Отрасль |
Обрабатывающая промышленность
Г.Д. Костинский
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика. В колониальный период тяжелая промышленность создавалась японцами в северной части Кореи, богатой гидроэнергоресурсами и сырьем. Южная же в этом отношении отставала; ее доля в добывающей промышленности составляла всего 10%, в химической — 18%. В 1953 г. обрабатывающая промышленность создавала всего-навсего 9% ВНП Южной Кореи. В 1953—1961 гг. Южная Корея восстанавливала разрушенное гражданской войной хозяйство, производя лишь одежду, обувь, незатейливую бытовую утварь. В 1961 г. правительство Кореи взяло курс на преимущественное развитие экспортных производств (текстильная, швейная, обувная отрасли), что было необходимо для улучшения платежного баланса. В 1961—1972 гг. промышленность росла рекордными темпами — на 17% в год, а экспорт — на целых 36% в год! С конца 70-х годов фокус решительно переместился на тяжелую промышленность: прежде всего машиностроение (включая автомобиле- и судостроение), а также химическую и нефтехимическую промышленность. В 80-е годы в Корее стали уделять особое внимание отраслям высокой технологии — полупроводниковой, радиоэлектронной, производству компьютерной техники. Благодаря развитию машиностроения Южная Корея сумела наладить производство военной техники (оно покрывает 2/3 потребностей). военно-ориентированная продукция составляет около 10% крупных корпораций. Размещение промышленности. В конце 50-х годов промышленность сосредоточивалась в двух городах — Сеуле и Пусане (тогда там трудилось 40% всех занятых в корейской промышленности). По мере индустриализации промышленность стала развиваться и в пригородных зонах этих крупнейших городов, а также в других провинциях. Процессу рассредоточения промышленности способствовала государственная политика строительства новых крупных промышленных комплексов. Предприниматели, которые размещали в этих комплексах свои предприятия, получали льготы. Вместе с крупными промышленными комплексами росли и новые города, например Ульсан и Чангвон. В 80-е годы правительство построило крупные промышленные комплексы на юго-восточном, южном и юго-западном побережьях. В 1996 г. на Столичный район (Сеул + провинция Кёнгидо) приходится 46% занятых в корейской промышленности. Наряду с Сеулом, в него входят города Инчхон, Анъян, Пуджон, Сонгнам, Сувон. При широкой отраслевой структуре, Столичный район специализируется все-таки на отраслях высокой технологии. Практически все крупные промышленные компании страны (точнее — 88%) имеют здесь свои штаб-квартиры. Пусанский промышленный район (Пусан + Кёнсан-Намдо) на юго-востоке Кореи сосредоточивает 22,5% занятых в обрабатывающей промышленности страны. Район как бы смотрит на Японию, главного (наряду с США) торгово-экономического партнера Кореи1. Главные промышленные центры района — Пусан, находящиеся севернее Ульсан и Пхохан и расположенный западнее Масан. Специализация района — черная металлургия, машиностроение, нефтехимия. Третий по значению промышленный район не прибрежный, а внутрений — Тэгу — Гуми (13% занятых). Город Тэгу — главный в стране производитель текстиля, а Гуми известен как значительный центр электронной промышленности. Промышленно-городские комплексы. Правительство развивало промышленность в комплексе с жильем, транспортной и социальной инфраструктурой (школы, больницы и т.п.). Из 500 промышленно-городских комплексов самого разного масштаба 29 являются большими, общенационального масштаба. Первый большой комплекс появился в 1967 г. в Куро, на железной дороге между Сеулом и его аванпортом Инчхоном. Он имел отчетливую ориентацию на экспорт. В 70-е годы подобные комплексы были созданы на юго-восточном побережье, в 80-е годы — на юго-западном. Местные (не столь мощные) промышленно-городские комплексы возникли в столицах провинций. Семь комплексов общенационального масштаба построено в Пусанском районе (на юго-востоке), пять — в Столичном. В некоторых промышленно-городских комплексах (Пхохан, Ульсан) имеются ярко выраженные крупные предприятия-лидеры, с которыми кооперируются предприятия поменьше. В Пхохане таким лидером выступает металлургический комбинат ПОСКО, в Ульсане — автозавод Хёндэ. В 90-е годы корейские промышленные корпорации начали выносить производство в страны с более низкими производственными затратами (особенно на зарплату персонала). Это прежде всего Китай и страны Юго-Восточной Азии. Помимо того, в целях освоения новых рынков корейские предприятия были созданы в Европе (Западной и Восточной), а также в Северной Америке. Республика Корея занимает видные позиции в целом ряде отраслей промышленности. Ниже рассмотрим некоторые из них. Черная металлургия. На сегодняшний день Южная Корея является шестой по величине металлургической державой мира. В 2000 г. здесь выплавлено 42 млн т стали (не намного меньше, чем в занимающих 4-е и 5-е места Германии и России). А ведь до появления в 1973 г. первого металлургического комбината в Пхохане стали в Корее выплавлялось чрезвычайно мало (в основном в дуговых электропечах). Основной производитель металла — корпорация