Люди |
Разноплеменный Афганистан
Ю.О. Сердюк
|
Согласно первой (и единственной в истории страны) всеобщей переписи 1979 г., население Афганистана составляло 15,5 млн человек. В 80-е годы темпы ежегодного естественного прироста населения оценивались в 2,2% при рождаемости 4,9% и смертности 2,7%. По оценке на 2000 г. (с учетом возвращения беженцев из Ирана), в стране проживали почти 26 млн человек. Афганистан — многонациональная страна. Население страны на 38% состоит из представителей пуштунских племен, исповедующих ислам суннитского направления и говорящих на языке пушту. Они расселены преимущественно в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах. Большое количество пуштунов проживает также на территории Пакистана. Крупнейшие пуштунские племена — дуррани, гильзаи, карраки, гуриакель и юсуфзаи. В основании Афганистана как самостоятельного государства (1747 г.) большую роль сыграл Ахмад Шах Дуррани, выходец из могущественного пуштунского племени дуррани. Все эмиры, начиная с Дост Мухаммеда (1826—1863), короли и правивший до апреля 1978 года президент М. Дауд являлись представителями дуррани. Последующие же руководители Афганистана разрушили властную монополию дуррани. В этой связи недавний захват Кабула талибами и их приход к власти рассматривался как исторический реванш, поскольку среди талибов преобладают дуррани. Казненный талибами президент Наджибулла принадлежал к относительно небольшому пуштунскому племени — ахмедзаи. Среди пуштунских племен имеются оседлые и кочевые. И те и другие отличаются воинственностью, многие споры до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести — Пуштунвали, в основу которого положены защита личного достоинства и кровная месть. Считается, что пуштуна можно убить, но он никогда не станет рабом. Еще одной характерной чертой пуштунов является их относительная независимость от центральной власти в Кабуле. Эмиры и короли считали возможным строить свои отношения с представителями других племен на основе заключаемых межплеменных соглашений и союзов. На втором месте по численности (около 25%) стоят таджики, обитающие в северных и северо-восточных районах страны, по «нашу сторону» от Гиндукуша. Будучи народом иранского происхождения, они пользуются языком дари (или фарси-кабули), сходным с персидским. Среди таджиков преобладают мусульмане-сунниты, но немало и исмаилитов. Основные занятия таджиков — земледелие и торговля. Многие из них, получив образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Недавний президент Афганистана (глава Северного альянса) Бурхануддин Раббани, министр иностранных дел Северного альянса Абдулла Абдулло и погибший министр обороны страны Ахмад Шах Масуд (которого прозвали «панджшерским львом») — таджики. На северо-западе Афганистана проживают туркмены (3% населения), а на севере — узбеки (9%). И те и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам. Их основные занятия — земледелие и скотоводство, туркмены слывут искусными ковроделами. Лидер узбеков Рашид Дустум возглавляет Национальное исламское движение Афганистана, противодействующее талибам. Возросшее значение узбеков в жизни афганского общества и заслуги их национального ополчения отмечаются на международных встречах по Афганистану. Впервые в истории страны в качестве председателя правительства была предложена кандидатура узбека Абдуллы Саттара Сирата — советника бывшего шаха. Из-за того что в итоге председателем правительства был избран пуштун, отношения между узбекской частью антиталибской коалиции и официальным ее руководством несколько обострились. Хазарейцы, народ монгольского происхождения, исповедующие ислам шиитского толка, составляют около 19% населения Афганистана. Они живут в центральной части страны: среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Их основной политической организацией является Партия исламского единства Афганистана («Хезбе вахдат»). В западных районах страны проживают персидские народности, исповедующие шиитский ислам. Другие народности (нуристанцы, ваханцы, киргизы, чараймаки, брагуи, казахи, пашаи и др.) немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати, паруни, вайгали и ашкуни, до насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895—1896 гг. назывались кафирами («неверными»), и это название нередко употребляется в отношении них и в наше время. Они ведут замкнутую жизнь в высоких горах севернее долины р. Кабул. Несколько тысяч ваханцев сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора, а киргизы — на крайнем северо-востоке страны, на Памирском нагорье. Чараймаки, или аймаки (ок. 600 тыс.), живут в горах на западе страны, вдоль афгано-иранской границы. Белуджи и брагуи населяют пустынные районы на юго-западе страны. До начала военных действий 80-х годов 76% населения Афганистана занимались в основном оседлым земледелием, а 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Последней действовавшей конституцией официальными языками Афганистана признавались пушту и дари (или фарси-кабули, афганский диалект персидского языка). Дари служит языком межнационального общения почти повсеместно, кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминируют пушту. Узбеки, туркмены и киргизы относятся к тюркоязычным народам. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов персидского языка, с которым связаны также балучи (язык белуджей) и таджикский язык. Нуристанцы говорят на языках, представляющих обособленную древнюю ветвь, выделившуюся из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке, принадлежащем к дравидийской семье, сходном с языками народов Южной Индии. До 1973 г. члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали прежде всего потомки Доста Мухаммеда и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммеда, господствовавших на политической арене с 1826 г. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, офицеры высших чинов, богатые купцы. За этой группой следовали молодые администраторы, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам занявшие места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы. В 80—90-е годы, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы — все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978 г., получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую к различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 г. борьба между этими группировками не прекратилась, и они продолжают получать помощь из-за границы. И если талибы рассчитывают в основном на помощь исламских групп и отдельных стран, то представленная различными социальными и национально-религиозными группами антиталибская группировка может рассчитывать на поддержку различных государств, включая западные, способные оказать реальную помощь в восстановлении экономики Афганистана. Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей — сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община шиитов-исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов — Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя. Ислам, навязанный в стране талибами (по сути, наиболее строгое следование букве Корана), вызывал стойкое отторжение у большей части населения страны. Афганцы всегда с подозрением относятся ко всему чужому. Им невозможно ничего навязать силой. Особое внимание также следует уделить рассмотрению положения женщин. По сложившейся традиции афганские женщины не имеют права участвовать в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию «сверху», предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встретили сопротивление общества. В 1959 г. правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений консервативно настроенного населения. В районах, где талибы одержали верх, был установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, женщинам запретили работать вне дома. Девушкам разрешили обучаться только в одном Балхском университете в Мазари-Шарифе. Представители ООН на переговорах в Бонне выдвинули особое требование афганской стороне — при формировании правительства включить в его состав женщину. По мнению европейцев, присутствие женщин в исполнительных органах власти позволит изменить их положение. Просьба международных наблюдателей на переговорах выполнена — в состав переходного правительства включено сразу две женщины. |