Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №47/2001

Из новой книги

Промышленность мира*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

С началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения уменьшается. промышленность по-прежнему остается самой главной отраслью материального производства. В промышленное производство направляются большие инвестиции, с ним связаны крупные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Промышленные товары сохраняют безусловное первенство в мировой торговле. Промышленность продолжает оказывать большое воздействие не только на экономику, но и на другие стороны общественной жизни. А территориальная структура промышленности в наибольшей мере определяет территориальную структуру всего мирового хозяйства, формируя как бы его каркас. Поэтому ее иногда не без основания продолжают называть мотором экономического развития.

Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения остается электронная промышленностьСамой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения остается электронная промышленность

Да и цифровые показатели, характеризующие масштабы мировой промышленности (хотя темпы ее роста снизились до 1,5% в год по сравнению с 6% в 60-е годы), также продолжают оставаться очень внушительными. Согласно данным ООН и расчетам российских экономистов, добавленная стоимость, созданная мировой промышленностью в 2000 г., оценивается примерно в 10 трлн долл. и, следовательно, составляет треть мирового ВВП, превышая долю сельского хозяйства в 7—8 раз. В мировом промышленном производстве занято 500 млн человек (по сравнению со 180 млн в конце 60-х годов). К этому можно добавить, что промышленные товары и по объему, и по стоимости составляют 80—90% всех товаров мировой торговли.

Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. На уровне мезоструктуры они выражаются прежде всего в изменении пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. В течение всей второй половины ХХ в. сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве; ныне она составляет примерно 1/10. Но изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность представляет собой целый комплекс отраслей и подотраслей, включающий в себя не только горнодобывающую, но и лесозаготовительную промышленность. К нему относят также морской промысел, водоснабжение, охотничье-промысловое хозяйство. Примерно 3/4 суммарного выпуска продукции этой отрасли приходится на главную ее подотрасль — горнодобывающую промышленность. В свою очередь в структуре горнодобывающей промышленности 3/5 продукции (по стоимости) обеспечивает нефтегазовая промышленность, а остальную часть примерно в равных долях — угольная и рудодобывающая.

Обрабатывающая промышленность — в структурном отношении гораздо более сложный комплекс, включающий более 300 различных отраслей и подотраслей, которые принято подразделять на четыре блока: 1) производство конструкционных материалов и химических продуктов; 2) машиностроение и металлообработка; 3) легкая промышленность; 4) пищевая промышленность. В структуре обрабатывающих производств выделяют также отрасли тяжелой и легкой промышленности: если в 60-х годах соотношение между ними составляло 60:40, то в середине 90-х — уже 70:30. Первое место в структуре мировой обрабатывающей промышленности занимает машиностроение (40% всей продукции), на втором месте стоит химическая промышленность (более 15%). Далее следуют пищевая (14%), легкая промышленность (9), металлургия (7%) и другие отрасли. Соотношение между ними несколько меняется со временем, но в целом остается относительно стабильным. Зато сдвиги, происходящие в структуре каждой из перечисленных отраслей, обычно бывают более заметными. Прежде всего это относится к машиностроению, как самой диверсифицированной отрасли промышленного производства.

Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения была и остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности уже выросла до 1/10. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, а увеличивается — дорожно-транспортных машин, и в особенности роботов, конторского оборудования и т. п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.

Наряду со сдвигами в отраслевой структуре мировой промышленности, происходят изменения и в ее территориальных пропорциях. Обычно эти изменения рассматривают на разных иерархических уровнях, начиная от сравнения Севера и Юга и кончая отдельными странами.

Соотношение между экономически развитыми и развивающимися странами за последние десятилетия существенно изменилось. Более высокие темпы индустриализации в странах Юга привели к тому, что их доля в мировом промышленном производстве (без Китая) увеличилась с 4% в начале 50-х годов до 11 в 1975 г. и 19% в 1995 г., а в дальнейшем возросла еще более. В экономической литературе можно встретить оценки, исходящие из того, что доля этих стран (с Китаем) ныне составляет уже 45%. Соответственно выросла и доля промышленного производства в ВВП развивающихся стран — с 25% в 1960 г. до 35% в конце 90-х годов. Более того, страны Юга догоняют страны Севера и по структуре самого промышленного производства, поскольку теперь их «лицо» определяет уже не столько горнодобывающая, сколько обрабатывающая промышленность. В начале 90-х годов развивающиеся страны обогнали развитые по выпуску изделий легкой промышленности. Теперь они все более приближаются к странам Севера и в отраслях тяжелой промышленности, доля которой в суммарном промышленном производстве этих стран уже достигла 3/4 (в том числе машиностроения — 1/4).

