Рецензия |
«Коммерческой географии» — зеленый свет...
М.В. СМИРНОВА,
методист по географии Северного
административного округа,
заслуженный учитель РФ
г. Москва
|
Два завершающих школьных географических курса (9-й, 10-й классы — экономическая и социальная география России и мира) бесценны для формирования личности выпускника. Они содержат огромную сумму знаний, но итоговый результат проигрывает из-за недостаточно компетентного подхода. Стремление к «энциклопедичности» не способствует компетентности в реальной практической жизни. Назрела необходимость усиления практической, прикладной направленности школьного географического образования на завершающем этапе. Десять лет уже Россия никак не может создать современную экономику. Управление хозяйством страны и ее регионов — весьма сложная система. Самым сложным объектом управленческого процесса, на мой взгляд, является отечественный рынок, отданный ныне на откуп разнообразным тайным, подпольным, теневым силам. Сможем ли когда-нибудь перестать стыдиться этого нашего позорного рынка и если да, то когда? Мне кажется тогда, когда все граждане вместе с правительством сформируют цивилизованные рыночные отношения внутри государства, а значит, Россия сможет достойно войти в мировой рынок. Фактически рынок, рыночные отношения определяют через спрос все направления современного научно-технического прогресса. Рыночные отношения — интереснейшая тема в социально-экономической жизни регионов и стран мира. Я бы сказала, что это «тонкая» тема, касающаяся и физиков, и лириков (отнесем географов к последним). Грамотные поставщики продукции на мировой рынок учитывают не только чисто экономическую конъюнктуру, но и даже такие, казалось бы, «лиричные» аспекты, как предпочтительные национальные цвета в тех или иных странах (в какие цвета покрасить товар, как упаковать и т. п.), природную сезонность, особенности местных менталитетов, религиозные особенности. А индустрия туризма? Какой гигантский и насыщенный географической спецификой рынок... Время «Коммерческой географии» пришло. И вот перед нами новый учебник в зеленой обложке. Учебник для 10—11-го классов может идти
параллельно (1 час) с курсом экономической и
социальной географии мира и завершаться в 11-м
классе Данный курс поможет учителю включать необходимые практические знания во все возрастные разделы школьной географии. Мне кажется, что такой вводимый в некоторых школах предмет, как экономика, можно спокойно заменить более значимым и результативным курсом — «Коммерческая география». Из стен школы придет в жизнь молодежь с новым взглядом на формирование рыночной экономики через содержание учебника нового поколения, ориентирующего на реальную практическую деятельность. Учебник включает семь глав и состоит из 24 параграфов. Во введении рассматривается коммерческая география «в прошлом и настоящем». Материал о прошлом в коммерции просто пленяет. Так и хочется сказать: «Умели же торговать в России...» А все потому, что коммерческому образованию уделялось должное внимание, было немало учебных пособий, словарей. После революции 1917 г. само понятие «коммерция» стало чуждым советской школе. Курс в доступной форме раскрывает общие предпосылки формирования национального рынка, географию отраслевых рынков, географию инфраструктуры рынка... Следует отметить качество и вариативность методического аппарата учебника.
Учебник во всех отношениях соответствует статусу учебника нового поколения. Он позволяет строить учебный процесс, используя разные типы уроков, разные формы и методы, современные педагогические технологии, в том числе информационные и интерактивные, — во имя обновления географического образования, понимания его практической направленности. Перед началом 2001/2002 учебного года в большом коллективе учителей географии школ Северного округа Москвы состоялась презентация учебника. Автор Евгений Леонидович Плисецкий заинтересовал учителей. В итоге пяти школам доверено провести эксперимент с новым учебником: школы № 151 (учитель М.В. Попова), № 152 (О.А. Лапшова), № 224 (Н.Н. Егорова), № 1678 (Т.В. Лаврентьева), гимназия № 157 (Л.Я. Шанцева). |