Город |
Недоступный оксфорд: университет и лендлорд
Т.Г. НЕФЕДОВА
Город-мираж
Административное здание университета
От Лондона до Оксфорда чуть более часа езды на автобусе по живописной, слегка холмистой южной Англии с ее вечно ярко-зелеными лугами и белыми овечками. Средневековые башни Оксфорда возникают вдали неожиданно, как сказочный мираж. Автобус въезжает в обширный пригород с шикарными особняками, долго петляет по узким улочкам, чудом не задевая стен, витрин, ярких боков своих двухэтажных внутригородских собратьев, и наконец привозит вас на станцию. Там можно пересесть в черное старомодное английское такси, и водитель, чья кабина отделена от пассажиров стеклом, за 3—5 фунтов (английский фунт — примерно 40 рублей) доставит вас в любой конец города.
В Оксфорде живет 130 тыс. человек, включая 16 тыс. студентов, и его площадь невелика. От центра до окраин пешего хода минут 30—40. В центре все здания, если это не магазин, не банк, не отель, — университетские. В жилых кварталах нет многоэтажек, все живут в семейных особняках, а кто победнее — в районе таунхаузов, в двухэтажных квартирах с отдельными входами. Оксфорд — город рафинированный. Каждый восьмой в нем — студент, почти каждый десятый работает в университете. Интеллигентных лиц здесь куда больше, чем в Лондоне или, скажем, в Манчестере. Правда, студентам полагается по ночам дружно пить, петь и бушевать. При этом они никого не трогают, и на них внимания не обращают. Даже нищие особые, уютные какие-то (сидят на улице с ухоженными собаками, книжки читают), их все знают, и напоминают они скорее милых городских чудаков.
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Навигатор образования" - крупнейшего, постоянно обновляемого и наиболее актуального справочника образовательных учреждений. На страницах сайта moskva.fulledu.ru представлена информация о вузах, колледжах, техникумах, школах лицеях и детских садах Москвы и других регионов России. Чтобы помочь Вам сориентироваться в огромном количестве учебных заведений, авторы проекта разбили содержащиеся в базе данные по регионам и этапам образования — от детских садов до получения степени MBA. Кроме того, удобная система фильтров позволяет настроить поиск по заданным Вами критериям отбора учреждений образования. В карточках учебных заведений будут представлены самые актуальные контактные данные об организации, карта проезда, ближайшие дни открытых дверей и много другой полезной для Вас информации, в том числе и отзывы о вузе, школе, колледже или детском саде.
Университетская федерация
Колледж всех святых
Оксфордский университет напоминает целое государство, причем федеративное. Он организован по «отраслевому» и по «региональному» принципу. Отраслевые структуры — это факультеты, часто называемые школами. Наш Институт географии РАН сотрудничает со Школой географии и окружающей среды (School of Geography and Environment). Ее основал в 1899 г. знаменитый британский геополитик Хэлфорд Маккиндер. Школа расположена в отдельном здании. Там читают лекции всем оксфордским студентам-географам, принимают у них экзамены, у школы есть своя специализированная библиотека. В общем, как у нас на соответствующих факультетах.
А отличие в том, что одновременно все студенты и преподаватели университета распределены по колледжам, напоминающим полунезависимые провинции. Географы, как химики, историки и т. д., могут быть из разных колледжей. Колледжи старше, традиционнее факультетов. Именно они были его историческими ядрами. В колледже преподаватель занимается со студентами индивидуально. Так, студенты младших курсов почти каждую неделю должны сдавать рефераты преподавателю-географу своего колледжа, если география входит в набор дисциплин по их специальности. В колледже студенты живут (по одному в комнате) и питаются, так как это намного дешевле, чем в кафе в городе.
Преподаватели имеют кабинеты как в колледже, так и на факультете, но это не спасает их от стрессов, явно связанных с двойственностью университетской структуры. Так, коллегам-географам постоянно приходится утрясать расписание встреч и лекций в разных концах города. Студенты и преподаватели мечутся между колледжами и факультетами чаще всего на велосипедах. Но если во многих европейских городах всюду встречаешь велосипедные дорожки, то здесь они есть только в жилых районах. Узкие улочки центра, забитые машинами, автобусами и велосипедами, создают ощущение хаоса, который усиливается непривычным левосторонним движением, — вечно боишься, что на тебя наедут.
