Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2002

Религия

Во что верят корейцы?

Г.Д. Костинский

Статуя Будды
Статуя Будды в одном из монастырей

 

Бумажный фонарь
Бумажный фонарь, используемый на праздновании
дня рождения Будды

 

Служба в день рождения Будды
Служба в день рождения Будды

 

Христианство — одна из основных религий в стране
Христианство — одна из основных религий в стране

 

Буддийский монах
Буддийский монах

 

В конфуцианской школе
В конфуцианской школе

 

 

Половина корейцев верующие, половина — нет. При этом корейцы религиозны «в меру», им чужда фанатичная религиозность (хотя религиозность и вера — это разные вещи). Одной преобладающей религиозной группы нет: половина верующих (точнее, 47%) — буддисты, половина (49%) — христиане. Последний факт наверняка удивит многих читателей. Кроме того, 3% верующих называют себя конфуцианцами. Приверженцы традиционной религии корейцев — шаманизма (культа сил природы и предков) составляют 1%.

Соотношение между двумя основными конфессиями в пользу христианства изменилось в самое последнее десятилетие. Трудно поверить, но в 1940 г. христиане составляли только 2% корейского населения (всего, а не верующего), в 1972 г. их было уже 13%, а сейчас — 25%1. Среди христиан больше, чем среди буддистов, людей молодых и экономически активных. В возрастной группе от 20 до 29 лет христиан в 1,5 раза больше, чем буддистов. Христиане преобладают в национальной элите. Ничего похожего нет в соседних дальневосточных странах — Китае и Японии.

Обилие христианских церквей бросается в глаза сразу по приезде в Корею. Особенно поздним вечером, когда опускается темнота и кресты на шпилях горят ярким рубиновым светом. В каждом городском микрорайоне, а то и квартале, есть церковь. Правда, они в Корее отнюдь не так величественны и архитектурно выразительны, как в традиционно христианских странах. Часто прихожане арендуют этаж в обычном доме, и лишь решетчатая пирамида (напоминающая небольшую телевышку), увенчанная крестом, выделяет этот дом среди других.

Реально христианство стало распространяться в Корее с конца XIX в. С тех пор оно приняло своеобразные корейские черты, как бы «кореизировалось». Служба теперь ведется преимущественно на корейском языке, европейскую церковную музыку сменила классическая корейская. Никто здесь не скажет, что корейцы-христиане — это какие-нибудь вероотступники, изменившие своим корням в пользу «чуждой» религии. Как раз напротив: корейцы-христиане были и остаются убежденными борцами за корейскую культурную идентичность. При этом христианская идеология несомненно облегчала социально-экономическую модернизацию Кореи в ХХ в.

Христиане гораздо чаще посещают церкви, нежели буддисты свои храмы. Этому есть нехитрое объяснение. Буддийские храмы в последние пять столетий строились вдали от населенных пунктов, в уединенных местах в горах, так что добраться туда горожанам не так и просто. Многочисленные храмы, буддийские статуи и пагоды не просто украшают ландшафты, но и являются важным фактором развития туристического бизнеса. Вокруг буддийских монастырей (а все они расположены в живописных местностях) теперь созданы национальные парки, очень популярные среди корейских и иностранных туристов2. И все же до большинства монастырей праздные туристы не добираются. Там среди поросших соснами скал в легких деревянных павильонах — только одни молящиеся монахи.

Буддизм проник в Корею из Китая в IV в. н. э. В VI—XIV вв. он был государственной религией Кореи. В то время буддизм консолидировал корейский этнос, укрепил его самосознание, культурно обогатил. Уход буддийских храмов и монастырей в удаленные районы произошел в конце XIV в. Когда власть в Корее взяла в свои руки новая династия Чосон (1392—1910), монархи приняли на вооружение и новую идеологию (обновленное конфуцианство), а буддизм попал в немилость.

