Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2002

Корреспонденция

Изменить подход к работе с контурными картами

В.Г. ГЛОТОВА,
учитель средней школы № 1
г. Североуральска
Свердловская обл.

Прочитала статью «Есть ли альтернатива контурным картам в процессе обучения?» Е. Копильца, учителя географии из г. Кобеляки Полтавской области (№ 40/2001, c. 2). Я давно перестала задавать себе подобный вопрос. Контурным картам не следует искать альтернативу, необходимо изменить подход к работе с ними. Для меня контурная карта — это поле творческой деятельности, где можно отобразить любое событие или явление, проследить его изменение во времени.

Мне удалось разработать целый ряд практических работ на контурных картах для курса «География Свердловской области». На базе практических работ, предложенных авторами программы, десятиклассники, используя мои задания, создают новые карты, аналогов которым нет в атласе. Эти карты одновременно включают в себя материал учебника, некоторых карт атласа, вбирают в себя и собственный уровень мышления и эрудиции учащихся.

Работы носят творческий характер. Они отличаются большой трудоемкостью и поэтому выполняются поэтапно, таким образом, у учащегося есть время хорошо продумать каждый этап своей работы. Без детального ознакомления с материалом учебника, содержанием карты или карт атласа работу выполнить практически невозможно.

В 7-м классе в процессе изучения темы «Как люди открывали и изучали Землю» на контурной карте можно отобразить этапы открытия и исследования Земли. Такая карта помогает усвоить насыщенный информацией материал параграфа. Земли, известные и описанные древними учеными, закрашиваются красным цветом; открытия средневекового периода — оранжевым цветом; эпохи Великих географических открытий — зеленым цветом; открытия конца XVIII—XIX вв. — желтым цветом.

При изучении темы «Индийский океан» я предлагаю учащимся следующее задание: «В районе Западно-Австралийской котловины были захоронены контейнеры с радиоактивными отходами. Один из контейнеров при захоронении был разрушен. Отобразите на контурной карте карандашом черного цвета последствия этой аварии». Вместо воображаемой ситуации с контейнерами можно использовать реальные события, например аварию танкера у Галапагосских островов.

При изучении темы «Атлантический океан» предлагаю учащимся нанести на контурную карту условными знаками информацию параграфа об Атлантическом океане. После того как карта закончена, ребята могут видеть, какие районы океана опасны для судоходства из-за штормов или айсбергов, какая часть акватории океана загрязнена отходами жизнедеятельности городов или нефтью при ее добыче на шельфе. Становится понятным, как хозяйственная деятельность человека сказывается на животном мире океана, в какой части океана животный мир изменяется очень быстро из-за интенсивного лова рыбы.

При изучении темы «Австралия» можно предложить учащимся поместить Большой Водораздельный хребет не на востоке, а на западе и, используя климатическую карту, показать, как изменится размещение природных зон этого материка.

В 8-м классе, изучая тему «Население России», после изучения национального и религиозного состава населения России можно предложить следующее задание: на контурной карте, где дано политико-административное деление России, покажите цветом субъекты РФ, где можно искусственно спровоцировать конфликт на национальной или религиозной основе; отметьте карандашами разных цветов регионы России, где социально-экономические условия жизни улучшаются и ухудшаются.

В 9-м классе можно на контурных картах выполнять целый ряд практических работ с экологическим уклоном. Например, при изучении Северного экономического района я предлагаю учащимся показать на карте влияние работы предприятий цветной металлургии на состояние экосистем Лапландского заповедника, лесной промышленности — на состояние Кандалакшского заповедника.

При изучении Урала мы составляем медицинскую карту этого экономического района. Вначале наносим крупные города и отрасли промышленности, основные сельскохозяйственные районы. Затем, используя таблицу «Металлы и их воздействие на организм человека», мы определяем, какие заболевания характерны для населения различных районов в зависимости от отраслевого состава хозяйства территории. После этого штриховкой различного цвета мы обозначаем вероятные ареалы этих заболеваний на контурную карту и делаем вывод.

При изучении темы «Западная Сибирь» на контурную карту учащиеся еще в 8-м классе наносят природные зоны Западно-Сибирской равнины, а также горы. В 9-м классе при изучении темы «Западно-Сибирский экономический район» я предлагаю нанести на контурную карту месторождения нефти и газа, а также нефтепроводы и газопроводы. После этого учащимся предлагается штриховкой выделить территории района, где природе наносится ущерб хозяйственной деятельностью населения и сделать вывод о том, как сказывается развитие нефтегазовой промышленности на жизни коренных народов Западно-Сибирского района. Можно также предложить учащимся показать на контурной карте районы, где образуется смог. После этих работ учащиеся могут оценить состояние экосистем и здоровья населения Западно-Сибирского района.

В 10-м классе при изучении темы «Соединенные Штаты Америки» можно предложить учащимся показать на контурной карте США отсталые, депрессивные и высокоразвитые районы, сделать вывод и определить, какие проблемы существуют в американском обществе из-за неравенства в экономическом развитии районов.

Каждый учитель может сам разработать практическую работу на контурной карте, было бы время и желание.