Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2002

Климат

Я иду на урок

Карточки для работы в 6-м классепо теме «Атмосфера»

И.А. ГУМИРОВА,
преподаватель Высшей гимназии-лаборатории Салахова, г. Сургут
Тюменская обл.

Работая с 6-классниками, стараюсь обратить их внимание на взаимосвязь между воздухом и подстилающей поверхностью, влияние поверхности на температуру, давление, восходящие и нисходящие движения воздуха, ветер, осадки. Объяснив основные закономерности, предлагаю школьникам карточки-картинки, где смоделированы различные земные ситуации в разных сочетаниях: суша—море, лес—безлесная поверхность, день—ночь. Исходя из заданных параметров, ученики определяют происходящие атмосферные процессы или, наоборот, по параметрам процесса логически воссоздают картину местности.

Я использую картинки во множестве вариантов, пока ученики не начинают безошибочно дорисовывать недостающие элементы. Ребята сами с удовольствием придумывают подобные схемы и задают друг другу задачи. Позднее, в курсе физической географии России у них уже не возникает затруднений с восприятием таких понятий, как «циклон», «антициклон», «Азиатский максимум» и т. п. Так, двигаясь от простого к сложному, мы постепенно разбираемся в климате Земли.

Варианты заполнения карточек — в следующем номере

Дополни рисунки. Вариант I

Дополни рисунки. Вариант II