Маршрут |
Река www, река Интерпола
Международная Рона
С.В. РОГАЧЕВ
Окончание. См. № 40, 42, 46/2001
|
Третий по течению, после Женевы и Лиона, крупный город на международной Роне — Авиньон. И он тоже международный центр, причем начавший свою международную карьеру много раньше, чем Женева, а тем более, чем «догоняющий» Лион. В 1309 г. французский король Филипп Красивый переманивает с низовий Тибра в низовья Роны тогдашнего римского папу (Климента V), и Авиньон на столетие делается местом пребывания католических первосвященников51. Космополитическая власть римского престола, возможность папы диктовать свою волю светским владыкам давно раздражала европейских королей. Филипп, переведя пап в Авиньон, поставил папство — вместе с его большими международными возможностями — под контроль централизованного французского государства. Зданием, символизирующим международную роль Женевы, конечно, является Дворец Наций (см. № 40, с. 21); символом международного Лиона служит штаб-квартира Интерпола (см. № 42, с. 23), возвышающаяся над Ронской набережной, словно надстройка суперсовременного лайнера, на котором Лион тщится угнаться за Женевой; знаковое здание вселенской роли Авиньона — Папский дворец XIV в. Своей сложной многокорпусной композицией, грузными объемами, вертикально члененными фасадами это средневековое готическое здание, как ни странно, напоминает женевское гнездилище Лиги наций, возведенное в 30-х годах ХХ в. в «берлинском» стиле52. Шесть разделяющих веков и полтысячи километров пути между женевским и авиньонским дворцами, но между ними одна смысловая связующая нить — Рона. А на Роне у обоих городов схожее положение — в уютных аккумулятивных карманах реки, на субгоризонтальных участках ронского профиля, на мягких подушках рыхлых отложений. Женева лежит на берегах своего озера и Роны, задремавшей в альпийском кармане; Авиньон — в том месте, где Рона входит на созданную ею аккумулятивную низменность, где она уже больше отлагает, чем выпахивает. Если бы грунты, лежащие под Женевой и Авиньоном, расфасовывали бы в сувенирные баночки, то продавать их следовало бы под маркой «Молотые Альпы». Тысячелетиями размываемые Роной величайшие горы Европы53 в измельченном виде складируются рекой на участках с малыми уклонами. Аллювий выравнивает эти участки, улучшает их почвы, делает приятными для земледельческого освоения и заселения. В уютном Авиньоне папы с куриями пригрелись так же, как пригрелась в Женеве ооновская бюрократия. Историки церкви, называя авиньонский период католицизма «Вавилонским пленением» пап, делают это по аналогии с Вавилонским пленением древних евреев (когда те были выведены54 Навуходоносором55 из Палестины в Месопотамию), но, вспоминая о Вавилоне, они намекают и на «вавилонскую» изнеженность, роскошь и сниженные требования к морали, которые позволяли себе папы на Роне. Да что, казалось бы, и не жить в свое удовольствие в этом городе — среди виноградников, оливковых плантаций и цветущей лаванды, на берегу реки, связующей Средиземье с североморской Европой? Авиньон и впрямь, должно быть, дышит привлекательностью. Случайно ли, что здесь рождается любовный идеал раннего Возрождения — воспетое Петраркой чувство к Лауре? Молодой итальянец Петрарка56 увидел Лауру впервые в церкви Св. Клары в Авиньоне в 1327 г., и с тех пор образ этой женщины стал главным в его творчестве и на столетия определил лирические идеалы европейской культуры. Была ли Лаура, которую Петрарка толком и не знал, действительно прекрасна? Да и была ли она вообще (многие исследователи считают, что это лишь идеальный, поэтический образ)? Но лучшие строки европейской возрожденческой поэзии рождены в низовьях Роны. Разнесенные средиземноморскими связями в широтных направлениях и втянутые ронским меридиональным коридором на север Европы, они обошли мир. С возвращением папской резиденции в Рим Авиньон оставался папским владением до Великой французской революции, потом в Папском дворце длительное время размещались казармы, и Авиньон, казалось, ушел с международной сцены. Многонациональные капиталы потекли в более спокойное место — вверх по Роне, к укромной Женеве. Впрочем, о том, что Авиньон не простой город, миру забыть никогда не давали: каждый