Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №47/2001

Предмет

Приглашение к сотрудничеству

9 октября в редакции «Географии» состоялась встреча с представителями методических объединений Москвы и учителями географии. Она вылилась в увлекательную и конструктивную беседу, в течение которой были обсуждены наиболее актуальные проблемы современного школьного географического образования. В разговоре были подробно затронуты проблемы будущего географии в школе. Будущее это вызывало тревогу у всех участников круглого стола, что подтвердило единство взглядов редакции и учителей на важнейшие проблемы школьной географии. Обсуждение состояния дел в географическом образовании вылилось в жаркую многочасовую дискуссию. Ниже приводятся лишь основные из высказанных мнений и положений.

Участники встречи (слева направо): Л.В. Евсеева, Н.В. Сопка, Л.А. Чичекина, Н.В. Федорова, А.А. Лобжанидзе, О.Я. Салманова

Участники встречи (слева направо): Л.В. Евсеева, Н.В. Сопка, Л.А. Чичекина, Н.В. Федорова, А.А. Лобжанидзе, О.Я. Салманова

Лариса Владимировна Евсеева (методист Северо-Восточного АО г. Москвы):

В газете публикуются интереснейшие статьи, статистические материалы, карты, но, на мой взгляд, не хватает методических рекомендаций, как использовать эту богатую информацию на уроках. Это сложная задача и не всем она по плечу, но пытаться давать такие рекомендации все же нужно.

Еще одна проблема — несопоставимость фактов и цифр, приводящихся в газете и в утвержденных учебниках по курсам школьной географии. Например, в № 33 газеты приводится демографическая статистика, не совпадающая ни по значениям, ни по ранжированию лидеров с данными, опубликованными в учебнике В.П. Максаковского для 10 класса (8-е издание, 2000 г.). Как объяснить учителям и школьникам, кто больше прав: «География» или Максаковский. И тот и другой источник авторитетны*.

Вопрос распространенности «Географии» среди столичных учителей упирается в финансовые проблемы. Учителям, особенно молодым, нелегко выкроить деньги на подписку из своих мизерных зарплат. Но редакция и издатели газеты в нынешних условиях, понятно, не могут понизить подписную цену. Выход, по-моему, состоит в поиске редакцией новых методов работы с учителями. Например, существенно расширило бы круг читающих «Географию» учителей участие представителей газеты в традиционных августовских методических объединениях, проходящих в Москве перед началом учебного года. Распространение подписных карточек на этих встречах может существенно увеличить подписку. Пока же приходится констатировать, что действительно нужная и полезная газета не доходит до каждого учителя.

Людмила Анатольевна Чичекина (методист Южного АО г. Москвы):

У меня нет критических замечаний по отношению к газете «География». Она предлагает читателям прекрасные материалы. К сожалению, учителя не так часто, как хотелось бы, знакомятся с этим изданием. У московских учителей попросту не хватает на это времени. Газете, на мой взгляд, нужно активнее работать со школами, рекламировать себя, тогда число учителей, использующих в своей работе «Географию», увеличится.

Ольга Яковлевна Салманова (методист Центрального АО г. Москвы):

Очень жаль, что газета еще не полностью востребована, ведь она публикует хорошие материалы. Например, очень удобны пособия на газетном развороте, которые зачастую публикует «География». Напечатанную таким образом карту или таблицу можно наклеить на картон и использовать как наглядный материал, а можно сделать ксерокс и раздать ученикам. Понравилась идея отследить изменения на политической карте за ХХ в. (№ 17). Теперь можно наглядно показать, что политическая карта мира или отдельных регионов — категория историческая, изменяющаяся во времени. Но было бы лучше, если бы «моментальных снимков» состояния политической карты было сделано больше, скажем, четыре, вместо опубликованных двух. Это очень важно, ведь современные школьники порой не знают даже того, какие республики входили в состав СССР. Хорошо, что газета старается отслеживать все последние изменения в политической и хозяйственной картине мира. Материалы по «горячим точкам» планеты нужны чаще. Сейчас, например, есть настоятельная необходимость оперативной публикации материала по событиям в Афганистане. Газета «География» предлагает своим читателям огромное количество интереснейшей географической информации, но возникает проблема несоответствия этого объема ограниченным возможностям школьной программы.

Я присоединяюсь к высказанному предложению, что «Географии» нужно участвовать в августовских чтениях. Нужно идти к учителям и через Московский институт открытого образования (МИОО). Реалии складываются так, что в школе просто некому пробудить интерес к газете. Действительно, учителя мало читают «Географию». Это сложно сделать при нагрузке 26—30 часов в неделю. Когда появляется возможность, учителя предпочитают готовиться к урокам по книгам, а не по газетной подшивке. Книгу удобнее хранить, чем газету. Как правило, у молодых учителей появляется интерес к газете лишь после дву-трех лет работы.

