Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2002

Мировая арена

Первая международная олимпиада
по географии в XXI веке

П.Н. КИРИЛЛОВ

 

Даунтаун Ванкувера
Даунтаун Ванкувера

 

Сборная России в ванкуверском чайнатауне
Сборная России в ванкуверском чайнатауне — одном из крупнейших в Северной Америке

 

В горах Британской Колумбии (горнолыжный курорт Уистлер)
В горах Британской Колумбии (горнолыжный курорт Уистлер)

 

Сборная России на Международной олимпиаде-2001
Сборная России на Международной олимпиаде-2001 (слева направо):
В.И. Сиротин — руководитель, В. Морозов (Комсомольск-на-Амуре), В. Подгусков (Нижний Новгород) — капитан команды, П.Н. Кириллов — научный руководитель, И. Максимов (Екатеринбург), А. Холоднов (Санкт-Петербург)

 

Сборная США — победитель олимпиады
Сборная США — победитель олимпиады

Нынешняя олимпиада была уже пятой на счету российской сборной и пятой в мировой истории. Россия — одна из трех стран (вместе с Великобританией и США), участвующих в международном олимпийско-географическом движении с самого начала. Конечно, хотелось отметить этот небольшой юбилей победой или в крайнем случае привычным для нашей команды призовым местом (напомним, что российская команда три раза на четырех предыдущих олимпиадах поднималась на пьедестал почета, все три раза получая «бронзу»).

На этот раз, к сожалению, мы стали лишь шестыми из 12 команд. Помимо российских школьников в олимпиаде участвовали команды из Австралии, Аргентины, Великобритании, Венгрии, Германии, Канады, Коста-Рики, Румынии, Сингапура, США и Франции.

Еще никогда Международная олимпиада по географии не забиралась так далеко. Далеко, разумеется, от Москвы. В этом году соревнования юных географов решено было провести в начале августа на Тихоокеанском побережье Канады, в третьем по величине городе страны — Ванкувере (провинция Британская Колумбия). Российская команда была составлена из четырех школьников — победителей Х Всероссийской географической олимпиады, проходившей в конце апреля в Туапсе («География» знакомила читателей с ее результатами*). В команду были включены школьники из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Комсомольска-на-Амуре.

Для того чтобы принять участие в V международной олимпиаде школьников по географии, российской команде пришлось было совершить самое длинное в жизни путешествие — обогнуть почти половину земного шара, переведя часы сразу на 11 часов назад.

Особенно впечатляющим путь от дома к месту проведения олимпиады получился у Вадима Морозова из Комсомольска-на-Амуре — самого юного участника нашей команды, преодолевшего в сумме почти половину длины экватора и попавшего с берегов Амура через Москву на берега Фрезера.

Почти 15 часов ушло у команды на дорогу только из Москвы, прежде чем наши школьники оказались в дружной компании географов из 12 стран. Долгая дорога однако не показалась утомительной: все было интересно. Особенно интересным стал участок маршрута по Северной Америке от Торонто, где мы должны были пересесть с самолета «Аэрофлота» на лайнер «Кэнэда Эйр», летевший до цели путешествия — Ванкувера.

Во время пятичасового перелета благодаря безоблачной погоде из окна самолета можно было не только увидеть знакомые по картам очертания Великих озер, но и проследить хрестоматийную смену геометрии рисунка человеческой деятельности. Поначалу преобладают правильные по форме, но беспорядочно разбросанные разноцветные прямоугольные геометрические структуры — посевы пшеницы и кукурузы, разделенные, казалось бы, бесконечными прямыми дорогами, пересекающимися, как правило, под прямым углом. Лишь иногда общее правило нарушается одной-двумя линиями, как будто из вредности проведенными вопреки установленному закону, буквально «вразрез» с этим самым законом. Такая картина наблюдается в течение почти часа полета, пока мы шли над самым севером американских штатов Мичиган и Висконсин, а с правого борта просматривались аналогичные, геометрически правильные структуры в канадской провинции Онтарио.

Следующий час полета — над западной частью провинции Онтарио и югом Манитобы. Принципиальное изменение рисунка местности. На место квадратов пришли широкие полосы посевов зеленого и золотого цвета, сочетающиеся с такой же ширины полосами незасеянных угодий (паров), — как тут не вспомнить о севооборотах.