изучавший французский язык человек проходил через пение детской хороводной песенки, которую можно отдаленно уподобить нашему «Караваю»: Sur le pont d’Avignon Речь в этой песенке идет о старинном (XII в.) мосте Сен-Бенезет, который долгое время был единственным мостом через Рону ниже Лиона и историю строительства которого связывают с благочестивым преданием о пастухе Бенезете, которому было явление свыше с приказанием соединить берега реки. Песенку об авиньонском мосте поют дети во многих странах мира. Но вот Авиньон вновь зажил международной жизнью: в 1947 г. на огромный парадный двор Папского дворца приходит театральный деятель Жан Вилар (1912—1971), уроженец приморского городка Сет (100 км к юго-западу от Авиньона). В рамках проводимой в Авиньоне выставки современного искусства Вилару предлагают сыграть на «папской» сценической площадке свой спектакль «Смерть в соборе» по Элиоту, но Вилар отказывается, полагая, что эта пьеса слишком камерная для такой сцены. Он предлагает поставить другие, соответствующие месту спектакли, и вскоре во дворце дают шекспировского «Ричарда III». Так родился известный ныне во всем мире Авиньонский театральный фестиваль. Ежегодно в Авиньон съезжаются театральные коллективы из разных стран, привозящие сотни спектаклей. Фестиваль собирает более сотни тысяч зрителей. Стены Папского дворца давно уже не вмещают все привозимые в Авиньон постановки, и фестиваль распался на две составляющих — официальную, проводимую в стенах дворца (это так называемый фестиваль in), и неофициальную — на множестве сценических площадок, временно возводимых по всему городу (это фестиваль off 58). Всего в год 86-тысячный Авиньон59 принимает не менее миллиона туристов. В 2000 г. министры культуры европейских стран выделили девять центров, получивших звание Европейского города культуры60. Из французских городов в эту группу вошел один Авиньон. Папский дворец — самое большое готическое здание в мире и мост Сен-Бенезет внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Былой папский Авиньон входит во вкус международной фестивальной деятельности, приносящей значительные доходы, причем, по-видимому, не столько прямые, сколько косвенные — за счет налаживания связей в творческих кругах разных стран мира и «раскрутки» своего имени. Город стремится наладить у себя и другие массовые действа: конные праздники, танцевальные и джазовые фестивали, фольклорный фестиваль провансальской музыки, кинофестиваль, парады старинных автомобилей и мотоциклов, «Олеады» — посвященные оливкам выставки, конференции, дегустации, кулинарные показы. Недавно через Авиньон прошла новая линия скоростной железной дороги (TGV) «Юг—Запад», торжественно открытая в июне 2001 г. президентом Ж. Шираком. Вокзал скоростной железной дороги в современной Европе все чаще рассматривается как важнейший фактор размещения тех или иных международных функций. Теперь от Авиньона — 2 ч 38 мин. до Парижа, 1 ч 5 мин. до Лиона. А в будущем рейсы скоростных поездов свяжут Авиньон с Брюсселем, Турином, Женевой. Авиньон реинтегрируется в клубок общеевропейской жизни. Конечно, мчась на хищноносом, ракетоподобном TGV из Лиона на юг, не ухватишь все проявления особой роли Ронской долины в мировой культуре. Но долина буквально вопиет о своем международном призвании. Вы не успеваете выехать из Лиона, и на 20-м километре, в левобережье, во Вьене, у античного цирка, ваше внимание привлекает обелископодобное сооружение — «пирамида», как ее называют горожане. Она украшала некогда стоявшую здесь стену цирка, но предание наделяет это архитектурное украшение тайным смыслом. Это могила Понтия Пилата, бывшего прокуратора Иудеи, отдавшего Христа на распятие, — говорит народная молва. Действительно, распространенные предания о Пилате говорят, что после казни Христа на прокуратора был сделан донос в Рим, и император убрал его с должности, после чего Пилат то ли лишил себя жизни, то ли был сослан в Галлию, где и умер. Долина Роны в Галлии — наиболее вероятное место, где мог оказаться римский ссыльный. Когда видишь в приронских городах античные цирки, еще не так остро чувствуешь вовлеченность этих мест в мировую историю: Римская империя мертва. Но когда произносится имя Пилата — одного