Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №47/2001

Мнение читателя

Широта, научность, публицистичность

Г.А. АГРАНАТ,
профессор, доктор географических наук

Я — не учитель географии — решился изложить свои впечатления об уважаемой еженедельной газете «География» с эрудиционной, так сказать, точки зрения. И слова, вынесенные в заголовок, как мне кажется, наилучшим образом отражают главное в этих впечатлениях.

В моем понимании еженедельник отвечает основным нуждам учителей географии. Он регулярно публикует программные, методические материалы. Он обеспечивает учителя справочными — в статистической, географической и картографической форме — данными по физическому и социально-экономическому «крыльям» предмета. Причем такими, которые в учебниках и учебных пособиях найти трудно. К примеру, данные об исторической динамике административно-политического устройства России, демографические показатели по странам мира, объемы валовой и отраслевой продукции российской промышленности.

Это — каркас уроков, их формальная, структурная, справочная основа. Помощь учителям в ее формировании, конечно, необходима. Но основную заслугу газеты я усматриваю в помощи в содержательном наполнении уроков. Я имею в виду статьи по отдельным странам, регионам, городам, отраслям хозяйства, по тем или иным природным, социально-экономическим явлениям и проблемам. Газета часто рассказывает и о вышедших книгах, которые учителям полезно прочесть.

Я внимательно прочел выпуски газеты за 2001 год, выборочно — более старые выпуски и могу утверждать, что статьи, рецензии, другие материалы написаны высококвалифицированно с научной точки зрения, отражают новейшие взгляды по той или иной теме, по крайней мере — социально-экономического профиля, по которому я могу убежденно судить. Значительная часть публикаций просто оригинальна, впервые появляется в печати.

Особо хочу сказать, что «География» публикует не только суждения, отвечающие духу прокламируемой правительственной или близкой к ней политики. Появляются полемические, если не сказать — оппозиционные, взгляды. Такую смелую позицию редакции надо приветствовать, ее можно назвать истинно демократической, отвечающей задаче открытости, как теперь говорят — прозрачности, общественной жизни. Без такого подхода трудно объективно оценить такие, к примеру, сложные, спорные темы, как геополитика и глобализация, положение России в современном мире, возможные пути развития страны и ее регионов, проблемы урбанизации.

Все это представляется очень важным еще и потому, что из двадцати выпусков комплекта педагогических изданий «Первого сентября» «География» более других связана с экономикой, социальными проблемами, политикой. «Историю», «Искусство», «Литературу», конечно, также должна отличать эта взаимосвязь, но по сути предметов — далеко не в такой мере.

И вот что еще нужно подчеркнуть. При всей научности материалов и статей их отличает хороший, а в ряде случаев отменный литературный язык. Многие, если не большинство, — с хорошей, вполне уместной в научных, тем более в научно-популярных сочинениях, беллетристической, лучше сказать, художественной окраской.

В этом отношении представляются также очень уместными публикации принадлежащих известным мастерам рассказов или выдержек из них, стихотворений. Надо отметить с хорошим вкусом делаемый подбор иллюстративного материала — репродукций картин, зарисовок, заставок. Всем этим достигается публицистичность, облегчающая освоение материала очень широкого спектра.

Не могу не заключить сказанное выводом, который может показаться общим местом, но он мне кажется нужным, справедливым. «География» обогащает не только педагогически, профессионально. Газета помогает учителю географии лучше понять суть происходящего в жизни России и мирового сообщества и донести это понимание до учеников. В условиях, не побоюсь сказать, нынешнего хаоса в мыслях и делах это совершенно необходимо.

На фоне всего позитивного позволю себе грустную ноту. Полиграфически «География» выглядит неприметно, по объему работы коллектив редакции слишком мал, газета заслуживает лучшего. В советское время я бы об этом не говорил — все издания в этом смысле были скромными. Но теперь, когда рядом тысячи богатых деньгами и штатами, блещущих бумагой, красками и, как теперь говорят, дизайном всякого рода информационных, рекламных и других изданий... Обидно, неприятно, когда торгашеское, развлекательное, сугубо конъюнктурное отодвигает на задворки общественно неизменно полезное, очень важное для всех людей и особенно для обучения и воспитания детей, молодежи.