Надежда Викторовна Сопка (методист Южного АО г. Москвы):

Я думаю, что нам, методистам, стоило бы активнее сотрудничать с «Географией», давать советы по методике подачи тех или иных материалов. Газете, на мой взгляд, нельзя игнорировать никаких откликов от учителей, в особенности тех, что касаются будущего географии в школе. «География» должна стать трибуной дискуссии о проблемах профильного обучения. Только консолидация учителей позволит отстоять школьную географию и не позволит ей стать жертвой экспериментов по интегрированию курсов.

Я согласна с выступавшими, что лучшее время распространения газеты среди учителей — август. Ведь это то время, когда хороший учитель создает задел на новый учебный год и без «Географии» ему не обойтись.

Наталья Михайловна Фёдорова (учитель географии школы № 633 г. Москвы):

Многое из опубликованного в «Географии» мне пригодилось при подготовке к школьным занятиям. Особенно часто находят применение разработки игр, материалы рубрики «Я иду на урок», статистические данные, отрывки их «Хрестоматии». Вызывают интерес публикации поурочного планирования. В целом хочу сказать, что газета очень живая и не казенная.

Александр Александрович Лобжанидзе (президент Межрегиональной ассоциации учителей-географов):

Вмешиваясь в дискуссию, хотел бы четко разделить две задачи, стоящие перед школьным географическим изданием: научную и методическую. В последнее время «География» стала все больше сдвигаться в сторону методики. На мой взгляд, это неверно. У газеты своя ниша. Она не должна тематически пересекаться с методическим журналом «География в школе». Газета «География», как мне понимается, — это издание прежде всего для географов, а не для методистов. Поскольку «География» является газетой для географов, то оправданна ее направленность на освещение географических проблем, сплошь и рядом выходящих за узкие пределы школьных учебников. Если же «География» ставит перед собой цель быть исключительно школьной газетой, тогда ей необходимо ломать свою концепцию и подбирать публикации, согласуясь со школьным учебным планом, к каждому конкретному уроку.

Излишняя «методизация», по-моему, вредит газете. Стремление любой ценой насытить свои страницы методическим содержанием приводит к появлению таких публикаций как, например, «Географические диктанты» В.И. Евдокимова, которые, с моей точки зрения, были неудачны.

Имеет значение и размер статьи. В газете, в отличие от того же журнала, должны быть небольшие и динамичные публикации. Размеры статей не должны быть запредельными. Недопустимо появление номеров, состоящих всего лишь из одного-двух обширных материалов. Таблицы, справочные сведение и наиболее интересные статьи (например, материал С.А. Тархова об эволюции административно-территориального деления России) хорошо бы издавать в виде отдельных книг или дидактических материалов, которыми учителя с радостью пополняли бы свои библиотеки. Единственное пожелание — формат этих изданий должен быть удобным для использования (не меньше А4). Мне кажется, что «Географии» стоит более активно заниматься саморекламой. Газете нужно постараться дойти до каждого учителя и объяснить ему свои преимущества.

Ольга Николаевна Коротова (главный редактор газеты «География»):

Мы рады, что наша встреча привела к конструктивной дискуссии, во время которой были затронуты многие из актуальных вопросов школьного географического образования. Мне хотелось бы обратиться ко всем присутствующим с предложением сотрудничества. Давайте вместе делать нашу общую газету более насыщенной и интересной. Присылайте в редакцию свои методические материалы и методические разработки учителей ваших округов. Прошу вас реагировать на опубликованные в газете материалы, сообщать о своем отношении к ним. Информируйте о нашей газете учителей, рассказывайте о нас на методических объединениях и конференциях. Мы вместе делаем одно дело, у нас схожие интересы. Чем больше учителей познакомятся с «Географией», тем более живым и творческим будет и школьный предмет.


* От редакции «Географии»: Правомерно пользоваться обоими источниками, так как оценкой численности населения и прочих демографических показателей по странам мира занимаются разные организации. Более или менее объективной можно признать лишь информацию, полученную путем всеобщей переписи населения, но это дорогостоящее и сложное мероприятие случается не каждый год, а несколько раз в лет. Напомним, что в России (тогда еще СССР) последняя перепись прошла еще в 1989 г., а следующая намечена на 2002 г. Поскольку в разных странах переписи проходят в разное время, а демографическую статистику для того, чтобы был возможен ее сравнительный анализ, желательно давать на одну и ту же дату, приходится пользоваться оценочными данными международных организаций, которые, понятно, расходятся с официальными данными статистических служб отдельных стран. Газета «География» выбрала всемирную базу данных Бюро переписей США.
В.П. Максаковский пользовался другими источниками.