из ключевых фигурантов евангельских сказаний, живой религии, действительно сознаешь, что находишься если не посреди, то близко к сердцевине мира, к ключевым узлам географического пространства. А в правобережье Роны, несколько ниже Вьены, на склоне Центрального массива, возвышается гора, подписанная на наших картах как Пила. На самом деле это гора Пилат (Pilat)61, просто t во французском на конце слов не произносится. Гора эта — еще одна топонимическая «заявка» на причастность к Священной истории, утверждение своего географического положения если не равным, то по крайней мере сопоставимым с самым бойким мировым местом — Левантом, Палестиной. Приближаясь к Авиньону, в левобережье Роны обратим внимание на маленький городок Оранж, стоящий в нескольких километрах от реки. Можно ли догадаться, что имя этого, обозначенного только на довольно подробных картах городка «резонирует» по всему миру? Что к этому имени восходят названия реки Оранжевая и Оранжевой провинции62 в ЮАР, Оранских островов на севере Новой Земли, Ораньестада — административного центра острова Аруба, нидерландского владения в Антильских островах, гор Оранье на юго-востоке Суринама и канала Оранье на северо-востоке Нидерландов? Что протестанты-оранжисты, ежегодно устраивающие свои провокационные марши в Ольстере, тоже в конечном счете своим названием обязаны Оранжу? Что наши железнодорожные станции Ораниенбаум (под Петербургом) и Раненбург63 свои названия тоже ведут от Оранжа? Что муж нынешней королевы Нидерландов, принц Оранский тоже именуется по Оранжу? Зная Рону, пожалуй, можно и догадаться. Клочок земли вокруг Оранжа до 1713 г. (когда он был присоединен к Франции) был самостоятельным княжеством, за которое соперничали разные европейские династии и считали честью присоединить к своему титулу Оранскую составляющую (каким лакомым кусом был кусочек земли в низовьях Роны!). Одна из таких династий — Нассау-Оранская — стала правящей в Нидерландах. Имя принца Вильгельма I Оранского в XVII в. стало знаменем антииспанской борьбы в Нидерландах, Нидерландской революции. Именем своей, Оранской (van Oranje) династии голландцы стали называть открытые или захваченные новые земли. Буры, потомки голландских переселенцев, назвали реку и провинцию в Южной Африке, голландские колонизаторы в Вест-Индии — свой форпост на Арубе, а в Нидерландской Гвиане (Суринаме) — горы, голландец Виллем Баренц — острова в архипелаге Новой Земли. Один из нидерландских правителей, штатгальтер Вильгельм III Оранский (1650—1702) был в 1688 г. призван на английский престол. Вильгельм III стал кумиром молодого Петра (на 22 года младше Вильгельма), к Вильгельмовым голландцам ездил «царь-плотник» учиться корабельному мастерству и готов был всячески обезьянничать за Оранским домом. Начиная «промышленное» строительство флота под Воронежем, впечатлительный юный царь назвал крепость, контролирующую северные верховья реки Воронеж, Ораниенбургом (народная речь потом перекатала его в Раненбург; а в советское время город был переименован в Чаплыгин64). Крепость была подарена Меншикову, который, ловя политические намеки хозяина, и свое новое поместье под Питером нарек в честь оранского кумира — Ораниенбаумом. Ныне это Ломоносов65. В 1690 г. протестант Вильгельм III Оранский во главе английских войск разгромил ирландское войско католического короля Якова. С тех пор уже три века в Северной Ирландии протестанты, входящие в орден оранжистов, не забывают ежегодными маршами напоминать католикам об их поражении. Проходя по католическим кварталам Ольстера, оранжисты, как правило, провоцируют столкновения, часто кровопролитные. Британские силы безопасности готовятся к действиям на маршах оранжистов, как к боевым операциям. Впрочем во всех колониальных грехах Нидерландов и Англии, равно как и в раболепии Петра перед Западом, а Меншикова — перед Петром маленький ронский Оранж неповинен: он лишь дал имя династии, представители которой в самом Оранже-то и не были. Можно было бы сказать, что Оранж и не имеет отношения к широкой «раскрутке» своего имени по трем континентам. Но почему-то не циркулируют по свету имена подобных городков, лежащих вне международных коридоров... А имя Оранжа, а любовное имя авиньонки