Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2002

Рецензия

«Коммерческой географии» — зеленый свет...

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии Северного административного округа,
заслуженный учитель РФ
г. Москва

Е.Л. Плисецкий. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 класс
Е.Л. Плисецкий. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 класс. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 176 с.

Два завершающих школьных географических курса (9-й, 10-й классы — экономическая и социальная география России и мира) бесценны для формирования личности выпускника. Они содержат огромную сумму знаний, но итоговый результат проигрывает из-за недостаточно компетентного подхода. Стремление к «энциклопедичности» не способствует компетентности в реальной практической жизни.

Назрела необходимость усиления практической, прикладной направленности школьного географического образования на завершающем этапе. Десять лет уже Россия никак не может создать современную экономику. Управление хозяйством страны и ее регионов — весьма сложная система. Самым сложным объектом управленческого процесса, на мой взгляд, является отечественный рынок, отданный ныне на откуп разнообразным тайным, подпольным, теневым силам. Сможем ли когда-нибудь перестать стыдиться этого нашего позорного рынка и если да, то когда?

Мне кажется тогда, когда все граждане вместе с правительством сформируют цивилизованные рыночные отношения внутри государства, а значит, Россия сможет достойно войти в мировой рынок. Фактически рынок, рыночные отношения определяют через спрос все направления современного научно-технического прогресса.

Рыночные отношения — интереснейшая тема в социально-экономической жизни регионов и стран мира. Я бы сказала, что это «тонкая» тема, касающаяся и физиков, и лириков (отнесем географов к последним). Грамотные поставщики продукции на мировой рынок учитывают не только чисто экономическую конъюнктуру, но и даже такие, казалось бы, «лиричные» аспекты, как предпочтительные национальные цвета в тех или иных странах (в какие цвета покрасить товар, как упаковать и т. п.), природную сезонность, особенности местных менталитетов, религиозные особенности. А индустрия туризма? Какой гигантский и насыщенный географической спецификой рынок...

Время «Коммерческой географии» пришло. И вот перед нами новый учебник в зеленой обложке.

Учебник для 10—11-го классов может идти параллельно (1 час) с курсом экономической и социальной географии мира и завершаться в 11-м классе
(1 час). Можно в 11-м классе дать этот курс как завершающий перед вступлением в самостоятельную жизнь.

Данный курс поможет учителю включать необходимые практические знания во все возрастные разделы школьной географии. Мне кажется, что такой вводимый в некоторых школах предмет, как экономика, можно спокойно заменить более значимым и результативным курсом — «Коммерческая география».

Из стен школы придет в жизнь молодежь с новым взглядом на формирование рыночной экономики через содержание учебника нового поколения, ориентирующего на реальную практическую деятельность.

Учебник включает семь глав и состоит из 24 параграфов.

Во введении рассматривается коммерческая география «в прошлом и настоящем». Материал о прошлом в коммерции просто пленяет. Так и хочется сказать: «Умели же торговать в России...» А все потому, что коммерческому образованию уделялось должное внимание, было немало учебных пособий, словарей. После революции 1917 г. само понятие «коммерция» стало чуждым советской школе.

Курс в доступной форме раскрывает общие предпосылки формирования национального рынка, географию отраслевых рынков, географию инфраструктуры рынка...

Следует отметить качество и вариативность методического аппарата учебника.

  • Все страницы двухцветные (зеленая и белая половины).

  • На каждой странице — 5—6 ступенчато организованных абзацев, несущих разноуровневую содержательную нагрузку.

  • В учебнике более пятидесяти схем, диаграмм, сравнительных статистических таблиц, выполненных в удобном, легко воспринимаемом виде и с современным дизайном.

  • Каждая страница привлекает убедительностью тезисов, предполагаемым выводом, обобщением. Вопросы и задания в конце параграфов позволяют обращаться к соответствующим схемам в содержании.

  • На форзацах — две важные карты для данного курса: «Федеративное устройство Российской Федерации» (тавтологии избежать не удалось) и «Центры деловой активности населения России (2001 г.)».

  • В приложении — «Краткий словарь терминов и понятий», содержащий 77 позиций (зеленые плашки под терминами облегчают пользование).

  • 13 статистических и структурно-отраслевых таблиц приложения нацелены на активизацию аналитической деятельности учащихся, на умение делать выводы, обобщения, сравнения, моделировать, прогнозировать.

Учебник во всех отношениях соответствует статусу учебника нового поколения. Он позволяет строить учебный процесс, используя разные типы уроков, разные формы и методы, современные педагогические технологии, в том числе информационные и интерактивные, — во имя обновления географического образования, понимания его практической направленности.

Перед началом 2001/2002 учебного года в большом коллективе учителей географии школ Северного округа Москвы состоялась презентация учебника. Автор Евгений Леонидович Плисецкий заинтересовал учителей. В итоге пяти школам доверено провести эксперимент с новым учебником: школы № 151 (учитель М.В. Попова), № 152 (О.А. Лапшова), № 224 (Н.Н. Егорова), № 1678 (Т.В. Лаврентьева), гимназия № 157 (Л.Я. Шанцева).