Мнение читателя |
№ 44: «Постигая образ города»
Номер, безусловно, запомнился, прежде всего статьями, посвященными Тобольску. Пространный, но вместе с тем серьезный и глубокий рассказ об этом городе, одном из древнейших в сибирской части России, ни одного читателя, наверное, не оставил равнодушным. Мне никогда, к сожалению, не приходилось бывать в Тобольске, и с бывшей сибирской столицей я знаком лишь заочно по фрагментарным описаниям в исторической и историко-географической литературе. Поэтому должен сказать, что цельное и наиболее яркое представление о городе я получил недавно, когда прочитал «тобольский» номер «Географии». Я не хотел бы специально выделять какую-либо из статей, по-моему, все они дополняют друг друга. Нельзя не отметить и превосходные фотографии Тобольска.
Двойственное впечатление производят материалы, опубликованные под рубрикой «Отрасль» и посвященные цементной промышленности России. С одной стороны, они имеют исключительно справочный характер и на фоне ярких географических описаний, которыми открывается газета, сильно проигрывают. Если бы блок по цементной индустрии дополнялся аналитическим обзором, раздел читался бы с бо’льшим интересом. С другой стороны, материалы сами по себе чрезвычайно информативны и, не сомневаюсь, найдут своего потребителя. Весьма полезными они могут оказаться для школьников и даже для студентов при подготовке докладов или самостоятельных работ. Кстати, в Университете дружбы народов, где я преподаю, студенты-первокурсники широко используют статистические данные, публикуемые на страницах «Географии», для курсовых работ экономико-географического профиля. Хорошо, что составители номера включили в него сведения об основных цементных компаниях страны — данные гораздо менее доступные специалистам в сравнении, например, со статистикой производства цемента по регионам РФ.
Мне кажется, что каждый номер «Географии» должен иметь свою особую концепцию и логику. Думаю, что № 44 только бы выиграл, если бы был посвящен Тобольску полностью, а не большей частью, если бы не был «разбавлен» материалами, никак не связанными с его заглавной сквозной темой. Понятно, что подготовка целиком тематического номера — это большой, кропотливый труд, не всегда легко подобрать и коллектив авторов, способных осветить тему в полном объеме. Но ведь авторы — это не обязательно наши современники, и взгляд на Тобольск не только из XXI века, но и, скажем, из девятнадцатого столетия, наверное, тоже украсил бы номер.
Вообще же, за последнее время было очень много прекрасных, гармоничных, оригинальных по содержанию номеров «Географии» («тобольский» номер, несомненно, в их числе). Газету «География» очень люблю и всегда с удовольствием читаю.
В.Н. СТРЕЛЕЦКИЙ,
старший научный сотрудник ИГ РАН,
доцент кафедры экономической и политической
географии РУДН
№ 45: «Зачем раздувать полемику о школьной географии?»
№ 45 разочаровал меня: он получился каким-то сухим и скучным. «Так ли уж плоха школьная география?» — это скорее тема для семинара или для круглого стола нежели для статьи, тем более что ее автор А.В. Чернов сам не отвечает на этот вопрос. Большая часть этого материала посвящена анализу двух опубликованных ранее писем (№ 22 и № 23) С.В. Ларичева и С.В. Рогачева. Причем упор делается на последнее письмо, в котором заместитель главного редактора «Географии» высказал свою точку зрения на проблемы, затронутые учителем из Магнитогорска. При чтении полемической статьи А.В. Чернова у меня возникло несколько вопросов: во-первых, почему нельзя кратко и четко сформулировать свое отношение к данной теме, не заполняя четыре полосы газеты? Во-вторых, зачем раздувать полемику по этому больному вопросу о школьной географии? Тем более что каждый учитель формулирует свою позицию, мнение, отношение к предмету, к его месту, роли и значению. Такими газетными дискуссиями на функционеров от образования не повлияешь.
В рубрике «Я иду на урок» прошел материал Л.М. Федосеевой о Балтийском море, только интересно, где и когда в 8-м классе изучают моря России по отдельности? В любой из программ на все российские моря отводят лишь один урок. Если эта тема предусмотрена для проработки в региональном курсе, то на это надо обязательно делать ссылку. Этим недостатком, кстати, «География» часто грешит. Нередко материалы, опубликованные под этой рубрикой, невозможно использовать в контексте стандартных программ. Поэтому, если учитель предлагает такой урок, пусть описывает еще и его место в изучаемой теме, разделе...
Всегда с интересом читаю рубрику «Числа». Демографические показатели субъектов Российской Федерации, приведенные в этом номере, окажут несомненную помощь в проведении уроков при изучении темы «Население России». Но зачем публиковать дополнительно карты-«десятки»? По данным таблицы можно самостоятельно провести разнообразные работы, в том числе и построение карт. Таким образом высвободятся еще две страницы, на которых реально разместить аналогичный статистический или иной материал.
Статья «Девственные леса Коми» является своеобразной презентацией новой книги о Печоро-Илычском биосферном заповеднике. Внимание она приковывает еще и потому, что среди разнообразных публикаций очень мало места и внимания уделяется физико-географическим темам. Поэтому любая информация такого рода интересна. Хочется пожелать, чтобы редакция не обижала эту часть географической науки, ибо в школе физическая география изучается три года, тогда как экономическая всего два.
Юбилейную статью Л.С. Абрамова, посвященную журналу «Известия РАН, серия географическая», можно воспринимать как информационную и не более.
Очерк из книги «Географическая картина мира» В.П. Максаковского тоже нельзя обойти вниманием. Научно? Да! Ново? Да! Но как всегда сложно. К сожалению, большинство современных школьников плохо воспринимают подобные материалы. Они грешат излишним наукообразием и сложным языком. Поэтому при работе с ними в школе необходима их постоянная адаптация.
Рецензия на учебник В.П. Сухова, как и все статьи подобного рода, проникнута духом критики. Поэтому читать ее не хочется. Надоело. Идеальных учебников не бывает.
Удачной находкой газеты считаю страничку «Хрестоматия». Здесь собраны отрывки из литературных произведений, которые позволяют более доступно, живо, эмоционально продемонстрировать особенности природного явления или объекта, создать некий целостный художественный образ.