Опыт |
Балтийское море
Материал для урока в 8-м классе
Л.М. ФЕДОСЕЕВА,
учитель географии гимназии № 524
г. Санкт-Петербург
|
Географическое положениеТопонимический словарь рассказывает: смысловое значение названия моря окончательно не выяснено. У древних римлян и греков упоминается остров Балтия. С XI в. в западноевропейских источниках появляется море Балтикум. В основе может находиться литовское baltas или латышское balts — белый — по цвету песчаных берегов. На Руси море называлось Варяжское (от варягов) или Свейское, Свебское — так в Средневековье называли шведов. С XVIII в. появляется название Балтическое море, но в употреблении закрепляется сегодняшнее название — Балтийское море. Воды Балтийского моря омывают северо-западные берега Европейской части России. Балтийское море внутреннее, отделяется от Атлантического океана Скандинавским полуостровом. Море соединяется с океаном узкими и неглубокими проливами, а это затрудняет водообмен. Полное обновление воды в море происходит за 20—40 лет. Этот природный фактор определяет уязвимость природного комплекса Балтики. Балтийское море имеет три крупных залива: Ботнический, Финский, Рижский. Восточная часть Финского залива называется Невской губой. В 48 км от Санкт-Петербурга находится остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт. В результате строительства дамбы островной город соединен с Санкт-Петербургом шоссейной дорогой, проложенной по дамбе. На северо-востоке Финского залива, на границе России и Финляндии, находится Выборгский залив. Здесь же начинается Сайменский канал, переданный в аренду Финляндии. Это не только транспортный путь, в теплое время по каналу проводятся туристические поездки. Туристов привлекает не только красота ландшафтов, но и беспошлинная покупка ряда товаров. Доступ к северным берегам затруднен фьордами — узкими, длинными, извилистыми заливами, и шхерами — скалистыми островами. Площадь Балтийского моря 419 тыс. км2, она почти равна площади Черного моря (422 тыс. км2). Длина береговой линии Балтики — 7 тыс. км. Побережье распределено между странами следующим образом: Швеции принадлежит 35% побережья, Финляндии — 17%, бывший СССР имел 25% побережья, остальное принадлежит Польше, Германии, Дании. У России сейчас около 500 км побережья, то есть около 7%. С распадом СССР Россия на Балтике имеет не окно, а форточку. Жизненно важные для страны порты оказались за пределами России: в Эстонии — Новоталлинский, в Латвии — Рижский, Вентспилс, в Литве — Клайпеда. Санкт-Петербург — самый крупный порт на Балтике, его грузооборот — 10 млн т в год. В ближайшие годы грузооборот порта в Санкт-Петербурге благодаря модернизации увеличится вдвое, но и это не решит проблему, все грузы северо-запада он переработать не может. Прибалтийские страны за провоз груза требуют 12% его стоимости, при транспортировке грузов через порты Прибалтики и северных стран Балтийского бассейна убытки России составляют ежегодно более 20 млн долларов. Строительство новых портов — необходимость. Один порт заложен в Лужской губе (его строительство предполагалось еще в середине прошлого века, но помешала Крымская война). Этот порт будет специализироваться на сухих грузах и угле. Второй порт, нефтеналивной, строится под Выборгом, в Приморске. Исторически по обе стороны Балтики сложились
два центра транзитной торговли, обладающие
