Образ страны |
Что изучают японские школьники по теме «Россия»
И.Л. ТХУГО
учитель географии СШ № 1922 Юго-Восточного
административного округа
г. Москва
Окончание. См. № 8/2002
В отличие от российской школьной географии, где при изучении отдельных стран и регионов на первое место ставится рассмотрение промышленности, в японской школе вначале изучают сельское хозяйство. Школьники знакомятся с сельским хозяйством не только России, но также Украины и Средней Азии.
На фотографии «Пшеничное поле на Украине» — идущие друг за другом комбайны «Нива» и пояснение: «Поля занимают 80% Украины, почти вся земля — плодородный чернозем. По производству пшеницы, кукурузы и винограда Украина находится на втором месте после России»*. Мальчик, персонаж комикса, спрашивает: «Если есть столько полей, Украина, наверное, богата продуктами питания?»
Выделены в рамке главные вопросы темы: «В каком состоянии находится земледелие России и окружающих стран? Какие задачи стоят перед этими странами?»
Раздел о сельском хозяйстве отличается наименьшей иллюстрированностью. Кроме фотографии, здесь есть только карта сельскохозяйственных угодий бывшего СССР.
Неустойчивое сельское хозяйство
Большую часть огромной территории страны занимают леса и пустыни. Большинство пригодных для земледелия земель находится на юго-западе. В черноземной полосе от Украины до Западной Сибири выращивают пшеницу. Кроме того, в лесах Средней Сибири выращивают морозостойкие культуры — овес, рожь**. Но из-за резких похолоданий и засух урожай нестабилен, и приходится ввозить продовольствие из-за границы.
В Средней Азии — зона степей и пустынь, эти территории удобны для выпаса скота. Кроме того, там разводят рис и хлопок.
Дополнительный материал в заключение темы — о фермерстве.
Во времена СССР сельским хозяйством занимались колхозы и совхозы. Выбор сельскохозяйственных культур, объем производимой продукции и цена зависели от государства. Урожай был небольшим, а качество — низким.
После распада СССР экономический строй стран изменился, и теперь хозяйства решали сами, что им производить, сколько и по какой цене продавать. Однако много хозяйств остались государственными или коллективными до нашего времени. Поэтому фермеры производят около 25% всего урожая на своих собственных участках. (1990 год)***.
Нехватка продовольствия
РФ занимает 4-е место в мире по производству зерновых культур (1992 г.). Однако в новостях говорят о том, что в РФ не хватает продовольствия.
Причина в том, что сельскохозяйственным предприятиям не хватает машин, удобрений, новых технологий и из-за отсутствия поддержки правительства хозяйства приходят в упадок.
В последние годы в РФ ввозят большое количество зерна из Украины, Казахстана, Америки, Канады, Франции. Но вопрос продовольствия все равно продолжает оставаться острым и требует своего решения.
Карта «Полезные ископаемые бывшего СССР» открывает тему «Промышленность». Пояснение к карте гласит: «В СССР разрабатывались многочисленные полезные ископаемые, и крупные предприятия образуют промышленные районы. Обратите внимание на то, какие огромные территории занимают промышленные районы». Наоми-сан, персонаж комикса, предлагает ответить на вопрос: «Чем похожи между собой места, в которых расположены промышленные районы?»
Главные вопросы, поставленные перед изучением темы, сформулированы так: «Чем связаны между собой промышленные районы и как они развиваются? Какие задачи стоят перед ними после распада СССР?»
Особенности промышленных районов
Промышленные районы стали появляться с 1928 г.**** Сначала появились районы легкой промышленности в окрестностях крупных городов, нефтеразработки в Баку, выплавка железа на Украине и т. д. Позже образовались Днепровский промышленный район, Уральский п.р., Сибирский*****, Кузнецкий, Ангаро-Байкальский, Среднеазиатский п.р. В Сибири и на Дальнем Востоке после окончания Второй мировой войны началась добыча нефти и газа в Тюмени******, началось строительство второй сибирской железной дороги — БАМ.
Эти промышленные районы возникли в местах добычи промышленного сырья, а затем там построили крупные машиностроительные заводы. Сегодня эти заводы связаны между собой энергией, сырьем и многими другими факторами и образуют крупные промышленные районы.
На фотографиях к тексту изображены строительство трубопровода зимой в тайге и конвейер ВАЗа. Об изменениях, происходящих в промышленности в последнее десятилетие, японским школьникам рассказывают так.