Лауры66, а песенка об авиньонском мосте, а принятое во многих языках название оливкового масла как прованского (провансаль — то есть из Прованса, с левобережья низовьев Роны)67 покоряют пространство. Оранж от Авиньона — в двух-трех десятках километров выше по Роне. На таком же расстоянии ниже по реке — другой город, имени которого вряд ли кто не слышал. И уж конечно, не могут не знать его советские географы старшего и среднего поколения: ведь литературный герой — выходец из этого городка был на нашем радио членом «Клуба знаменитых капитанов» и его появление в эфире сопровождалось песенкой: Мой домик там, средь белых стен, Ну разумеется, герой повестей Альфонса
Доде — Тартарен, этот измельчавший лионский Гаргантюа (ниже по реке — мельче аллювий), карикатурный персонаж68, но в нем живет раблезианское жизнелюбие. Ртутным шариком он мечется по планете: вверх по Роне — в Швейцарские Альпы; на юг поперек Средиземного моря, как бы в продолжение меридионального течения Роны, — в Алжир; по широтному стержню Средиземного моря в океан — на тихоокеанские острова (в «порт Тараскон»). А романы Доде несут славу Тараскона еще дальше. Многие эпизоды и речевые обороты из «Тартарена» вошли в широкий обиход стран европейской культуры. В мире мы найдем сегодня сотни миллионов людей, не слышавших о существовании волжских миллионеров Нижнего Новгорода и Самары, но наверняка знающих о существовании 13-тысячного ронского Тараскона. Двадцатью километрами ниже Тараскона лежит Арль. Само название Арля — города (51,6 тыс. жителей), стоящего при начале Ронской дельты, в ее вершине, — звучит для европейского уха почти магически. Окрыленная музыкой Бизе новелла Доде «Арлезианка» обошла мир. Пикантная деталь: в новелле сама Arlesiana вообще не появляется, но весь сюжет строится вокруг нее. Женщина из Арля, не произнеся ни слова, не пошевелив пальцем, вершит судьбы персонажей. (Так и авиньонка Лаура, лишь однажды взглянув на Петрарку, управляет жизнью поэта. Так и лионка Жюльетта Рекамье, ни с кем не сближаясь, владеет думами известнейших мужчин Франции.) Мир не хочет знать о творческих терзаниях сотен великих художников, но историю об отрезанном ухе Ван Гога «культурная толпа» передает как едва ли не квинтэссенцию истории искусств. Голландец (из северного Брабанта) Ван Гог, познакомившись с французскими импрессионистами, для которых так важно цветовое восприятие, возжелал света — не тусклых северных полутонов, а настоящего южного солнца. Поехать в Арль его надоумил южанин Тулуз-Лотрек (поместье Лотрек под Тулузой). Арльский период (около двух лет) стал самым плодотворным в жизни Ван Гога. Десятки пейзажей Арля и окрестностей «пропагандируют» ронские низовья в крупнейших музеях мира. Чрезмерный свет оказался губительным
для художника, слишком искренне, слишком глубоко
изготовившегося воспринимать ландшафт. Юг убил
северянина, как убил южанин Казерио парижского
президента Карно (см. № 46, с. 13): обостряется
душевная болезнь Ван Гога, он набрасывается Здесь действительно юг. И Италия, и Греция, и Иберия. «Арлезианки славятся своей греческой красотой», — сообщают старые путеводители. В Арле проводятся бои быков, причем проводятся в древнем римском амфитеатре, вполне сохранившемся и служащем арлезианским потребностям в зрелищах. Бои ведутся и по испанским правилам (коррида), и по местным (курс70). По местным правилам (камаргским) быков не убивают, суть «боя» заключается в том, чтобы достать предметы, укрепляемые с помощью ленты между рогов (или на рогах) быка. После выступления быков (местные быки небольшие: 300—450 кг) возвращают в стадо, которое пасется в ронской дельте — Камарге до следующих «скачек». Камаргские быки доживают до старости, и их хоронят стоя, головой к морю; над захоронением ставят статую заслуженного животного или стелу с его изображением. Белые низкорослые камаргские лошадки, на которых ездят пастухи, — еще один предмет арлезианско-камаргской гордости. По Рейнско-Соно-Ронскому коридору веками шли связи между севером и югом: летали на север оранские титулы и ползли шелковичные черви, дули резкие мистрали и стремились к солнцу безумеющие голландцы. И этот коридор сплачивал север и юг Франции. Родившаяся в Страсбурге как «Боевая песня Рейнской армии» (только что закончилась Франко-прусская война) знаменитая «Марсельеза» Руже де Лиля, по мановению соно-ронской волшебной палочки перелетела в Марсель, где приняла революционную окраску71 и уже как революционный гимн вернулась на север — в Париж. Принятая и севером и югом она закономерно стала национальным гимном Франции: К оружью, граждане, * * *В этом номере на с. 31 известный специалист по Средиземноморью Т.