Что же такое колледж?
На улицах Оксфорда. Вся жизнь на велосипедах. В крайнем случае — на мотоциклах
Оксфордский коллежд — это не только общежитие, но нечто большее: своеобразная, пронизанная церковно-средневековой традицией университетская ячейка-коммуна. Трудно традициям под натиском современного внешнего мира, но их заботливо поддерживают. Одна из них — общие обеды, идущие из тех времен, когда преподаватели сами жили в колледже (там у многих и сейчас есть кабинет-квартира, независимо от наличия другого жилья). Каждый день они собираются на ланч. А вечерний высокий стол, хай-тейбл, преподаватель обычно посещает один-два раза в неделю, а в другие дни обедает где-то еще.
Гостей приглашают в основном на вечерние трапезы, состоящие из четырех ритуалов: аперитив и беседа в гостиной у камина; обед в главном холле со студентами, где преподаватели сидят отдельно и часто на возвышении, как на сцене, а студенты внизу; десерт в отдельном зале; кофе — снова в гостиной. В первом раунде и в последних двух студенты не участвуют, а преподаватели разных специальностей ведут в основном светские беседы. Для гостя-чужака испытанием будет темп, особенно на общей трапезе, когда, продолжая беседовать с соседями по высокому столу, надо еще очень быстро есть. Не то уйдешь голодным — блюда меняют так стремительно, будто все тут на поезд опаздывают. Независимо от того, старый это колледж или новый, в современном здании, преподаватели должны поверх одежды облачаться в специальные черные мантии с длинными висячими рукавами. И еще... За стол нельзя сесть и из-за него нельзя встать и уйти, пока не разрешит распорядитель стола.
Всего в университете около 40 колледжей, десять из них — только для магистров и аспирантов. Не везде одинаковый набор дисциплин (география как специальность есть только в половине из 30 колледжей с полным курсом обучения). Когда студент или аспирант поступает в университет, он выбирает, с одной стороны, область знаний, специализацию, тем самым прикрепляя себя к отраслевой структуре — факультету-школе, а с другой — колледж, при котором будет обучаться и жить. Колледжи отличаются не только набором дисциплин, но и составом преподавателей, а также, что еще важнее, богатством и престижем, а значит, возможностями обучения, дальнейшей карьеры, удобствами жизни студентов. Тем не менее в университете существует система взаимопомощи (College Contribution scheme) — налог на богатые колледжи для помощи бедным. У них даже разная политическая ориентация в пределах того спектра, что существует в Англии.
В разных колледжах — свой конкурс, разная плата за обучение, и у каждого своя история, порой весьма богатая. Половина колледжей создана до ХVIII в., в том числе десяток — в XIII—XV вв. Старейшие — Баллиол (Balliol College), Юниверсити (University College) и Мертон (Merton College) — основаны в 40—60-х годах XIII в., когда по Руси гуляли орды монголов. Четыре колледжа возникли на 80—100 лет позже, они сохранили квадратные башни романского стиля. Еще 11 колледжей построены в XV—XVII вв., у них обычно готические формы с устремленными ввысь остриями башен. Они более всего придают городу его средневековый колорит. Правда, у одних облик более строгий и аскетичный, у других — весьма декоративный, как, например, у Колледжа всех святых (All So-uls College) в самом сердце Оксфорда, который строился долго, с XV по XVII в. Его многочисленные башни, башенки, зубчики и арки видны отовсюду. Десять колледжей появились в ХХ в., наиболее активно строительство велось между мировыми войнами и в 60—70-е годы. Эти уже современные, но невысокие «стекляшки» расположены ближе к окраинам, так что не портят облик города. Среди старинных общеуниверситетских зданий самое знаменитое — Бодлеанская библиотека (Bodleian Library), одна из крупнейших в мире, построенная в 1613—1618 гг.
Оксфордские колледжи — это еще и обособленные экономические структуры, со своим бюджетом, хозяйством, домо- и землевладением. Всем этим они сильно напоминают монастыри. Таковыми они по существу и были в момент зарождения. Во многих старых колледжах некогда учились только монахи. Женщин разрешили принимать лишь в ХIХ в. Чтобы читатель лучше понял, что такое оксфордский колледж, расскажу подробней об одном из них — Колледже церкви Христа (Christ Church College), материалы о котором предоставили администрация колледжа и моя коллега Джудит Пэллот.
