Образ страны |
Что изучают японские школьники по теме «Россия»
И.Л. ТХУГО
учитель географии СШ № 1922
Юго-Восточного административного округа
г. Москва
|
Тема «Россия» изучается в первом классе младшей средней школы, то есть на 7-м году обучения. Еще раз школьники вернутся к этой теме во втором классе старшей средней школы, на 11-м году обучения. Рассмотрим содержание темы в учебнике «География» (Новое общество) издательства «Токио Сёсэки» (1996 г.) для первого класса младшей средней школы, что соответствует нашему 7-му классу и курсу «география материков и океанов». В отличие от российских семиклассников, японские школьники изучают не отдельный курс «физическая география», а синтетический курс, включающий физическую географию, экономическую географию и элементы экономики. Учебная программа отводит на изучение темы 4 часа, и материал учебника разбит в соответствии с этим на 4 темы: «Географическое положение и природа», «Население», «Сельское хозяйство», «Промышленность». В японской школе доминируют методы традиционной дидактики: объяснительно-иллюстративные, вербальные и репродуктивные, в соответствии с этим построен и учебник. В силу специфичности и сложности японского языка, существования наряду с иероглифами двух письменных азбук — катаканы и хираганы, широкое распространение в японской литературе получил особый жанр — комиксы. Каждая пятая книга, поступающая в книжные магазины страны, — комикс. В виде комиксов издаются даже произведения японской и мировой классической литературы. Поэтому неудивительно, что и в школьном учебнике географии много рисунков, фотографий, схем, диаграмм, расположенных мозаично, там присутствуют рисованные персонажи: девочка-отличница и любознательный мальчик. Каждая тема учебника оформлена однотипно: на схематичном изображении земного шара выделен цветом силуэт изучаемой страны. Внизу страницы в рамке в японской транскрипции даются приветствия изучаемой страны, так, в теме «Россия» написано по-русски «здравствуйте» и по-украински «добрий день». Половину страницы занимает фотография типичного ландшафта или исторического памятника, характерного для данной страны. В главе «Российская Федерация» на фотографии изображен участок железной дороги в бескрайних просторах Сибири, нарисованный здесь же мальчик говорит: «Смотри, какой длинный поезд. Как будто дорога прорезает лес», и девочка, отвечающая ему: «Это — БАМ, который был построен в 1984 г. в результате освоения Восточной Сибири». Ниже располагается фотография залитого солнцем детского балетного класса и письмо 13-летнего москвича: «Я Юрий Оликов. Я живу в Москве — столице России. В школе я учу французский язык, но сейчас я очень интересуюсь Японией и хочу учить японский. После распада Советского Союза цены на товары растут, и, в отличие от Японии, мы живем очень скромно. Я бы хотел, чтобы в будущем Москва стала самым богатым и красивым городом в мире». Непосредственное знакомство с географическим положением России начинается с констатации интересного факта: площадь Каспийского моря почти равна площади Японии (это предложение выделено на плашке). Далее приводится карта часовых поясов и здесь же, в рамке, вопрос: «Какие проблемы могут быть связаны с большой разницей во времени?» Общая характеристика географического положения и природы дается кратко, в двух абзацах.
Географическое положение и природа СССРСССР занимает около 1/8 суши. Страна лежит и в Европе, и в Азии и занимает 10 временных поясов. Если выборы президента на востоке начинаются утром, то в это время на западе еще вечер предыдущего дня. СССР занимает огромную территорию. Страна расположена на севере, моря бассейна Северного Ледовитого океана почти весь год покрыты льдом, и выйти в открытое море практически невозможно. На юге, начиная с Гималаев, тянется множество гор, отгораживая территорию от влияния океана. Поэтому зимой температуры здесь очень низкие, в Сибири была зарегистрирована самая низкая в мире температура, снега довольно мало. На берегах северных морей находится тундра, покрытая мхами и лишайниками. По мере продвижения на юг постепенно появляются хвойные деревья, их количество растет, и наконец они переходят в зону хвойных лесов — тайгу. Южнее располагаются степи и полупустыни. Для сравнения приводятся климатограммы Москвы, Ташкента и Якутска. Одним абзацем ограничивается информация о природе Средней Азии и Казахстана, о проблеме Аральского моря. На фотографиях к тексту изображены сибирская тайга и овцы на водопое в пустыне. Далее в качестве дополнительного текста следует доклад Наоми-сан, той самой девочки-отличницы, героини комикса, которая сопровождает нас по страницам учебника и дает пояснения. Вот ее доклад.