Известны две стратегии, или модели индустриализации, развивающихся стран — внутриориентированная и внешнеориентированная. Первую из них принято называть стратегией импортозамещения. Она проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров — тканей, одежды, обуви, мебели и т. п. Затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности. Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Поэтому многие страны стали приходить к другой, экспортоориентированной модели развития, в основу которой было положено продвижение местных товаров на мировой рынок. В наибольшей мере эта модель характерна для новых индустриальных стран Азии.

Однако все эти оптимистические для стран Юга сравнения нуждаются в комментариях. Во-первых, следует учитывать, что, несмотря на успехи индустриализации, развивающиеся страны в целом отстают от развитых на целую историческую эпоху, в основном в наукоемких отраслях, от которых в первую очередь зависит расширение и обновление всего промышленного производства, да и не только его. В конце 90-х годов мировой рынок наукоемкой продукции достиг уже 2,5 трлн долл., причем только страны «большой семерки» контролируют 80% этого рынка, а все экономически развитые страны — 90%. В структуре промышленного производства ведущих стран Севера на наукоемкую продукцию приходится 20—25%, а в их экспорте ее доля достигает 30—35%.

При этом «семерка» владеет 46 из 50 так называемых макротехнологий, под которыми понимают совокупность всех технологических процессов (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовка производства, само производство и сервис или поддержка проекта) создания определенного вида продукции с заданными параметрами. Из этих макротехнологий США контролируют 22, Германия — 8—10, Япония — 7, Великобритания и Франция — по 3—8. Вслед за ними идут Швеция, Норвегия, Италия и Швейцария. Остальные страны контролируют лишь 3—4 такие технологии.

Обрабатывающая промышленность развивающихся стран специализируется в основном на выпуске более простой, менее техноемкой продукции.

Кроме того, нужно принимать во внимание, что высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств — прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. Важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации, как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с Севера на Юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных «грязных» производств.

Ко всему этому можно добавить, что именно в странах Севера сосредоточено подавляющее большинство крупных промышленных ТНК, которые кроме прочего владеют значительной частью промышленного потенциала стран Юга. Неудивительно, что промышленная продукция развивающихся стран во многом предназначается для товарных рынков развитых государств. Что же касается производительности труда в промышленности, то по ее уровню страны Юга уступают странам Севера в среднем в четыре раза, хотя при расчете этого соотношения учитывают показатели только самых «продвинутых» из них.

Иногда в литературе приводятся также сведения о распределении промышленного производства между тремя группами стран — развитыми странами Запада, развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Но поскольку доля стран Восточной Европы и СНГ в мировом промышленном производстве на протяжении 90-х годов уменьшилась с 11 до 6%, на общемировые пропорции они ныне, увы, влияют не так уж сильно.

Все это в какой-то мере характеризует и распределение промышленного производства между крупными географическими регионами мира. Среди них особо выделяются три — Европа, Азия и Северная Америка. Нужно, однако, учитывать, что по сравнению с началом 50-х годов соотношение между ними существенно изменилось: доля Европы, хотя и немного, но уменьшилась, доля Северной Америки уменьшилась более чем в два раза, а доля Азии, напротив, увеличилась в несколько раз. В конце 90-х годов на Западную Европу приходилось 20%, а на Северную Америку — 18% мирового промышленного производства.

Большой интерес для географического анализа промышленности мира представляет также определение ведущих стран, которые, по существу, задают тон в этой отрасли. Характерно, что в их перечне оказалось 11 развитых и 9 развивающихся стран.

Именно с этими ведущими странами связано и размещение главных промышленных районов мира.

Положение России в мировой промышленности в течение 90-х годов заметно изменилось в худшую сторону. Если Советский Союз по размерам промышленного производства занимал второе место в мире после США, то современная Россия, как видно из таблицы, оказывается только на 13-м месте. В структуре ее промышленности доля машиностроения снизилась до 18%, сравнявшись с долей топливной промышленности. Фактическое крушение военно-промышленного комплекса, на который в СССР работало 60 тыс. предприятий, повлекло за собой резкое сокращение выпуска наукоемкой продукции, в мировом производстве которой доля России, по некоторым расчетам, упала до 0,3%. Тем не менее Россия обладает еще значительным промышленным потенциалом (160 тыс. предприятий, более 13 млн занятых), который может послужить базой для ее развития в будущем.

Первые двадцать стран по размерам промышленного производства в конце 90-х годов

Страны

Производство, млрд долл. США

Страны

Производство, млрд долл. США

США

1 450

Канада

165

Китай

1 330

Бразилия

165

Япония

600

Россия

155

Германия

470

Саудовская Аравия

145

Индия

275

Таиланд

135

Франция

260

Испания

130

Великобритания

260

Мексика

115

Италия

250

Тайвань

80

Индонезия

240

Австралия

70

Южная Корея

185

Малайзия

70

 


* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».