ПОСКО, которая по выплавке стали (26 млн т в год) возглавляет список крупнейших в мире2. Главные центры черной металлургии — приморские города Пхохан и Кванъян. И железная руда, и коксующийся уголь — импортные. Руда в основном австралийская и бразильская; уголь и кокс также привозятся из Австралии. Масштабы цветной металлургии скромнее. И все же собственным производством Корея целиком удовлетворяет внутренние потребности в цинке и свинце и на 2/3 — в меди (369 тыс. т в 1998 г.). Судостроение. В считанные десятилетия Корея превратилась в крупнейшего (наряду с Японией) производителя судов. Каждое третье строящееся в мире судно (с учетом водоизмещения) сходит на воду из корейских доков. Страна способна выпускать суда любых классов, включая супертанкеры. Метод строительства судов — блочный: сначала изготовляются секции и блоки, затем их транспортируют в сухие доки, где сваривают воедино. Основные судостроительные компании страны — «Хёндэ», «Самсунг» и «Дэу». «Хёндэ» имеет 9 сухих доков (в год строится 60 судов), «Самсунг» — три (27—28), «Дэу» — два (32—34). Каждая из компаний располагает как минимум одним сухим доком производственной мощностью более 1 млн т. «Самсунг» специализируется на выпуске нефтебурильных судов и платформ. 7 из 12 таких судов и платформ, построенных в мире начиная с 1996 г., — это продукция «Самсунга». Специализация «Дэу» — супертанкеры. Сухой док «Дэу» длиной 530 м и шириной 131 м (это площадь 11—12 футбольных полей) не знает себе равных в мире. Высота установленного там крана — 121 м. Корейское судостроение почти целиком ориентировано на экспорт. Среди стран, заказывающих в Корее суда, и Россия. В 2001 г. на верфи г. Ульсана построен супертанкер «Приморье» водоизмещением 105 тыс. т. Автомобильная промышленность. Корея — шестой в мире производитель автомобилей. А ведь до начала 60-х годов автомобилестроения не существовало; выпускались лишь кое-какие запчасти. Выпуск автомобилей вырос с нуля в середине 60-х годов до 113 тыс. в 1979 г. и до более чем 2 млн в настоящее время. Корейские автомобили имеют хорошую репутацию, хотя и не такую, как японские. 99% всех машин, которые бегают по корейским дорогам — местного производства. Поначалу для «защиты местных производителей» существовал запрет на ввоз иностранных автомобилей, потом запрет отменили, но стали действовать драконовские импортные пошлины (сначала 50%, 20% и лишь в 1995 г. они снизились до 8%). При рождении корейского автомобилестроения правительство хотело, чтобы в стране была одна большая автосборочная компания, выигрывающая от экономии на масштабе. Однако компаний возникло больше (включая «Шинзин», «Азия Моторс», «Хёндэ Мотор» и «Kиа Moторс»). Вначале компании лишь копировали модели тех иностранных компаний, с которыми сотрудничали — «Фиата», «Форда», «Мазды». Затем «Хёндэ» разработала свою собственную модель легкового автомобиля и в 1976 г. вышла с ней на мировой рынок (Южная Америка и Ближний Восток). Продавалась эта машина по цене ниже себестоимости, а финансовые потери от демпинга покрывались государством. Южнокорейское автомобилестроение рассчитано на выпуск внушительного числа — 4,5 млн — автомобилей. Но сборочные мощности используются лишь частично (в 1997 г. на 67%). Производственные мощности корейского
автомобилестроения,
|
«Хёндэ» | «Дэу» | «Киа» | «Ссанъён» | «Азия» | «Хёндэ Прешес» | «Самсунг» | Итого | |
1992 | 780 | 460 | 460 | 30 | 30 | 40 | 0 | 1 800 |
1997 | 1 650 | 1 070 | 1 030 | 200 | 200 | 90 | 240 | 4 480 |
Нефтехимическая промышленность. Эта отрасль развилась несмотря на то, что Корея полностью лишена собственной нефти. Вся нефть привозная (в основном из Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Кувейта). В стране действуют 3 нефтехимических комплекса общей мощностью 3,3 млн т этилена в год (по этому показателю Корея — пятая в мире). Все комплексы расположены на побережье — в Йечхоне (на юго-западе), Ульсане (на юго-востоке) и Тэсане (у Желтого моря).
ЭлектроэнергетикаОснову электроэнергетики Кореи составляют тепловые станции. На них приходится свыше половины мощностей всей электроэнергетики. Поначалу тепловые станции работали на угле (точнее, антраците). Затем в качестве топлива стали использовать также импортные мазут и сжиженный природный газ. Однако основным топливом продолжает оставаться уголь. Бедность собственных энергоресурсов заставила Южную Корею в конце 70-х годов начать строительство АЭС. Значение атомных станций постоянно растет. Сейчас их доля в мощностях — почти 2/5, а в выработке электроэнергии еще выше — 42%. По установленным мощностям АЭС (11,3 МВт в 1998 г.) Корея занимает 9-е место в мире (3,2% мировых мощностей атомной энергетики). Действует 4 АЭС с 14 реакторами. Значение гидроресурсов в выработке электроэнергии очень скромное (менее 1/10 мощностей). Среди них выделяются две гидроаккумулирующие электростанции (их задача — давать электроэнергию в пиковые часы). |
1 Доля Японии в корейском импорте —
24,1%, в экспорте — 13,8%, а доля США соответственно 22,5
и 19,6% (1998 г.).
2 См.: Крупнейшие сталеплавильные
компании мира в 1999 г.//География, № 18/2001, с. 2