Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2001

Рецензия

«Гулливер» экономической географии

В.К. КОВЫЛОВ, В.И. ФЕДОТОВ
г. Воронеж

Книга подводит итоги развития экономгеографии как науки и учебного предмета в период ее бурного преобразования в географию социально-экономическую. Н.Н. Баранский — неординарная фигура с репутацией бунтаря, первопроходца, новатора.

Редакторы Ю.Г. Симонов и К.Г. Тихоцкий взяли на себя труд дать жизнь неопубликованной мемуарной рукописи Н.Н. Баранского, «отца советской экономической географии». Оба редактора — известные теоретики и вдохновители физико-географических исследований, не экономико-географы; тем важнее для читателя их предисловие и послесловие. Это неангажированный взгляд со стороны, взгляд с общегеографических позиций, объективная оценка жизненного пути одного из пионеров экономической географии.

Прошло сорок лет, а книга обладает мощным идейным, идеологическим потенциалом, энергетической силой. Наследие Баранского оставлено нам, и мы ощущаем преемственность поколений. Наши воронежские учителя, непосредственные ученики Николая Николаевича — Г.Т. Гришин и Н.И. Коржов, — развивали его идеи, создавали свою региональную экономико-географическую школу. Их ученики участвовали в процессах преобразования экономической географии в социально-экономическую географию. Современные географы развивают идеи Баранского уже с учетом геоэкологии и социологии, с учетом познания механизмов взаимодействия в системах природа—техника, технология—человек, семья—общество. Так, по любимому выражению Н.Н. Баранского, «зеленеет древо жизни, так работает диалектика, эволюция».

Автобиографическая книга Н.Н. Баранского — многослойная (по научным идеям) и «многоэтажная» (по этапам жизненного пути). Она объективная (правдивая хроника развития науки) и вместе с тем субъективная (авторский неповторимый афористический язык, широта и глубина индивидуальных суждений, личная позиция). Важно также помнить, что Николай Николаевич был марксистом, хорошо представлял сложную диалектику развития, понимал, как трудно прийти к единству знания, единству науки и практики.

Для нас, рецензентов — экономико-географа и физико-географа, — интересны мысли Н.Н. Баранского о единстве географической науки, о недопустимости ее «разбазаривания» и о многотрудной миссии тех, кто преподает географию. Единство географической науки — это поле, где до сих пор работают идеи Н.Н. Баранского.

В 1929 г. студенты географического отделения физико-математического факультета Московского университета по своей инициативе пригласили Н.Н. Баранского организовать у них кафедру экономической географии. Баранский дал согласие, а руководство МГУ воплотило инициативу творческой молодежи в дело. Интереснейший поворот в развитии географической науки — экономическая география на физико-математическом факультете крупнейшего университета страны! Можно согласится с Ю.Г. Саушкиным, что это был «поворот, идущий от жизни, от практики, определяемый верной оценкой будущих путей развития науки и техники, развития общества».

Н.Н. Баранский и пошедшие ему навстречу университетские физико-географы и картографы хорошо понимали, как необходимо творческое содружество физической географии, экономической географии и картографии. Без этого нельзя понять взаимосвязи и пространственные отношения в сложной системе «природа—население—хозяйство—социальная жизнь народа». Н.Н. Баранский с течением времени все аргументированнее выступал с мыслью, что экономическая география — наука географическая, ратовал за контакты, взаимодействие с физической географией и картографией, привлек внимание к парадоксу «бесчеловечной» физической географии и «противоестественной» экономической географии, к необходимости комплексного географического научного анализа. Еще свежи воспоминания о дискуссиях по поводу единства географии. Победило диалектическое понимание единства географической науки.

Уходит (или ушло) в прошлое утверждение, что теория географической науки — это только теория физической географии. Жизнь показала, что для плодотворных исследований разного характера (фундаментального, прикладного) необходимо использование возможностей на стыке различных наук, в частности, естественных и общественных, что в географической науке эта творческая «линия стыков» проходит очень сложным образом*.

Жизнь и развитие географической науки доказали необходимость диалектического единства науки — единства в понимании великого советского географа Н.Н. Баранского.

Н.Н. Баранский представляется сейчас «идеальным профессором»: более 150 аспирантов, руководство студентами, рецензии на программы учебных курсов из других вузов, рецензии на иностранные книги, редакторская работа. Приходится говорить об «идеальном профессоре» поскольку в настоящее время бюрократизация науки подготовила новый тип профессоров — «генералов от науки», озадаченных своим благополучием, положением на служебной лестнице («чем выше, тем ученее»), собирающих вокруг себя команду послушных исполнителей и всемерно подчеркивающих свою значимость.

«Даже после смерти героя и праведника требуется защита их дел и прославление их подвигов». В заключение уместно вспомнить стихи Ю.К. Ефремова, обращенные в 1951 г. к Н.Н. Баранскому:

Теснящих мыслей не распутав,
Со взглядом, сам себе не верящим,
Стою посланцем лилипутов
Пред небывалым Гулливерищем.


* В качестве примера работы на «стыке» географии и экологии можно назвать два научных направления, сулящих интересные методологический и экономический эффекты — ландшафтно-экологическое районирование (Ф.Н. Мильков, В.Б. Михно, В.И. Федотов) и эколого-экономическое районирование (М.Д. Шарыгин).