Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2002

Место

Г.Д. Костинский

Административное деление

Республика Корея в административном отношении делится на 9 провинций (до). Отдельные территориальные единицы — столица страны Сеул и 6 других крупнейших городов со статусом, приравненным к провинциям. Это Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу, Тэджон и Ульсан. Как ни странно, но административное деление в столь бурном для Кореи ХХ веке практически не изменилось. Все 8 провинций, что были выделены в 1896 г., сохранились, а кроме того, девятой провинцией стал остров Чеджудо.

Провинции состоят из уездов (кун) и городов провинциального значения (си). Уездов —
99, городов — 72. Всего же уровней административного деления четыре.

Корея была и остается страной с сильно централизованной властью. Правда, в последнее время происходит передача властных полномочий на более низкие уровни. Да и глав администраций провинциального и уездного уровней теперь уже не назначают сверху, их избирает население.

Республика Корея (Южная Корея) — вполне благополучная, даже можно сказать процветающая, страна. В 80-е годы Корея поразила мир рекордными темпами роста своей экономики, а в 90-е годы она была признана экономически развитой страной. Об экономической мощи Кореи говорят уже такие факты, что ныне она входит в дюжину крупнейших стран мира по валовому национальному продукту и внешнему товарообороту.

Невольно задумываешься, как Корея, всего 40—50 лет назад страдавшая от нищеты и голода, бедная естественными ресурсами, сумела за короткий срок добиться столь впечатляющих результатов? Наши экономисты и политики с нескрываемым интересом присматриваются к опыту Южной Кореи, размышляют над формулой ее успеха, ведь и России требуется перестроить свою экономику.

В течение четырех десятилетий советская пропагандистская машина представляла Республику Корея как «марионеточное государство на службе американских империалистов». Доходившая до нас тогда информация о Южной Корее была не просто куцей, а грубо искаженной. Средства массовой информации сообщали о демонстрациях протеста студентов, но не об экономических успехах. Если же можно было ничего не говорить о Южной Корее, то и не говорили. В фундаментальном справочнике «Столицы стран мира», изданном в Москве в начале 70-х, статьи о Сеуле вообще не было! Ситуация изменилась лишь в перестроечный период. Между нашими странами наконец-то были установлены дипломатические отношения и началось нормальное сотрудничество.

На карте мира — два корейских государства. Хотя в Республике Корея и КНДР живет один и тот же народ, граница между этими двумя государствами, пожалуй, самая строго охраняемая в мире. До недавних пор и Германия была разделена на два государства, но она не испытала братоубийственной войны, как Корея.

Несмотря на некоторое смягчение, отношения между КНДР и Южной Кореей продолжают оставаться напряженными. Военная угроза с Севера все еще реальна. А это значит, что Республика Корея вынуждена тратить огромные средства на оборону, содержать 650-тысячную армию, постоянно проводить всеобщие учения по гражданской обороне. И хотя сегодня человек в Южной Корее уже не зажат жесткими государственными регламентациями, некоторые ограничения свободы личности, вытекающие из конфронтации двух Корей, остаются. Выражение интереса к КНДР по закону о национальной безопасности преследуется в уголовном порядке. Южанам запрещено слушать радиопередачи Пхеньяна, читать книги и периодические издания Севера. В Южной Корее немало людей (в том числе молодых), для которых коммунистический Север — это символ корейской самобытности, национального достоинства, край, не попавший под «империалистическое влияние», избежавший «тлетворного» воздействия западной культуры.

За последние десятилетия жители Южной Кореи успели привыкнуть и к материальным благам (изнурительная борьба за выживание ушла в прошлое), и к демократическим свободам. Экономически сильная, интегрированная в мировое сообщество Республика Корея уверенно смотрит в будущее.