выходом к морю и мощными портовыми комплексами. И Санкт-Петербург, и Гамбург являются естественными входами во внутренние водные системы России и Германии, это дает возможность транспортировки грузов по Волго-Балту вплоть до Каспийского моря и Ирана. Есть идея создания транспортного маршрута между этими центрами коммуникаций под названием «Балтийский мост». Охватив две оконечности моря, он связал бы северную Германию с северо-западом России и мог бы стать частью комбинированного морского/сухопутного транспортного коридора Гамбург—Санкт-Петербург—Москва, развиваясь на северо-запад, восток и юг нашей страны. К настоящему времени Европейским союзом утверждены транспортные коридоры для движения грузов в Россию из Центральной и Северной Европы. Они включают участки Берлин—Варшава—Минск—Москва и Хельсинки—Санкт-Петербург—Москва. Природные ресурсыМинеральные ресурсыТопливные ресурсы. Известна история с месторождением нефти в Балтийском море против Куршской косы. В 1975 г. СССР, Польша и ГДР заключили соглашение о проведении геологоразведочных работ на нефть и газ в Балтике. Еще до экономического анализа целесообразности освоения месторождения возникли серьезные сомнения: всем известно, что в районе работы нефтяников вода не бывает чистой, а здесь не просто побережье, а берег уникальной косы. Оказалось, что запасы нефти мизерные. Эксплуатационный срок службы месторождения — 40—50 лет. Стоит ли тратить средства, губить природу? После распада СССР Литва без экологического обоснования стала вести нефтедобычу, нанося природе непоправимый урон. Рудные ресурсы. Для производства высококачественных сталей необходим марганец. Отечественная промышленность потребляет в год 1,5 млн т марганцевых руд, импортируя это сырье из Украины, Грузии и из Габона. В России разведанные месторождения марганцевых руд имеются в отдаленных районах Республики Коми, в Сибири и на островах Арктики. Их разработка сегодня нерентабельна — все месторождения находятся вдали от коммуникаций. Недавно петербургские геологи обнаружили промышленное скопление железо-марганцевых конкреций на дне восточной части Финского залива не более чем в 150—200 км от Санкт-Петербурга. Конкреции известны и на Балтике. Но природа сделала «подарок» именно России. В Финском заливе конкреции лежат на глубинах до 60 м, причем в огромных концентрациях и на значительных площадях. Нигде на Балтике, за исключением Финского и Ботнического заливов, таких рудопроявлений нет. Содержание марганца в этих залежах достигает 20%, а по прогнозам запасы конкреций составляют не менее 15—20 млн т. Это обеспечит многолетнюю потребность металлургической промышленности региона. Нефть и газ успешно извлекаются с морского дна морей уже не одно десятилетие, а что касается руд, то в промышленном масштабе эта технология не освоена. Открытие геологов — пока еще невостребованный подарок. Биологические ресурсыДля прибалтийских государств существенное значение имеет рыбный промысел в бассейне. Среднегодовой улов достигает 700—900 тыс. т. Доля промысла в Балтике в общих уловах прибрежных стран неодинакова: Финляндии — около 74%, Швеции — 35%, Польши — 27%, Германии — 9%, Дании — 6%, России и прибалтийских государств — 3—4% (для рыболовства России и Германии характерна ориентация на отдаленные воды). Основное промысловое значение имеют сельдь и треска, которые составляют около 90% всей добычи. Кроме того, добываются камбала, лосось. Имеются также запасы моллюсков и ракообразных. Заводское воспроизводство дает более 25% всей продукции наиболее ценной промысловой рыбы — лосося. Наибольшая добыча рыбы осуществляется в заливах и в южной части моря. Северная и центральная части Балтики менее продуктивны. Морской промысел требует не только рационального использования рыбных ресурсов, но и защиты среды от антропогенного воздействия. Несмотря на то что сбросы вредных веществ в Балтийское море давно запрещены, живые организмы имеют высокую концентрацию токсичных веществ. Видимо, из-за ухудшения экологических условий некоторые популяции балтийских тюленей и белохвостых морских орлов находятся на грани вымирания. Рекреационные ресурсыПобережье Балтийского моря издавна используется для рекреационных целей: круизные рейсы действуют круглогодично, а летом здесь отдыхают и лечатся сотни тысяч людей, которых привлекает мягкий морской климат, песчаные пляжи, сосновые леса. С распадом Союза у России резко сократилась протяженность побережья, которое можно использовать в