Дальше, где-то в Саскачеване, стало появляться орошаемое земледелие — оно узнается по кругам на поверхности земли. Пашня здесь перемежается с пастбищами, круги — с квадратами. Круги, вписанные по всем правилам геометрии в квадраты, — это посевы с движущимися по кругу дождевальными установками, а однородные квадраты — пастбища.

И уже ближе к скалистым горам видно, как становится совсем сухо, — появляются речные каньоны, практически не видны распаханные земли, вместо них — многочисленные животноводческие фермы с крупными загонами, наконец, заметно, как начинают петлять дороги в поисках прохода через практически незаметные с самолета гряды гор. После Скалистых гор погода, к сожалению, испортилась — все было затянуто сплошной облачностью. Горы оказались настоящим забором на пути осадков с океана в глубь страны. Британскую Колумбию, место нашего назначения, увидеть с самолета не удалось.

Когда мы садились в самолет в Торонто, конечно, думалось о том, как через несколько часов мы увидим Скалистые горы, а за ними — извивающийся Фрезер, небоскребы Ванкувера, отороченные со всех сторон множеством причалов с портальными кранами и гигантскими судами на рейде. А еще дальше на западе, за островом Ванкувер, мы надеялись увидеть погружающееся в необъятный Тихий океан солнце. Солнце, которое в тот же самый момент, когда исчезает из «Ванкувера-на-Фрезере», только появляется над Комсомольском-на-Амуре.

Олимпиада обосновалась в кампусе Университета Британской Колумбии, что располагается на уютном побережье тихоокеанского пролива Джорджия и залива Беррарда в 5 милях (8 км) от ванкуверского даунтауна — типичного для крупных североамериканских городов делового и торгового центра.

По традиции командный конкурс проводился в три тура. В первом туре команды должны были выполнить письменный тест, состоящий из вопросов на самые разные географические темы: нужно было знать годовую сумму осадков в Пномпене, вулканы Исландии и Гватемалы, плотность населения в Польше и Турции. А всего подобных вопросов было 60. Ответив правильно на 55 заданий, наша команда стала одним из лидеров.

Второй тур, проводившийся в здании ванкуверского Аквариума, носил практический характер. На разных его этапах участникам предлагались различные вопросы по океанологической тематике: о направлениях и температурах океанических течений, о морской флоре и фауне, об экологической емкости Мирового океана и о многом-многом другом.

В этот раз организаторы решили отступить от традиционной схемы проведения соревнований, которая всегда заключалась в ориентировании на местности и в ответах на тематические вопросы на каждой из заданных точек. Российская команда традиционно успешно выступала в этом виде соревнований, иногда даже, используя олимпийскую терминологию, выбивала «десятку».

По итогам первых двух туров сборная географов России набрала в сумме 81 очко и заняла 6-е место, а в финальный тур вышли команды США, Канады и Венгрии, которые и разыграли между собой призовые места.

Финальный конкурс стал апофеозом всей программы. Его транслировали по телевидению; телевивизионный канал «Нэшнл Джиогрэфик» значился титульным спонсором олимпиады.

Финал, как и первый тур, проводился по традиционному сценарию — примерно равноценные вопросы задавались по очереди трем командам. Каждый из вопросов был привязан к определенному демонстрационному материалу — фотографиям, картам, артефактам.

Победителями стали американцы, серебряные медали получили хозяева олимпиады. Венгерская сборная, дебютировавшая на Международной олимпиаде, стала обладателем «бронзы».

Невзирая на не очень хороший для нас результат, после соревнований подрастающие русские географы не выглядели слишком огорченными: они «раскрасили» теоретические знания о далекой Британской Колумбии личными впечатлениями. Помимо этого, у них появилось много новых коллег-друзей из разных концов света — от Аргентины и Коста-Рики до Австралии и Сингапура. С ними до самого вечера на языке, напоминающем эсперанто, российские ребята могли делиться впечатлениями о Канаде и об олимпиаде, анализировать задания, изучать разноязыкие карты и атласы, обмениваться национальными сувенирами и, конечно, мечтать о других, может быть еще более далеких, чем Канада, странах.


* Список победителей российской олимпиады-2001 см. в № 20/2001, с. 2.