжала оставаться гигантской. Административные реформы последующих полутора веков еще уменьшили Тобольскую губернию, она стала уступать по площади Якутской области, Енисейской губернии и Приморской области, но все же была в два с половиной раза больше нынешней Франции*. Как и для многих городов Сибири и Европейского Севера России, для Тобольска существовал очень важный источник духовности, культуры — ссыльные. Протопоп Аввакум. А.Н. Радищев, сосланный в Илимский острог, на 7 месяцев задержался в Тобольске (географическое положение на Сибирском тракте). Историк В.В. Пассек, член кружка А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Декабристы — И.А. Анненков, А.П. Барятинский, братья П.С. и Н.С. Бобрищевы-Пушкины, Ф.Б. Вольф, В.К. Кюхельбекер, А.Н. Муравьев, М.А. Фонвизин, В.И. Штейнгель и другие. Это, как сейчас сказали бы, наведенное излучение. Но и сам город был не лыком шит. Здесь родились композитор А.А. Алябьев, художник В.Г. Перов. Директором Тобольской гимназии был Иван Павлович Менделеев, в Тобольске же родился и отлично закончил эту гимназию его знаменитый сын Дмитрий Иванович. После И.П. Менделеева учителем, а потом директором гимназии был Петр Павлович Ершов, автор «Конька-горбунка». Такое созвездие имен вполне под стать важному положению, которое занимал Тобольск в течение трех веков. В энциклопедии «Города России» (М.: БРЭ, 1994, с. 476) читаем: «В XIX в. в связи с перемещением торговых путей, а затем строительством железной дороги (в стороне от города) экономическое значение Тобольска несколько упало». Это очень деликатно сказано. Уход к югу основных гужевых дорог уже заметно повредил городу, а строительство железной дороги нанесло ему сокрушительный удар. Тобольск не сдвинулся с места, но сместились реальные географические координаты — пути сообщения, и его географическое положение резко изменилось. Города, через которые прошла Транссибирская железная дорога (Тюмень, Омск, Иркутск и другие), получили огромное преимущество перед оставшимися в стороне. Пострадал не один Тобольск. Дорога прошла на 60 км южнее Томска, тоже крупного центра Сибири; туда сразу провели ветку от основной магистрали, но недаром томские купцы так наседали на проектировщика дороги Н.Г. Гарина-Михайловского, требуя не оставлять Томск в стороне, они сразу поняли, чем изоляция — хотя бы и относительная — грозит торговому городу. Тобольск же оказался в двухстах километрах от основной магистрали, а неосновная — дорога от Тюмени на Сургут — прошла здесь примерно на семь десятилетий позже. Ко времени строительства железной дороги капитализм в России еще не был достаточно развит, промышленных предприятий в Тобольске не было. Вот что писал в 1909 г. энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «20 425 жителей. Занятия жителей: рыбное дело, рыба отправляется даже в Москву и Петербург; торговля мехами, производство замшевых рукавиц. <...> Торгово-промышленное значение Тобольска в настоящее время совершенно упало». Поэтому город потерял и административное значение: первая же советская перекройка административно-территориального деления сделала центром губернии Тюмень; потом Тобольск был в административном подчинении Свердловска, Омска, со времен войны — опять Тюмени, а областным центром так и не стал**. Немногим лучше обстояли дела и полстолетия спустя: «45,3 тыс. жителей (1962). Судоверфь, ремонтно-эксплуатационная база речного флота, льнозавод, мясокомбинат, рыбозавод, ковровая фабрика. Строится (1964) фанерный комбинат» (Краткая географическая энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1964). Население выросло вдвое, развилось судоходство по Иртышу, появилось несколько предприятий, но город по-прежнему не имеет серьезного хозяйственного значения. Обстановка изменилась, когда нашли тюменскую нефть. Построили железную дорогу от Тюмени на Сургут. Она прошла севернее города, но за полчаса на автобусе можно доехать до большого современного вокзала, на котором красуется надпись «Тобольск», хотя территориально он находится в пригородном поселке Менделеево (назван в честь именитого уроженца). Главное же — появилось крупное предприятие, нефтехимический комбинат, численность населения приблизилась к ста тысячам. И все же город стоит на отшибе, основные дороги, как ушли от него больше ста лет назад, так и не вернулись. И даже пришлось однажды слышать от коренного тоболяка (именно так называют себя жители Тобольска), что с постройкой комбината понаехало много людей, для которых этот город — не родной, его не берегут, он разрушается. Два ярусаПри взгляде на город со стороны Иртыша сразу бросается в глаза его двухъярусность. Оба высотных яруса довольно плоские, а перепад между ними по высоте метров шестьдесят. В отличие от многих городов, расположенных в речных долинах (Москвы, Костромы, даже Нижнего Новгорода), Тобольск