Город на вечной мерзлотеЯ нахожусь в Якутске, на северо-востоке Сибири. Этот город находится в среднем течении реки Лены, на 64° северной широты. Поскольку сейчас зима, солнце восходит в 10 часов утра, а заходит в 2 часа дня. Говорят, что температура не поднимется выше минус 50—60 градусов еще несколько дней, поэтому теплое шерстяное пальто и шапка — предметы первой необходимости. В отеле мне очень помог господин Найденов. Он рассказал мне много интересного. «Вы, наверное, заметили, что в Якутске много зданий, приподнятых над землей. Объясняется это тем, что летом замерзшая земля немного оттаивает и появляются растения. Но из-за того что лето короткое, оттаять успевают только верхние слои земли, а нижние остаются замерзшими. Это явление называется вечной мерзлотой. Если построить дом на вечной мерзлоте, то из-за отопления в домах и потепления летом земля станет рыхлой и дома начнут опускаться. Поэтому высокие здания строят на бетонных столбах, которые забивают на 5—6 м в землю». Мы видим, что, изучая тему «Население», японские школьники знакомятся с населением СССР и статистическими данными 10-летней давности: «Из 300 млн чел. населения страны — 150 млн русских, 45 млн украинцев, 17 млн узбеков, 10 млн — белорусов и др.» На четырех фотографиях изображены в национальных костюмах русские, буряты, украинцы и туркмены. Выделен в рамочке факт и поставлен вопрос: «Количество наций, проживающих в СССР, превышает 100. Давайте подумаем о проблемах, связанных с таким количеством разных народов, посмотрев на страны, окружающие Россию, и их население». Здесь же — политическая карта России и стран, входивших в СССР. После краткой исторической справки об образовании и распаде СССР рассказывается о национальных проблемах.
Проблемы национальных отношений в РФВ РФ проживает много нерусских народов. Народам, у которых свой язык и религия, дано право самоуправления, в России есть 21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов (1995 год). В Сибири проживает много малочисленных народов, кроме того, некоторые люди переехали туда в поисках работы или были привезены насильственно, например татары*. Численность татар в РФ составляет 6 млн человек, это больше населения Грузии или Таджикистана. Малочисленные народы очень гордые и свободолюбивые. Если, например, Чечня захочет стать независимой, то начнется война. Так происходит на самом деле. Причины этих проблем — различия в религиях, обычаях, в истории народов. Завершает изучение темы «Население» краткий обзор стран бывшего СССР, за исключением Казахстана и Средней Азии.
От Кавказа до Балтийского моря
Давайте начнем наше путешествие с Ирана, который находится к югу от Кавказа. Рядом с Ираном расположен Азербайджан, жители которого говорят на том же языке, что и жители Ирана**. Кроме того, в Азербайджане есть районы, в которых проживает много армян, говорящих на своем языке и исповедующих свою религию. Эти люди тяготеют к Армении, и между двумя странами возникают военные конфликты. Преодолев горные хребты и многонациональную Грузию, мы попадаем в РФ и встречаемся с русскими-христианами, которые пишут кириллицей. Русские составляют 80% населения. Миновав Украину и Белоруссию, в трех странах, находящихся на берегу Балтийского моря, мы можем увидеть вывеску, написанную латинскими буквами. Люди, живущие здесь, — католики и протестанты.
Окончание следует* Это неверно: во многих областях
Западной Сибири татары входили в состав
коренного населения. — Здесь и далее прим. ред. |