Колледж церкви Христа – кто в нем учится
Пример закрытой деревни, где все дома сохранили свой старинный облик, хотя бо
’льшая их часть куплена дачниками из ЛондонаКолледж получил название в честь церкви Христа, самой большой в городе и известной всей Англии. Хотя она и служит домовой церковью колледжа, но старше его самого, ей более 1000 лет. Каждый вечер в шесть часов для всех желающих здесь проходит служба на современном английском языке, играет орган и поет хор мальчиков.
В начале XVI в. Томас Уолси, кардинал Йорка, задумал создать колледж, который превзошел бы все остальные. В 30-х годах того же века финансирование проекта изменилось, и он стал называться колледжем Генриха VIII. В конце концов колледж получил компромисное имя в честь церкви. Не все амбициозные замыслы кардинала реализовались, но это все равно самый большой и один из красивейших колледжей Оксфорда, где, помимо церкви, известна башня Св. Фомы над главным входом, построенная в 1682 г. по проекту знаменитого архитектора Кристофера Рена. Очень красив внутренний двор, но посторонние могут видеть его только издалека — у входа стоит привратник. Кроме каре административных и жилых зданий вокруг двора, в колледже есть своя библиотека, громадный зал для приемов и обедов, о которых говорилось выше, и даже своя картинная галерея. Именно в этом колледже Льюис Кэрролл, преподававший математику, задумал «Алису в стране чудес».
Несколько столетий колледж был монашеским, а в ХIХ в. воспротивился церковной опеке и фактически был отделен от церкви. Сейчас в нем могут учиться люди любого вероисповедания и атеисты. Тем не менее номинально деканом колледжа остается священник. Он не вмешивается в учебный процесс, только требует, чтобы в каждой жилой комнате была библия, но и это вызывает сопротивление преподавателей и студентов. Помимо этого формального, есть реальный декан, избираемый преподавателями на 4 года.
Список коллектива колледжа открывает не декан, а visitor (буквально — гость), и это не кто иной, как сама королева Великобритании. Затем идет декан-священник и шесть каноников — профессоров и специалистов по теологии. В колледже более 50 постоянных старших преподавателей (Students) разного профиля и статуса: профессора, тьюторы-руководители (Tutors) и примерно соответствующие доцентам Research Students. Помимо учебной работы, они занимаются наукой, пишут статьи и книги, ездят на международные конгрессы. Но главная их забота — студенты, магистры и аспиранты. Многие читают лекции всему потоку студентов одной специальности из разных колледжей, обычно в помещении соответствующего факультета. Кроме того, в колледже еще 22 почетных преподавателя (Honorary Students) и 21 заслуженный профессор в отставке (Emeritus Students), 50 лекторов (Lectures) более низкого разряда и около 30 научных сотрудников (Research Fellows, Junior Research Fellows и Visiting Research Fellows), а также довольно большая администрация.
Колледж ежегодно публикует списки действующих сотрудников, их научных трудов, а также «новости» о бывших сотрудниках (Old Members), ушедших в другие организации, на пенсию. Вот примеры таких сообщений: такой-то наш член с 1965 г. получил должность профессора в Кембридже; другой работает сейчас в Дублине, опубликовал такую-то книгу; внучка такого-то члена аж с 1938 г. поступила в этот же колледж, где учился и ее отец (надо же, и у них семейственность, династии!). Публикуют и списки умерших сотрудников, независимо от того, когда они работали в колледже. Признаюсь, что эта традиция мне симпатична. Я ведь тоже любытствую, как живут, что делают коллеги, знакомые, старые сотрудники моего института, но узнаю об этом из разговоров, сплетен. А они — из таких вот публичных новостей. Как их сочетают со святостью privacy, частной жизни? Не знаю. Как-то сочетают и с этим принципом, и со всемирно известной британской сдержанностью, холодком в общении, порой весьма чувствительным...