А. Галкина по поводу публикации первых частей этой статьи высказала весьма лестное для меня мнение о том, что статья «влюбляет во Францию». Если это действительно так, то, боюсь, я перестарался. Вряд ли русский человек должен любить другую страну, даже если она и дала многое нашей культуре (так же, как едва ли следует любить дальнего и незнакомого родственника, от которого вам случайно достаются какие-то крохи наследства). Трезво изучать чужие страны — другое дело. Вовсе не следует обмирать при упоминании всего французского (американского, японского...). Нормальный человек наверняка неизмеримо выше оценит волжские пейзажи Саврасова, Шишкина и Левитана, чем ронские полотна Ван Гога, представляющие скорее психологический интерес, нежели эстетическую ценность. Наши, по выражению одного известного современного писателя, «прекрасноногие костромички» и «прекрасногрудые вологжанки» для мужчины со вкусом много красивее костлявых, носастых и на третьем десятке покрывающихся пигментными пятнами арлезианок с их «греческой красотой»73. Тонкий психологизм и юмор волжских пьес Островского куда ближе к настоящей литературе, чем зубоскальство Доде в ронском «Тартарене». Но различие между Роной и Волгой — в их географическом положении. Наша река не вытекает из уютного незамерзающего «Генферзее», а в верховьях имеет свинцовую гладь на полгода заковываемого льдами Селигера. Наша река впадает не в путеводное теплое Mare Nostrum римлян, а в слепую кишку бессточного внутриазиатского Каспия. Наша река ведет не через сравнительно короткий европейский перешеек «от моря до моря», а теряется истоками в тысячекилометровых толщах Русской равнины. И на сколько голов наш Саврасов ни был бы выше Ван Гога, его шансы греметь славою по миру заведомо ниже. И если в бассейне нашей огромной реки мы с неимоверными трудами вырастили один Рим (концепция Москвы — «Третьего Рима»), то на маленькой Роне Римы сами множатся как кролики: «Женева — протестантский Рим», «Другой Рим Авиньон». Если на Авиньонском фестивале французская публика и поаплодирует сдержанно нашей Таганке, то не столько потому, что признала ее театральные таланты, сколько выражая благодарность за показное диссидентство советских времен, за отъезд Любимова из Союза, за его сидение в Иерусалиме. Зато когда Всемирный еврейский конгресс (председателем которого до недавнего времени был Гусинский и ооновское представительство которого находится, напомним, на Роне, в Женеве) направляет в Интерпол (в Лион на Роне) просьбу не преследовать Гусинского, реакцию нетрудно предсказать. Рон рону глаз не выклюет. Простой вывод из сказанного: нам следует со вниманием изучать другие страны, но глупо пытаться жить по их моделям, сформированным в совершенно иных географических условиях, еще глупее пытаться понравиться им. Зачем же тогда любить — заведомо безответно (если только как Петрарка)? 51 Авиньон был местом
пребывания канонически признанных пап в 1309—1377
гг.; в 1378—1417 гг. с восстановлением папства в Риме
в Авиньоне по-прежнему избирались папы, правда не
признанные церковным большинством
(схизматические папы, или антипапы). Этот период
противостояния римских Римских и авиньонских
Римских пап известен в истории католичества как
Великий раскол. Публикация произведена при поддержке коммерческого представителя операторов сотовой связи МегаФон, МТС и Билайн, компании «Безлимитно.ру». Если Вы хотите со скидкой купить красивый номер МТС, то посетите сайт компании «Безлимитно.ру», который располагается по адресу http://bezlimitno.ru/. На Ваш выбор большая база красивых и золотых номеров выгодных безлимитных тарифов от МТС, и других операторов «Большой тройки». Курьеры компании доставят приобретенную SIM-карту в любой район Москвы и ближнего Подмосковья, в удобное для Вас время. |