Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2002

Образ страны

Что изучают японские школьники по теме «Россия»

И.Л. ТХУГО
учитель географии СШ № 1922
Юго-Восточного административного округа
г. Москва

Кацусика Хокусай. Любопытство. 1790
Кацусика Хокусай. Любопытство. 1790

 

Что знают японские школьники о России?

Школьникам второго класса младшей средней школы Васэда дзицугё гакко при университете Васэда — одном из старейших в Японии — был предложен тест «Что я знаю о России?» Второй класс младшей средней школы соответствует нашему восьмому классу. Тему «Россия» они изучали в прошлом учебном году. Работа проводилась в двух классах, в ней приняли участие 46 человек.

Оценивая площадь территории России, 81% учащихся верно ответили, что она больше площади и США, и Китая.

Подавляющее большинство (98%) знают, что столица России — Москва.

76% школьников думают, что численность населения России меньше, чем Японии,
а 20% — что больше, чем в Японии, но меньше, чем в США.

Из предложенного списка рек (Волга, Миссисипи, Лена, Дунай) российскими были названы: Волга — 29 раз, Дунай — 21 раз, Лена — 18 раз, Миссисипи — 7 раз.

Из предложенного списка озер (Каспийское, Чад, Титикака, Байкал) на территории России расположили озера: Байкал — 35 раз, Каспийское — 24 раза, Чад — 9 раз, Титикака — 6 раз.

Уверены, что среди следующих горных систем российскими являются Гималаи — 21 учащийся, Кавказ — 19, Кордильеры — 7, Альпы — 3 японских школьника.

Большинство школьников знают главные сельскохозяйственные культуры России — пшеницу и картофель (85% и 63% ответов).

Из народов, проживающих в России, были названы по мере убывания русские, белорусы, казахи, украинцы, узбеки, татары; кроме этого, единожды были упомянуты азербайджанцы, немцы, айны, а также испанцы, баски и уэльсцы. Ничего не ответили на этот вопрос 11 человек.

Тема «Россия» изучается в первом классе младшей средней школы, то есть на 7-м году обучения. Еще раз школьники вернутся к этой теме во втором классе старшей средней школы, на 11-м году обучения.

Рассмотрим содержание темы в учебнике «География» (Новое общество) издательства «Токио Сёсэки» (1996 г.) для первого класса младшей средней школы, что соответствует нашему 7-му классу и курсу «география материков и океанов». В отличие от российских семиклассников, японские школьники изучают не отдельный курс «физическая география», а синтетический курс, включающий физическую географию, экономическую географию и элементы экономики. Учебная программа отводит на изучение темы 4 часа, и материал учебника разбит в соответствии с этим на 4 темы: «Географическое положение и природа», «Население», «Сельское хозяйство», «Промышленность».

В японской школе доминируют методы традиционной дидактики: объяснительно-иллюстративные, вербальные и репродуктивные, в соответствии с этим построен и учебник. В силу специфичности и сложности японского языка, существования наряду с иероглифами двух письменных азбук — катаканы и хираганы, широкое распространение в японской литературе получил особый жанр — комиксы. Каждая пятая книга, поступающая в книжные магазины страны, — комикс. В виде комиксов издаются даже произведения японской и мировой классической литературы. Поэтому неудивительно, что и в школьном учебнике географии много рисунков, фотографий, схем, диаграмм, расположенных мозаично, там присутствуют рисованные персонажи: девочка-отличница и любознательный мальчик.

Каждая тема учебника оформлена однотипно: на схематичном изображении земного шара выделен цветом силуэт изучаемой страны. Внизу страницы в рамке в японской транскрипции даются приветствия изучаемой страны, так, в теме «Россия» написано по-русски «здравствуйте» и по-украински «добрий день». Половину страницы занимает фотография типичного ландшафта или исторического памятника, характерного для данной страны. В главе «Российская Федерация» на фотографии изображен участок железной дороги в бескрайних просторах Сибири, нарисованный здесь же мальчик говорит: «Смотри, какой длинный поезд. Как будто дорога прорезает лес», и девочка, отвечающая ему: «Это — БАМ, который был построен в 1984 г. в результате освоения Восточной Сибири». Ниже располагается фотография залитого солнцем детского балетного класса и письмо 13-летнего москвича: «Я Юрий Оликов. Я живу в Москве — столице России. В школе я учу французский язык, но сейчас я очень интересуюсь Японией и хочу учить японский. После распада Советского Союза цены на товары растут, и, в отличие от Японии, мы живем очень скромно. Я бы хотел, чтобы в будущем Москва стала самым богатым и красивым городом в мире».

Непосредственное знакомство с географическим положением России начинается с констатации интересного факта: площадь Каспийского моря почти равна площади Японии (это предложение выделено на плашке). Далее приводится карта часовых поясов и здесь же, в рамке, вопрос: «Какие проблемы могут быть связаны с большой разницей во времени?» Общая характеристика географического положения и природы дается кратко, в двух абзацах.