Сейчас в колледже учится 673 человека. Хочется сказать, студентов. Ведь во всех словарях именно учащиеся и называются students. Но в Оксфорде все не так. Здесь студенты — это undergraduates, магистры и аспиранты — graduates. А вот students, как вы, наверное, уже заметили, — это преподаватели. Ну да бог с ними, главное — понимать, о ком речь. Итак, студентов-undergraduates 450, они учатся 3—4 года, получая степень бакалавра, и еще 223 graduates: магистров (1 год обучения) и аспирантов (4 года). Большинство (417, или 92% всех студентов) из Великобритании, из стран ЕС только 9 человек, из других — 24 человека. Иная пропорция среди магистров и аспирантов. Британцев из них немногим более половины, 12% — из стран ЕС и треть — из других стран мира.
Все британские студенты пользуются государственными и частными пособиями, так что обучение стоит им не более 2000 фунтов в год. Иностранцам — около 8000 фунтов, не считая проживания и питания. Однако и они обычно получают пособия из многочисленных национальных и международных фондов. Есть специальные фонды для стран Восточной Европы и бывших английских колоний, выходцы из которых в итоге учатся и расселяются бесплатно, оплачивая только питание. Учебу российских студентов и аспирантов оплачивал Фонд Сороса, но эта помощь сильно сократилась, так как была нацелена на подготовку национальных кадров, а из 20 русских, учившихся в Оксфорде, в Россию вернулся только один. Теперь средства выделяют для талантливой молодежи с периферии: администраторы Фонда Сороса считают, что у москвичей и петербуржцев есть свои возможности. Например, по специальности «география» на деньги Сороса учится сейчас один аспирант из Перми, победивший в большом конкурсе.
В целом же конкурс в этот колледж даже среди британских абитуриентов довольно высок и в последние годы составлял 3—4 человека на одно место.
Чему здесь учатся
Один из старейших колледжей Оксфорда уживается с типичными английскими двухэтажными автобусами
Таблица 1 дает представление о предпочтениях студентов и магистров с аспирантами. Среди последних популярны медицина и особенно психология. Точные науки выбрали 14%, столько же — историю. В целом среди graduates почти поровну естественников и гуманитариев. В гуманитарной сфере доминируют не те профессии, что считаются самыми престижными у нас (экономика, управление, право). Магистры и аспиранты оксфордского колледжа нацелены скорее на «чистое знание» и искусство. Так же как и студенты, но среди тех еще больше тяга к гуманитарным дисциплинам, и особенно к изучению языков.
Профессиональный состав преподавателей и научных сотрудников колледжа не всегда совпадает со студенческим. Лучше обеспечены преподавателями точные науки, филология, литература и музыка. Бо’льшая доля теологов связана с наличием, помимо преподавателей, каноников церкви Христа. Доля специалистов по медицине и психологии в колледже явно меньше, чем доля обучающихся этим дисциплинам. Впрочем, многое зависит от методики и технологии преподавания, от второй сквозной структуры университета — факультетской отраслевой.
Колледж-землевладелец
Казалось бы, назначение колледжа — обучение и воспитание (опека) студентов. В этом должна состоять вся его деятельность, от этого и для этого он должен получать деньги. На практике это далеко не так. Посмотрите, из чего складываются доходы и расходы колледжа.
Весь бюджет в 1999 г. составил 9,6 млн фунтов, а основу доходов — проценты и рента от имущества. Это имущество на сумму более 150 млн фунтов включает три основные части: акции, дома и земли. Около 60% составляют акции, но доход от них стал падать, и администрация колледжа хочет прикупить больше недвижимости. Между прочим, именно то, что колледж является лендлордом, «зацепило» меня как аграрника, подвигнув узнавать все больше, что в конечном итоге вылилось в данное эссе.