Древние буддийские монастыри строились из дерева и в своем первозданном виде до наших дней не сохранились. Ныне, когда буддизм не подвергается никаким притеснениям, буддийские культовые сооружения восстанавливаются и строятся заново в городах3.

Конфуцианство — это не религия в привычном смысле слова, а духовное учение, этическая система. Именно конфуцианство формировало мораль и нравственность корейского народа. Живший два с половиной тысячелетия назад Конфуций учил: личность должна быть нравственной. Этот мудрец выработал свод правил отношений между родителями и детьми, женщиной и мужчиной, господином и подчиненным. Конфуцианство отличается особым культом предков, почитанием родителей, и эти ценности и нормы глубоко укоренены в корейской культуре, в системе ценностей и поведения людей. Специально конфуцианству в школах теперь, конечно, не учат, но в старину конфуцианские тексты (на древнекитайском языке) были обязательным предметом для изучения в школе.

Культурные влияния

Корейская культура самобытна, но как во всякой, даже очень оригинальной культуре, в ней можно обнаружить сильные внешние влияния. Как корни русской культуры уходят в Византию, так корни корейской культуры приведут нас в Китай. Из Древнего Китая в Корею пришли мировоззрение (конфуцианство и буддизм), иероглифическое письмо, система организации государства, архитектурные стили, способы обустройства жилища и предметы быта.

Если влияние Китая было постоянным на протяжении корейской истории, то мощное воздействие японской культуры — явление относительно новое, оно датируется последней четвертью XIX в. Именно через Японию, начавшую модернизацию на четверть века раньше Кореи, сюда проникли такие технические новшества, как телеграф, телефон, железнодорожный транспорт, трамвай, а также институты государственной и общественной жизни. А вот до XVII в. в роли учителей были корейцы, а не японцы. Корейские монахи, художники, ученые, ремесленники принесли на Японские острова самые разные культурные новшества (причем не только китайские, но и свои).

Отношения между корейцами и японцами были непростыми. В первой половине ХХ в. Корея была японской колонией, служила резервуаром ресурсов для метрополии. Метрополия навязывала корейцам японские товары, насильно внедряла японские обычаи и нормы, сдерживала самобытную корейскую культуру. Было свернуто издание литературы на корейском языке, профессоров-корейцев в университетах можно было пересчитать по пальцам. В годы Второй мировой войны практиковалось насильственное использование корейских женщин как секс-рабынь для японской армии.

Японский террор, угнетение, национальное унижение остаются незаживающей раной в сознании корейцев. Однако никакой злобной ненависти к японцам и всему японскому нет (сказались и смена поколений, и поразительные послевоенные успехи Японии). Ведь и у нас даже после кошмара Второй мировой войны сейчас не осталось ни ненависти, ни неприязни к немцам.

Культура Запада пришла в Корею примерно в то же время, что и японская, то есть в последней четверти XIX в. При этом многие западные новшества проникали в Корею не прямо, а через японцев. Влияние Запада было отнюдь не только материально-техническим: отметим хотя бы бурное распространение здесь христианства. Западная цивилизация пришла в Корею не через Европу (как, скажем, в России или Турции), а через США (под западным здесь понимается прежде всего американское). Особенно это относится к послевоенному времени, когда Соединенные Штаты помогли Корее вписаться в современный мир. Не случайно корейцы учат английский язык в его американском варианте, из западных писателей знают прежде всего американских авторов, играют в бейсбол больше, чем в футбол, а из всех видов книжек предпочитают комиксы.


1 Среди христиан 3/4 — протестанты, 1/4 — католики.
2 Буддийские скиты и монастыри строились близ источников. Испытывающие жажду паломники и туристы всегда найдут на территории монастыря источник с чистейшей водой. К их услугам — специально повешенные ковши (прежде они были глиняными, теперь — пластмассовые).
3 Буддийских храмов теперь 9 тысяч, а полвека назад была всего тысяча. Наведываться в южнокорейские буддийские монастыри и медитировать там любит наш известный писатель Виктор Пелевин.