Климат |
Я иду на урок
Карточки для работы в 6-м классепо теме «Атмосфера»
И.А. ГУМИРОВА,
преподаватель Высшей гимназии-лаборатории
Салахова, г. Сургут
Тюменская обл.
Работая с 6-классниками, стараюсь обратить их внимание на взаимосвязь между воздухом и подстилающей поверхностью, влияние поверхности на температуру, давление, восходящие и нисходящие движения воздуха, ветер, осадки. Объяснив основные закономерности, предлагаю школьникам карточки-картинки, где смоделированы различные земные ситуации в разных сочетаниях: суша—море, лес—безлесная поверхность, день—ночь. Исходя из заданных параметров, ученики определяют происходящие атмосферные процессы или, наоборот, по параметрам процесса логически воссоздают картину местности.
Я использую картинки во множестве вариантов, пока ученики не начинают безошибочно дорисовывать недостающие элементы. Ребята сами с удовольствием придумывают подобные схемы и задают друг другу задачи. Позднее, в курсе физической географии России у них уже не возникает затруднений с восприятием таких понятий, как «циклон», «антициклон», «Азиатский максимум» и т. п. Так, двигаясь от простого к сложному, мы постепенно разбираемся в климате Земли.
Варианты заполнения карточек — в следующем номере
Дополни рисунки. Вариант I |
Дополни рисунки. Вариант II |