Таблица 1
Состав колледжа церкви Христа по специальностям
в 2000 г., %
Группы специальностей |
Студенты |
Аспиранты и магистры |
Сотрудники |
Математика, физика, инженерные науки |
14 |
14 |
16 |
Биология, химия, биохимия |
13 |
10 |
9 |
Медицина, анатомия, психология |
12 |
24 |
6 |
Экономика, бизнес-администрирование, менеджмент |
3 |
5 |
3 |
История и археология |
12 |
14 |
15 |
География, востоковедение, международные связи |
5 |
8 |
6 |
Юриспруденция |
8 |
6 |
3 |
Английский и другие языки |
19 |
3 |
16 |
Литература, музыка, искусство |
12 |
11 |
15 |
Теология и философия |
2 |
2 |
11 |
Науковедение и образование |
— |
6 |
— |
Итого |
100 |
100 |
100 |
В настоящее время Колледж церкви Христа владеет 16 тыс. акров, не считая земли под зданиями, в разных графствах Англии (акр равен примерно 4 тыс. м2, или 0,4 га), то есть его земля — это площадь нескольких российских колхозов. Землю арендуют полсотни фермеров. Легко подсчитать среднюю площадь угодий у одного фермера: примерно 130 га. Интересно, что колледж, являясь владельцем земли, не имеет права выгнать арендатора, а продать участок может лишь с его согласия, то есть вместе с ним. Колледж получает земельную ренту и ради нее заботится о «своих» фермерах, дает им кредиты, ссуды на покупку техники и т. п. Получается этакий новый феодализм, устраивающий обе стороны.
Оксфордские колледжи всегда были крупными землевладельцами. В Колледже церкви Христа не так давно защищалась диссертация, посвященная картированию владений колледжа в XVI—XIX вв. В 1871 г. у него было 27 тыс. акров сельхозугодий, причем 36% в Оксфордшире. Остальные располагались в соседних графствах Мидлэнда (Midland), а из дальних владений выделялись северные в Йоркшире, видимо унаследованные еще от кардинала Уолси. На каждое владение составлялась подробная карта.
Кроме того, прямо за стеной колледжа тянутся принадлежащие ему заливные луга в пойме р. Темзы. На этих лугах пасутся... университетские коровы. На мой вопрос, зачем колледжу коровы, мне ответили: «Не пропадать же лугам, и потом, колледж всегда имел своих коров». Стадо не очень большое — несколько десятков голов, и эти головы очень по- английски сочетаются со старинными башнями. В состав персонала колледжа по традиции входит, соответственно, и пастух. Но что точно не является старинной традицией — это собачий «детский сад» тут же рядом с лугами, в который преподаватели, проводящие целые дни в колледже, приводят своих питомцев, чтобы им не было скучно.
Вот так причудливо сочетаются традиции и современный сервис. Но Англия — это все-таки прежде всего святость и нерушимость традиций, старины, что в сельской местности, пожалуй, еще виднее, чем в городе. Попробую показать это в последнем сюжете, прямо не связанном с университетом.
Таблица 2
Основные статьи бюджета колледжа церкви Христа в
1999 г.
Доходы |
Расходы |
||
Статьи дохода |
Доля, % |
Статьи расхода |
Доля, % |
Тьюторские и прочие взносы |
15 |
Содержание преподавательского состава |
27 |
Международные фонды |
22 |
Образование и исследования |
32 |
Доходы от собственности |
63 |
Ремонт зданий, администрация и текущие расходы |
32 |
Содержание церкви |
6 |
||
Университетский налог |
3 |
«Перспективные» и «неперспективные» английские деревни
Внутренний двор Колледжа церкви Христа с башней Св. Фомы
У жителей Оксфорда и более крупных городов, особенно Лондона, имеются «дачи» — второе жилье в сельской местности. Они называют их коттеджами; в английском языке, в отличие от «новорусского», это маленький домик. Подсобного сельского хозяйства там обычно не ведут. Правда, моя коллега, изучающая российское село, устроила при своем коттедже под Оксфордом небольшой огород, чтобы понять русскую психологию, — теперь соседи считают ее слегка тронутой. Потребность в коттеджах возникла от стремления убежать из города (даже если семья и там живет в доме с садом) в старинную уютную деревушку в живописной местности, а еще от увлечения конным спортом. Многие владельцы подобных «дач» держат своих лошадей, чтобы кататься один-два раза в неделю круглый год. Уход за лошадьми дачников, выращивание кормов для них стали одним из самых доходных занятий окрестных фермеров. Да и ближние пастбища просто поражают обилием пасущихся лошадей.
Сразу оговорюсь, что в окрестностях Оксфорда, да почти всюду в Великобритании и в Западной Европе, деревню от городка не отличишь. Те и другие застроены старинными, утопающими в цветах и диком винограде домами из камня, крытыми фантастически аккуратно соломой либо слюдяным камнем. Заборы тоже каменные или живые изгороди, но в любом случае невысокие. В центре поселения, как правило, небольшой собор, несколько магазинов и типичный английский паб. Улицы асфальтированы, у каждого дома — машина или две. Отличаются они лишь размером и «глубинностью».
