Рельеф |
Продольный профиль горной системы
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
Рисунок, помещенный в начале статьи, знаком многим. В разных учебниках он воспроизводился так часто, что я даже не сумел найти первоисточник и установить, кто же его составил. Рисунок выразителен, на нем хорошо видно, как изменяется положение высотных поясов в зависимости от широты места. Недостаток его в том, что гребень Уральских гор начерчен очень приблизительно, хотя и видно, что наибольшие высоты приходятся на Приполярный Урал, а Средний Урал значительно ниже соседствующих с ним Северного и Южного. Попробуем построить более точный профиль, пользуясь школьным географическим атласом.
Урал протягивается с севера на юг. Профиль (с. 15, 18) будем строить, глядя на горную систему с запада, то есть так же, как построен рисунок, который мы уже рассмотрели; значит, север будет слева. Отклонение направления Полярного Урала несколько к востоку, а затем его северного окончания, хребта Пай-Хой, на запад учитывать не будем, то есть спроецируем Урал на 60-й меридиан, по которому проходит ось горной системы.
Миниатюрные изображения профилей | ||
Изображения профилей более высокого
качества, вы можете загрузить файл формата pdf (450
Kb) (Просмотр возможен в Adobe Acrobat). |
По горизонтальной оси отложим широты; слева направо они будут уменьшаться от 70 до примерно 51°. Вертикальная шкала занимает высоты от 0 до 2000 м. Конечно, вертикальный масштаб нужно взять намного больше горизонтального, иначе при масштабе, например, 1 : 2 000 000 по горизонтали и вертикали профиль длиной 1 м возвышался бы над нулевой линией всего на 1 мм.
Отметим на профиле наиболее высокие точки горной системы; на севере это совсем маленький Константинов Камень, далее Пайер, Народная (высшая точка Урала), Сабля, Тэлпозиз (иногда пишут Тельпос-из, Тельпосиз) на границе Приполярного и Северного Урала, затем несколько вершин Северного Урала и, уже после среднеуральской седловины, Юрма и Ямантау в пределах Южного Урала. Постараемся проследить, какая самая высокая точка находится на каждой широте, — чем чаще мы пересечем горную систему этими мысленными профилями, тем лучше, строить же их графически не нужно. Совокупность этих точек и даст нам профиль гребня горной системы. Можно отметить на профиле, что гора Сабля находится по отношению к нам, смотрящим на горы с запада, впереди Народной, и видна на ее фоне; вершина Качканара выглядывает из-за возвышенности, находящейся западнее. На фоне Урала можно изобразить возвышенности Предуралья — Бугульминско-Белебеевскую и Общий Сырт перед Южным Уралом, Полюдов кряж перед Северным Уралом и частично спрятанную за этим кряжем Ямжачную Парму. А теперь можно наложить на этот профиль те же высотные пояса, они будут выглядеть гораздо достовернее (с. 16—17).
Такой профиль можно построить для любой горной системы, вытянутой более или менее прямолинейно, — для Кавказа, Анд, Аппалачей, Тянь-Шаня; вполне возможно сделать то же для Гималаев, образующих пологую дугу. Гораздо труднее дело будет обстоять с Карпатами, придется строить профиль либо для двух частей горной системы по отдельности, либо вытягивать Карпаты в единую цепь, что географически гораздо хуже, потому что внешний склон карпатской дуги имеет различную экспозицию — от северной до южной, а внутренний соответственно от южной до северной. И совсем уж ничего не выйдет с Памиром и Алтаем: в первом случае это система параллельных хребтов с поперечными перемычками и дугами дополнительных хребтов, во втором — веерообразно расходящиеся горные цепи; профили можно строить лишь для отдельных хребтов этих систем.
Продольный профиль горной системы может быть интересен и сам по себе, без изображения природных зон и высотных поясов. Рассмотрим это на примере Кавказа.
Для построения продольного профиля пришлось воспользоваться картой, более подробной, чем в школьном атласе, а также орографической схемой Большого Кавказа, построенной Н.А. Гвоздецким для книги «Физическая география Кавказа» (М.: Изд-во МГУ, 1954. вып. I).
Построим профиль Кавказа (с. 14, 19) так, как мы увидели бы его с севера, со стороны Русской равнины. При этом восток окажется слева, а запад — справа.
Большой Кавказ протягивается с западо-северо-запада на востоко-юго-восток. Можно провести линию профиля от Таманского полуострова до Апшеронского и на нее спроецировать профиль. Здесь сделано иначе: хребет спроецирован на параллель, промежутки между меридианами, пересекающими ее, взяты равные; ошибка невелика: градус параллели на широте Таманского полуострова всего на 8% короче, чем на широте Апшеронского. Расставив на профиле все основные вершины Главного Кавказского хребта, найдем наиболее пониженные места гребня между ними. Лишь в немногих случаях эти места будут совпадать с известными кавказскими перевалами, обычно же они прячутся за гребнем, пересекая его позади вершин; так, известный Крестовый перевал, через который проходит Военно-Грузинская дорога, окажется, если смотреть с севера, позади Казбека.