не карабкается по склонам: есть Верхний город, или нагорная часть Тобольска, есть Нижний город — его подгорная часть, а на склонах ничего нет: слишком они круты, 30—45° — это крутизна, которая для строительства категорически противопоказана. Верхний город, как считают геоморфологи, занимает высокую террасу Иртыша, с удалением от реки плавно переходящую в междуречную равнину, образованную отложениями приледникового озера; Нижний располагается на высокой пойме, которая пересекается едва выраженными в рельефе долинами небольших речек. Верхний ярус рельефа образует несколько мысов, выступающих над нижним ярусом. Острог поставили ниже впадения Тобола, на мысу, который был позднее назван Троицким. Деревянный рубленый город, построенный в первом десятилетии XVII в., в течение этого века трижды полностью уничтожался пожарами, но места город не изменил — очень уж оно было выигрышно. В самом конце XVII в. построили каменные стены кремля. К этому времени уже был возведен и освящен Софийско-Успенский собор, считающийся самым древним зданием во всей Сибири. Общий проект кремля составил С.У. Ремезов. Главный высотный ориентир кремля — колокольня, принадлежащая не только Софийско-Успенскому, но и соседнему, Покровскому собору. В трехэтажном архиерейском доме сейчас помещается историко-краеведческий музей. Особый ансамбль составляют четыре длинных двухэтажных здания, образующие в плане параллелограмм с угловыми башнями — Гостиный двор. Стены кремля к концу XIX в. полностью разрушились и были заменены деревянным штакетником на кирпичных столбиках, почти все башни были разобраны. И лишь около сорока лет назад было решено восстановить их. Проект восстановления кремля был составлен архитектором Федором Георгиевичем Дубровиным. Стены сейчас ограничивают восточную часть кремля, называемую Софийским двором. Кремль — очень красивый ансамбль, реставрационные работы почти всюду закончены, только рентерея в лесах. Общее впечатление от кремля хорошее, он ухожен, чист. Положение города на двух ярусах рельефа определило необходимость связи между ними. Лучший путь сообщения — овраги, прорезающие склон от верхнего яруса к нижнему. Одним из них отчленяется от Троицкого мыса узкий мыс Чукман, на котором стоит сейчас памятник Ермаку. Возле оврага находилась утраченная ныне Никольская церковь, и проложенную по нему дорогу назвали Никольским взвозом. В находящейся неподалеку гостинице «Сибирь» работает хорошая и в дневные часы недорогая «Ресторация у Никольского взвоза», а постояльцам гостиницы до полночи не дают уснуть натужно воющие машины, которые поднимаются по этой основной дороге, связывающей Нижний город с Верхним. Другой взвоз — Софийский (у него есть и другие названия — Прямской, Базарный, Торговый), но насквозь проехать по нему нельзя. Овраг, прорезающий Троицкий мыс, примерно на середине высоты между нижним и верхним ярусами рельефа перегорожен зданием рентереи — казнохранилища, спроектированного С.У. Ремезовым. И собственно взвоз — только от рентереи до кремля, а снизу, до арки в здании рентереи — почти двести ступеней деревянной лестницы с несколькими площадками, на которых скамейки, чтобы можно было отдохнуть. Выше рентереи овраг узкий, и склоны его пришлось в конце XVIII в. укрепить наклонными подпорными кирпичными стенами — совсем низенькими у верхнего выхода (они заканчиваются башенками высотой всего в два человеческих роста) и почти пятнадцатиметровыми внизу, у рентереи. Взвоз вымощен крупным булыжником (гораздо крупнее, чем тот, которым прежде мостили в Москве), посредине идет бетонированный желоб для стока талых и дождевых вод. Две эпохиПо времени застройки выделяются дореволюционная и послереволюционная части Тобольска. Дореволюционная часть города, конечно, неоднородна: постройки XVII—XVIII вв. отличаются от тех, что сооружены в самом начале ХХ в., многие здания в старых районах построены в советское время, но все же старая и новая части города заметно различаются. Нижний город, основные улицы которого ориентированы на кремль, — это сплошь старая застройка, и производит она тяжелое впечатление. Домов, построенных в советское время, вообще не видно. Много разрушенных, брошенных зданий, много пожарищ. Это не только жилые дома, но и магазины. В развалинах дом П.П. Ершова; говорят, что собираются восстанавливать. В плохом виде Александровская часовня близ реки. Церковь Михаила Архангела восстановили, ее ограда — красивые решетки, но вид церкви все еще не очень опрятный. Улицу Мира замыкает церковь Захария и Елизаветы (великолепное барокко второй половины XVIII в.), но как в книжке о Тобольске, выпущенной в 1987 г., читаем, что «началась реставрация церкви», как в энциклопедии 1994 г. при ее упоминании стоит в скобках «реставрируется», так и сейчас cо сверканием позолоты на главах жутковато контрастируют зияющие окна.