Все деревеньки делят на две группы: открытые и закрытые. Решение об отнесении деревни к той или иной группе принимается на уровне администраций графств и сельских администраций, где выдаются и «планировочные разрешения» на строительство или ремонт дома.
Открытые деревни — это те, где можно строить новые дома и реконструировать старые, хотя контроль при этом все равно крайне жесткий. Там просто немыслимы замки, подобные новорусским в Подмосковье. Все новые дома должны быть точно того же стиля, как и старые, и ни в коем случае не выше их. Покрыть дом черепицей разрешат лишь в той деревне, где она традиционна. Чаще хозяин обязан делать слюдяную или соломенную кровлю, а это куда дороже. Кирпичных домов тоже немного, их строят в основном в примагистральных городках, непопулярных у дачников.
В закрытых деревнях вообще нельзя строить ничего нового и менять внешний облик здания при ремонте, даже если под дачу куплен всего лишь старый амбар. Зато внутри — все, что хочешь. И появляется у этих старинных домов современная начинка, ванны, канализация (с них начинается любое строительство в Европе), удобные спальни, гостиные с камином и т. п.
В целом, чем дальше деревня от главных городов и магистралей, тем больше она ценится дачниками и тем дороже там дома и земля. В том месте, где находится коттедж нашей коллеги, каждый пятый дом уже куплен дачниками, в основном из Лондона, хотя оттуда на машине езды часа полтора. Впрочем, не так много по меркам Подмосковья.
Итак, новый английский дачный бум и похож, и совсем не похож на российский. Как говорится, сытый голодного... Хотя почему голодного, в достатке ли дело-то? Откуда тот земельный, налоговый, архитектурный, инфраструктурный и прочий беспредел, который творят в российских пригородах новые богатые? От нашей, совершенно иной традиции? От ее отсутствия? От слабости и продажности властей?
Вопросов много, а от ответов я, пожалуй, уклонюсь. Это всего лишь краткий и довольно субъективный рассказ о том, как можно в наши дни быть вполне современным и в то же время поддерживать вроде бы музейные, чуть пыльные, но такие дорогие традиции.
Татьяна Григорьевна Нефедова – старший научный сотрудник Института географии Российской академии наук, кандидат географических наук. Окончила Московский государственный университет (защищалась на кафедре экономической географии СССР), после чего еще четыре года работала на географическом факультете. Изучала Дальний Восток. Государственных денег было вдосталь, чтобы каждый год ездить в длительные и дорогие экспедиции. Когда захотелось более строгой науки, перешла в Институт географии. Там повезло – попала в группу, сотрудничавшую со странами СЭВ. Правда, за границу тогда ездило только начальство, но все равно было интересно, особенно когда задумали карту экологических проблем Европы от Альп до Урала. К концу 1980-х стала главным редактором этой карты, а тут и железный занавес приподняли, так что объездила многие страны Восточной Европы. Карта потом вышла в Австрии, а сейчас сделали ее второй вариант с учетом новейших изменений в регионе.В 1990-х государство резко сократило расход средств на науку, хотя институты не закрыло: «выживайте как знаете». А географу нельзя без поездок, без живого дела. Несколько ученых и журналистов организовали журнал «Ваш Выбор», посвященный региональным проблемам России. Делали по заказам регионов специальные номера, много ездили, получали массу впечатлений. Я там отвечала за аграрную тематику. Но журнал (как многие частные издания) скончался в 1996 г. – выжить, не будучи ангажированным, очень сложно.Новый источник, питающий науку, – это, конечно, российские, зарубежные и международные научные фонды. Деньги они дают не целым институтам, а по конкурсу отдельным людям и небольшим коллективам на конкретный проект. Если он победит, то можно и статистику купить, и повидать Россию, и съездить на конференцию за границу, и издать свои труды. Так были подготовлены (в соавторстве с Г. Иоффе) и изданы в Америке книги «Сельское хозяйство России: преемственность и изменения» и «Российские пригороды», написано много научных и популярных статей по проблемам сельского хозяйства, новейших региональных изменений, развития городов и пригородов. Итогом этих исследований в какой-то мере стала книга «Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен», где Т.Г. Нефедовой написан ряд глав. |