Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2002

Мнение читателя

№ 46: «Баланс между научностью
и методикой»

М.А. ЕФРЕМОВА,
учитель сш № 1222
г. Москва

М.А. ЕФРЕМОВА
М.А. ЕФРЕМОВА

«Географию» выписываю вот уже три года, и даже не возникает мысли прекратить подписку. Когда я совсем недавно была студенткой географического факультета МПГУ, она была основным подспорьем при подготовке к экзаменам. Сейчас же газета стала основным источником подготовки к урокам. Поэтому, получая очередной номер, я читаю его с мыслью о том, что’ из его материалов можно будет использовать на уроке.

Получив № 46, сразу же посмотрела разворот и, увидев карточки каталога, очень обрадовалась. Это значит, пополнится мой личный каталог, что в дальнейшем облегчит поиск нужной информации, так как, размножив карточки, их можно сгруппировать в алфавитном или систематическом порядке. К сожалению, в предложенном к рецензированию номере нет материалов Л.А. Аксеновой о сельскохозяйственных культурах. Этот цикл, мне кажется, украсил газету. Многое из публикаций Аксеновой использую на уроках, и не только я одна.

С удовольствием ответила на вопрос разминки. Очень нужная вещь! Вопросы можно использовать на уроках в качестве переключения познавательной деятельности на изучение нового материала. Да и для читателя разминка может послужить дополнительным стимулом к прочтению газеты от корки до корки.

Статья К.С. Лазаревича о температурах широтных кругов после прочтения оставила, к сожалению, только вопросы без ответов. Во-первых, почему данные таблицы приведены только по Антарктиде, хотя в статье отмечено, что коррекции подвергались и данные по Арктике? Во-вторых, вызывает недоумение большая разница в цифрах за 1955 г. и современных данных. Объяснение, которое можно прочитать в статье, не удовлетворяет. Убавить или прибавить при уточнении показателей можно 5 или 10 °С, но не 20 °С! Напрашивается вывод: вместо всеми ожидаемого глобального потепления нас ждет ледниковый период, ожидаемый только геологами? В итоге, не разобравшись сама, в школе данный материал я решила не использовать.

Статья Л.В. Смирнягина «Значение Казахстана для России», затрагивающая наболевшую проблему — отношения России с бывшими союзными республиками, очень понравилась. Она интересна, написана не сухо, эмоционально окрашена, чувствуется личное отношение автора к данной проблеме. Хотелось бы тем не менее, чтобы текст этой статьи более точно соответствовал установкам, принятым в школьных программах и учебниках. Например, редактор мог бы отметить, что границу между Европой и Азией проводят не только по Уралу, но и по Эмбе. Причем второй вариант в учебной литературе распространен больше. Кроме того, из статьи складывается впечатление, что понятие ресурсный потенциал (3—4-й абзацы) включает в себя только минеральные ресурсы. Мне кажется, что автору или редактору стоило бы с бо’льшим вниманием отнестись к четкости и недвусмысленности употребления основных входящих в школьную программу понятий. Для себя я отметила, что материал Л.В. Смирнягина можно использовать на уроках в 9-х классах.

Следующая статья «Река www, река Интерпола» С.В. Рогачева насыщена информацией, написана доступным языком. Интересна идея, объединяющая серию статей о международных реках. Являясь логичным продолжением публикаций о Женеве и верхней Роне, рассказ о Лионе воспринимается как цельная, законченная структура. Однако следует отметить, что после прочтения этой статьи осталось впечатление круговерти исторических личностей, дат, событий и потребовалось какое-то время, чтобы пришло осмысление прочитанного. Статья идеально подходит для повышения интеллектуального уровня учителя, но в современной школе, по моему мнению, ей места пока не находится.

Наличие в номере рубрики «Числа» всегда для меня радость. Это огромная помощь учителю. Статистика очень быстро меняется, отследить эти изменения часто не успеваешь, в итоге иногда приходится использовать на уроке устаревшие данные. Газета «География» решает эти проблемы, за что отдельное и большое спасибо!

В заключение хотелось бы сказать, что «Географии» удалось достигнуть оптимального баланса между научностью и методикой, что позволяет удовлетворить вкусы широкого круга читателей от школьника до научного работника. А также она помогает учителю не «сесть в лужу», когда ученик задает неожиданный вопрос, уходящий далеко за рамки учебника.