Двум каменным домам внимание уделено. Интенсивно ремонтируется бывший дом Корнилова — там был и будет банк. Рядом — бывший дом Куклина, он в прекрасном состоянии; мемориальная доска в честь того, что здесь в 1917 г. были в ссылке Николай II и его семья. Из-за этого такое внимание? Поднимаю глаза и вижу государственный флаг: районная администрация, комментарии излишни.
От Никольского взвоза к Софийскому и далее к Иртышу проходит между подножием крутого склона и речкой Курдюмкой улица Розы Люксембург; раньше она называлась Богоявленской. На улице три приметных дома, два из них связаны с гимназией. Длинный двухэтажный, смотрящий фасадом на кремль, — это старое здание мужской гимназии, здесь были директорами И.П. Менделеев и П.П. Ершов. Потом гимназия переехала на противоположную сторону улицы, ближе к Софийскому взвозу, в красивое трехэтажное здание, повернутое спиной к кремлю. Сейчас здесь педагогический институт; только очень видно, что дом ждет не дождется ремонта. Третье здание — костел, но надпись на нем выглядит более торжественно: «Римско-католическая церковь Святой Троицы, 1900—1907 гг.»; состояние его прекрасное.
В Верхнем городе основные улицы тоже ориентированы на кремль. Здесь больше домов, построенных в советское время, они чередуются со старыми, а местами преобладают. Но не видно конструктивизма 30-х годов, не видно «сталинского ампира»: эпоха индустриализации обошла Тобольск стороной, главное строительство началось, когда построили нефтехимический комбинат и провели железную дорогу. Тогда же сложились и новые районы, где старой застройки не было вообще; это в основном северные районы Верхнего города, удаленные от кремля. Широкие проспекты, прямоугольная планировка улиц. Есть в этих районах и архитектура новейшая, которую представляет роскошная гостиница «Славянская», в нее мы и сунуться побоялись — такое количество вокруг разных флагов и иномарок. В пригородах есть и новорусская коттеджная застройка. Городской транспорт — автобусы и маршрутные такси, цены вполне сносные. Что останется?Восстановили кремль. Реставрируют церкви. Но долго ли продержится все это, если не беречь город? До сих пор продают комплекты открыток с видами Тобольска, на открытках красуется кружевной фасад деревянного здания драматического театра; а театра нет — сгорел. На тех же открытках памятник П.П. Ершову — на прямоугольном постаменте бронзовый бюст, а в нижней части постамента бронзовые плиты с барельефами на сюжеты из «Конька-горбунка»; остался только постамент с надписью «Петр Павлович Ершов», а бюст и плиты, видимо, сдали в металлолом, за цветные металлы хорошо платят. Та же судьба постигла бронзовую доску на пьедестале памятника С.У. Ремезову, так что незнающий человек может и не догадаться, кто же это; сама фигура Ремезова пока что цела: наверное, слишком велика, чтобы так запросто ее утащить. Не грозит эта печальная участь Д.И. Менделееву — он каменный, а каменный лом в качестве вторсырья пока не принимают. Видно, прав был тот, кто сетовал на нашествие чужаков: свои, любящие свой город, на такой вандализм не способны. Но мало не делать зла, нужно воспрепятствовать злу, иначе город потеряет свою историю, а ведь она богатая. Есть ли люди, которые способны остановить разрушение, которые хотят и могут восстановить разрушенное? Создан общественный фонд «Возрождение Тобольска», председатель его президиума Аркадий Григорьевич Елфимов издал серию восхитительных снимков города. Работает художественный салон народных промыслов «Минсалим», названный по имени его руководителя Минсалима Валиахметовича Тимиргазеева; там можно посмотреть и купить изделия из кости (тобольские косторезы славились издавна), берестяные туеса и шкатулки с богатой, красивой резьбой и многое другое. Есть отличный музей с богатой библиотекой, с хорошим, квалифицированным персоналом. Все это внушает надежду. Конечно, усилий отдельных энтузиастов недостаточно для того, чтобы возродить город, нужны материальные ресурсы. Но без людей заинтересованных, неравнодушных любое самое мощное финансирование уйдет как вода в песок. Фото автора (если не указано иное).*См.: С.А. Тархов. Изменение
административно-территориального деления
России за последние 300 лет//География, № 15/2001. |