Эльбрус, высшая точка Кавказа и всей России (5633 м), находится не на гребне Главного Кавказского хребта, а севернее, на идущем параллельно Боковом хребте, то есть вулканический конус Эльбруса насажен на южный склон Большого Кавказа. Казбек же, тоже потухший вулкан, расположен на гребне Главного Кавказского хребта. Возможно, для многих будет неожиданностью, что Казбек (5033 м) — не вторая, а по меньшей мере шестая по высоте вершина Кавказа, выше него Дыхтау (5204 м), Коштантау (5151 м), Шхара (5068 м) и Джангитау (5058 м), образующие тесную группу юго-восточнее Эльбруса.
На востоке Кавказа Самурский хребет достигает значительных высот (свыше 4000 м), местами больше, чем высоты Главного Кавказского хребта, проходящего южнее.
В предгорьях Главного Кавказского хребта проходят три гряды куэст. Напомним, что куэста — это асимметричная горная гряда, пологий склон которой сложен залегающими слегка наклонно прочными породами, бронирован ими; крутой склон представляет собой обрыв этого бронирующего слоя и залегающих под ним менее устойчивых пород*. Чаще всего бронирующими слоями служат известняки; переслаиваясь с мергелями, глинами, они образуют ряд ступеней, крутые обрывы которых обращены в сторону Главного Кавказского хребта. Самая высокая ступень — Скалистый хребет, севернее параллельно ему проходит Пастбищный хребет, еще севернее — Лесистый. При этом самый низкий из этих хребтов, Лесистый, сложен самыми молодыми породами, лежащими на всех других (см. рисунок внизу).
Привычка говорить об этих хребтах как о предгорных невольно создает впечатление, что они невелики. Лесистый действительно невысок, к тому же он короток и поэтому даже не выразился на профиле. Между тем уже Пастбищный хребет (его обрывы хорошо видны в Кисловодске) достигает той же высоты, что и Крымские горы, а Скалистый — всего в полтора раза ниже Эльбруса и на полкилометра выше Копетдага.
На профиле очертания Скалистого и Пастбищного хребтов сильно отличаются от очертаний Главного Кавказского хребта, зубчатый гребень которого сложен различными по устойчивости породами и обработан оледенением. Гребни Скалистого и Пастбищного хребтов — это края наклонно залегающих (на профиле — наклоненных к нам) слоев известняка. Края эти неровны, их прорезают многочисленные долины рек и овраги, но в целом очертания хребтов плавные.
Уже в Предкавказье (на профиле — ближе к наблюдателю, на первом плане) располагается Ставропольская возвышенность с высшей точкой — горой Стрижамент. Из-за ее восточного края выглядывают горы-лакколиты Минераловодской группы**; самая высокая из них — пятиглавый Бештау (из-за мелкого горизонтального масштаба на профиле его пятиглавость, конечно, не выразилась, так же как и двуглавость Эльбруса).
Наконец, в восточной части Предкавказья вырисовываются Терский и Сунженский хребты, каждый из которых представляет собой одну складку — выраженную в рельефе простую тектоническую структуру***.
Северной границей Кавказа как физико-географической страны считают обычно Кумо-Манычскую впадину. Днище этой впадины показано в нижней части профиля. На западе его абсолютная высота близка к нулю, на востоке, уже в пределах Прикаспия, — ниже нуля, а в районе водораздела Азовского и Каспийского морей несколько превышает 100 м.
Нанести на этот профиль высотные пояса было бы интересно потому, что их положение, в отличие от Урала, обусловлено различиями не столько температур, сколько влажности. Особенно интересно сравнить северный склон Кавказа с южным, к которому выходят влажные субтропики. Общие очертания профиля, изображающего южный склон, будут те же, только перевернутые зеркально, а Эльбрус будет не вырисовываться на фоне гребня Главного Кавказского хребта, а торчать из-за него. Низкие и средневысотные горы Закавказья будут создавать на фоне Большого Кавказа свой рисунок.
К сожалению, данными о положении высотных поясов на склонах Большого Кавказа мы не располагаем. Раньше построить такой физико-географический профиль мог, наверное, Николай Андреевич Гвоздецкий, а сейчас вряд ли кто сумеет. Впрочем, буду рад ошибиться. Если кто сможет такое сделать, присылайте. Примем с благодарностью и, конечно, опубликуем.
Геологический профиль Предкавказья и
Большого Кавказа
По Э.М. Раковской
Сравнивать профили разных горных систем между собой можно только тогда, когда они построены в одинаковых масштабах. На рисунке на с. 31 приводятся продольные профили Кавказа и Урала, построенные с соблюдением этого условия.
* О куэстах см.: «География», № 27/2001,
специальный выпуск «Формы рельефа», с. 31.
*** О горах-лакколитах см.: «География», № 26/2001,
специальный выпуск «Формы рельефа», с. 10.
*** О Терском и Суженском хребтах см.:
«География», № 27/2001, специальный выпуск «Формы
рельефа», с. 28—29.