 

Географическое положение и природа СССР

СССР занимает около 1/8 суши. Страна лежит и в Европе, и в Азии и занимает 10 временных поясов. Если выборы президента на востоке начинаются утром, то в это время на западе еще вечер предыдущего дня.

СССР занимает огромную территорию. Страна расположена на севере, моря бассейна Северного Ледовитого океана почти весь год покрыты льдом, и выйти в открытое море практически невозможно. На юге, начиная с Гималаев, тянется множество гор, отгораживая территорию от влияния океана. Поэтому зимой температуры здесь очень низкие, в Сибири была зарегистрирована самая низкая в мире температура, снега довольно мало.

На берегах северных морей находится тундра, покрытая мхами и лишайниками. По мере продвижения на юг постепенно появляются хвойные деревья, их количество растет, и наконец они переходят в зону хвойных лесов — тайгу. Южнее располагаются степи и полупустыни.

Для сравнения приводятся климатограммы Москвы, Ташкента и Якутска.

Одним абзацем ограничивается информация о природе Средней Азии и Казахстана, о проблеме Аральского моря. На фотографиях к тексту изображены сибирская тайга и овцы на водопое в пустыне.

Далее в качестве дополнительного текста следует доклад Наоми-сан, той самой девочки-отличницы, героини комикса, которая сопровождает нас по страницам учебника и дает пояснения. Вот ее доклад.

 

Город на вечной мерзлоте

Я нахожусь в Якутске, на северо-востоке Сибири. Этот город находится в среднем течении реки Лены, на 64° северной широты. Поскольку сейчас зима, солнце восходит в 10 часов утра, а заходит в 2 часа дня. Говорят, что температура не поднимется выше минус 50—60 градусов еще несколько дней, поэтому теплое шерстяное пальто и шапка — предметы первой необходимости. В отеле мне очень помог господин Найденов. Он рассказал мне много интересного.

«Вы, наверное, заметили, что в Якутске много зданий, приподнятых над землей. Объясняется это тем, что летом замерзшая земля немного оттаивает и появляются растения. Но из-за того что лето короткое, оттаять успевают только верхние слои земли, а нижние остаются замерзшими. Это явление называется вечной мерзлотой. Если построить дом на вечной мерзлоте, то из-за отопления в домах и потепления летом земля станет рыхлой и дома начнут опускаться. Поэтому высокие здания строят на бетонных столбах, которые забивают на 5—6 м в землю».

Мы видим, что, изучая тему «Население», японские школьники знакомятся с населением СССР и статистическими данными 10-летней давности: «Из 300 млн чел. населения страны — 150 млн русских, 45 млн украинцев, 17 млн узбеков, 10 млн — белорусов и др.» На четырех фотографиях изображены в национальных костюмах русские, буряты, украинцы и туркмены.

Выделен в рамочке факт и поставлен вопрос: «Количество наций, проживающих в СССР, превышает 100. Давайте подумаем о проблемах, связанных с таким количеством разных народов, посмотрев на страны, окружающие Россию, и их население». Здесь же — политическая карта России и стран, входивших в СССР.

После краткой исторической справки об образовании и распаде СССР рассказывается о национальных проблемах.

 

Проблемы национальных отношений в РФ

В РФ проживает много нерусских народов. Народам, у которых свой язык и религия, дано право самоуправления, в России есть 21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов (1995 год).

В Сибири проживает много малочисленных народов, кроме того, некоторые люди переехали туда в поисках работы или были привезены насильственно, например татары*. Численность татар в РФ составляет 6 млн человек, это больше населения Грузии или Таджикистана. Малочисленные народы очень гордые и свободолюбивые. Если, например, Чечня захочет стать независимой, то начнется война. Так происходит на самом деле. Причины этих проблем — различия в религиях, обычаях, в истории народов.

Завершает изучение темы «Население» краткий обзор стран бывшего СССР, за исключением Казахстана и Средней Азии.

 

От Кавказа до Балтийского моря

 

Давайте начнем наше путешествие с Ирана, который находится к югу от Кавказа. Рядом с Ираном расположен Азербайджан, жители которого говорят на том же языке, что и жители Ирана**. Кроме того, в Азербайджане есть районы, в которых проживает много армян, говорящих на своем языке и исповедующих свою религию. Эти люди тяготеют к Армении, и между двумя странами возникают военные конфликты.

Преодолев горные хребты и многонациональную Грузию, мы попадаем в РФ и встречаемся с русскими-христианами, которые пишут кириллицей. Русские составляют 80% населения. Миновав Украину и Белоруссию, в трех странах, находящихся на берегу Балтийского моря, мы можем увидеть вывеску, написанную латинскими буквами. Люди, живущие здесь, — католики и протестанты.

 

Окончание следует

* Это неверно: во многих областях Западной Сибири татары входили в состав коренного населения. — Здесь и далее прим. ред.
** Возможно, авторы имели в виду Иранский Азербайджан? Вообще же персидский и азербайджанский языки относятся даже к разным языковым семьям.