рекреационных целях, поэтому роль Балтийского побережья усиливается. К западу от Соснового Бора лежит практически нетронутая полоса песчаных пляжей. Эти места могут стать такими же популярными, как Юрмала, Усть-Нарва. Воды здесь по сравнению с Юрмалой в 10 раз чище. Признаки экологического нездоровья, характерные для береговых зон, в последние годы часто существенно влияют на возможности отдыха у моря. Уже сотни километров берегов непригодны для купания, а в летний сезон многие популярные пляжи закрываются. Техногенные нагрузки на природный комплекс БалтикиВлияние судоходства на экологию регионаНефть — опасный груз. Так, в 1981 г. во время шторма произошла авария английского танкера «Глобе Асими» вблизи Клайпеды. В море вылилось 17 тыс. т мазута, это привело к гибели морских обитателей, птиц, загрязнено было практически все литовское побережье. Даже если нет аварий, от работы двигателей в воду попадают нефтепродукты: растет число судов, суда стареют, расширяются объемы заправки в море. Экологи считают, что ежегодно более 50 тыс. т нефтегрузов остается в балтийских водах. Для Балтики эти нефтяные пятна подобны раковой опухоли. На Балтийский бассейн приходится 1/10 часть объема мировых морских перевозок. Через проливы Балтики ежегодно проходит 300 судов. Эти данные свидетельствуют о сильнейшей антропогенной, техногенной нагрузке на хрупкий природный комплекс. Ситуация осложняется тем, что воды Балтики очень медленно обновляются за счет более чистых атлантических вод. Влияние экономического фактора на экологическое состояние бассейнаБалтийское побережье принадлежит девяти развитым странам. На побережье размещены не только транспортные комплексы, но и крупные промышленные узлы. Самый крупный — Санкт-Петербург, 4,7 млн чел. Развито машиностроение, химическая, легкая промышленность. В Санкт-Петербургском регионе размещается много водоемких, энергоемких, материалоемких производств. Ряд предприятий еще не провели реконструкцию, имеют устаревшее оборудование, отсталые технологии. Хельсинки — 900 тыс. чел. Сосредоточено 20% всего промышленного производства Финляндии. Таллин — 430 тыс. чел. Город дает 40% всей продукции Эстонии. Все районы имеют развитый АПК, интенсивно эксплуатируются почвы, идет смыв удобрений с полей в реки, а затем в море. Прибалтийский район — территория, где природные комплексы активно заменяются антропогенными. Как результат район имеет огромное количество сточных вод. С 1998 г. приняты более жесткие нормы по очистке вод. Теперь Санкт-Петербург обязан очищать все стоки от фосфора и азота. Введена в строй 1-я очередь завода по переработке осадков на водоочистных станциях. Шведы за последние 20 лет построили много сооружений биологической и химической очистки сточных вод. Городские стоки очищаются на 100%. У финнов этот показатель составляет почти 90%, у датчан — чуть ниже. Более или менее решена проблема очистки вод в ФРГ. В Польше за это время практически ничего не сделано. Степень очистки российских стоков в целом (не по отдельным показателям) составляет около 70%. В настоящее время скандинавские страны финансируют ряд важнейших для экологии Балтики объектов, расположенных в Санкт-Петербурге. Это знак глубокого понимания взаимозависимости стран, использующих один хрупкий природный комплекс — Балтику. Захоронение отходовБалтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. В результате военных действий, неблагоприятных климатических условий на дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются. Это тоже вносит свою долю в загрязнение Балтики. Сейчас стоит угроза радиоактивного загрязнения моря. Перед государствами стоит задача создать на Балтике безъядерную зону. Вывод. Балтийское море имеет важное геополитическое значение для России, его роль в XXI в. усилится. Природный комплекс моря имеет колоссальную техногенную нагрузку и нуждается в охране всеми странами Балтийского региона. |