Мнение читателя |
№ 1: Роль вина в постижении истины
В.А. Шупер,
доктор географических наук,
ведущий научный сотрудник ИГ РАН,
профессор РУДН и Университета Российской
академии образования
|
Культура винопотребления в нашем отечестве традиционно низка, причем настолько, что в очень хорошем фильме Э. Климова «Агония» Распутину в качестве мадеры наливают... красное вино. И это при том, что до 1985 г. СССР был четвертым в мире производителем виноградного вина, причем отнюдь не только рядового! Были подлинные шедевры, получившие международное признание, такие, например, как «Мускат белый Красного камня» или «Негру де Пуркарь». Причина невнимания к винодельческой отрасли — официальное ханжество. Культуру вина постигла та же участь, что и культуру половой жизни. Едва ли можно сомневаться в том, что именно варварский уровень культуры вина в стране сделал возможной катастрофу отечественного виноделия и виноградарства в 1985 г. Закономерно, что первой жертвой кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом стал Выставочно-дегустационный зал на ВДНХ, где все желающие могли отведать лучшие вина СССР, представлявшиеся на соискание медалей ВДНХ. Поэтому в нынешних условиях тематический номер «Географии», посвященный виноградарству и виноделию (№ 1/2002) — просто спасательный круг, брошенный потребителю, да еще не простому, а ответственному за воспитание юношества. Разворачивающаяся, наконец, борьба за здоровый образ жизни никоим образом не может ограничиться физкультурой. «Человек есть то, что он ест» — говорят врачи. И, разумеется, то, что он пьет. Именно поэтому во Франции, «чемпионе мира» по душевому потреблению виноградных вин, где 80% потребляемого вина — красное, средняя ожидаемая продолжительность жизни выше, чем в соседних Германии и Бельгии, странах более развитых и богатых (на 2000 г., соответственно, 75 лет для мужчин и 83 — для женщин во Франции, 74 и 81 — в Германии, 75 и 81 — в Бельгии). В нашей стране с ее чудовищно низкой продолжительностью жизни (по этому показателю мы существенно отстаем от Бразилии, не говоря уже об Аргентине или тем более Мексике) снижение потребления водки за счет увеличения потребления столовых вин, в первую голову — красных, должно стать важной национальной задачей. Отрадно, что есть основания не вполне разделять пессимизм Л.А. Аксеновой относительно судьбы отечественного виноделия, где в прошлом году произошли очень существенные подвижки: крупные инвесторы, что называется, на корню скупают в Краснодарском крае все виноградарские хозяйства, которые еще можно купить. Да иначе и не может быть при нынешней конъюнктуре рынка: за 2001 г. производство «тихих» виноградных вин в России выросло на 11% (а потребление за счет импорта выросло еще больше), шампанских и игристых вин — на 12,2%, а водки — на 8,4%. Вот за что и против чего надо бороться! Не за интересы отечественных производителей, хотя они нам вовсе не безразличны, а за здоровье нации, которое невозможно улучшить, не подняв общую культуру, включая и культуру пития. Раз уж зашла речь о культуре, необходимо отметить, что культура вина — это средство интеллектуального развития личности, подобное приобщению к музыке или живописи. Достижение высот тут так же требует природного дарования и многих лет напряженной работы над собой. Весьма посредственному скрипачу едва ли поможет скрипка Страдивари, даже если он может ее купить. Чтобы научиться ценить по-настоящему великолепные вина, необходимо долгие годы развивать свой вкус и расширять свои знания, а не просто иметь достаточно средств для их приобретения. Если понять пиво может каждый, во всяком случае «правильное пиво Бочкарев», то с вином ситуация совершенно иная, и автор, несмотря на длительные усилия, едва ли способен настолько тонко разбираться в оттенках, чтобы оценить по достоинству вина дороже 40—50 евро. Ради искусства люди совершают подвиги, отдают жизнь. В 1985 г. бывший директор ВНИИ виноделия и виноградарства «Магарач» проф. П.Я. Голодрига покончил с собой, не вынеся уничтожения элитных виноградников, бесценного достояния, причем не только национального, но и мирового. Мы должны бережно и уважительно относиться к настоящему вину — как к настоящему искусству. Если наука, искусство, философия, религия суть разные пути постижения истины, то пришедшее из Древнего Рима изречение «Истина в вине» можно трактовать просто как констатацию факта. |