Изменения в промышленности
До распада СССР правительство уделяло много внимания производству оружия, поэтому тяжелая промышленность развивалась очень быстро. Производство продуктов питания, одежды и других предметов, необходимых в быту, замедлилось, и люди стали ощущать недостаток товаров и отмечать их плохое качество. Кроме того, предприятия работали по указаниям государства, а в таких условиях производить большое количество качественного товара и продавать его по низкой цене было практически невозможно. Из-за маленькой зарплаты у людей пропадало желание работать.
После распада СССР всемерное сокращение вооружения оказало влияние на то, что во многих странах военное производство перешло на мирные нужды. Предприятия всех стран приобрели независимость от правительства и стали конкурировать между собой. Однако были и такие случаи, когда заводы, некогда бывшие государственными, монополизировали сырье и продавали свой товар по очень высокой цене. Из-за недостатка дорог и транспортных средств появляется много проблем, например недостаток сырьевых ресурсов и материалов, невозможность транспортировки товара. Из-за этого производительность снижается. Чтобы это исправить, некоторые фирмы строят предприятия совместно с более развитыми странами, например с Японией. Кроме того, активно ведется торговля со странами Европы и Азии.
В итоге изучения темы «Россия» на заключительной странице в рамках расположены резюме*******.
Большая площадь территории. 1/8 часть суши. 10 часовых поясов. Суровые природные условия. В Казахстане и Средней Азии — пустыня.
Российская Федерация — многонациональная страна. Противостояние правительства и малых народов.
Сельское хозяйство — основную часть продукции дают колхозы. Развивается фермерство. Промышленность — 5-летние планы развития. Освоение Сибири и Дальнего Востока. После распада СССР предприятия переходят из государственного владения в частное.
Для проверки полученных знаний школьникам предлагается на расположенной здесь же карте выполнить задания:
1. Назвать города, отмеченные на карте буквами (Москва, Владивосток).
2. Назвать озера, отмеченные цифрами (Каспийское, Аральское).
3. Заштриховать цветным карандашом районы, благоприятные для развития сельского хозяйства, и районы со сложными природными условиями.
Дается тема для обсуждения: «Как приспособились люди к проживанию в экстремальных природных условиях — в тундре, тайге, пустыне? Как осваивались эти районы?»
Картографическое обеспечение темы «Россия» в атласе «Карты общественных наук для средней школы» издательства «Тейкоку сёин» 2000 г. таково:
Физическая карта России и ближнего зарубежья масштаба 1:25 000 000. Участок российско-японской границы изображен по-японски — южные Курилы и Южный Сахалин не относятся к России. Названия географических объектов подписаны катаканой, то есть азбукой, отличающейся более простым написанием, чем иероглифы; так пишутся все иностранные слова и названия, некоторые названия стран и крупных городов дублируются по-английски, причем названия географических объектов на так называемых спорных территориях дублируются иероглифическим написанием, как все исконно японское. На карте проведены границы часовых поясов с расположенными в каждом часовом поясе циферблатами изменения времени относительно московского; условными знаками отмечены природные зоны. Здесь же показаны флаги Украины, Казахстана, Белоруссии и России.
Карты масштаба 1:55 000 000:
1. Распределение зимних температур в бывшем СССР с климатограммой Верхоянска; фотографии реки Лены зимой и летом; схематический рисунок улицы Якутска с показанным в разрезе устройством жилого дома на сваях в условиях вечной мерзлоты.
2. Карта сельскохозяйственных угодий бывшего СССР; диаграмма «Изменение форм собственности сельскохозяйственных предприятий в 1990—1995 гг.»; фотография «Вспашка чернозема».
3. Карта народов бывшего СССР.
4. Карта религий; круговые диаграммы «Национальный состав стран бывшего СССР».
5. Карта промышленности бывшего СССР, данные 1984 г.; здесь цветом показана плотность населения, знаками — полезные ископаемые и промышленные районы; специальными значками отмечены разработки природных ресурсов совместными усилиями России и Японии. Здесь же располагаются столбчатые диаграммы «Добыча нефти и угля по странам бывшего СССР» (данные 1994 г.).
* Имеется в виду: в СССР (в СНГ). — Здесь и далее прим. ред.
** Можно подумать, что их не сеют на полях Европейской России...
*** Оценка для 1990 г. очень вольная и непонятно на чем основанная. По-видимому, здесь смешение представлений о личном подсобном хозяйстве и так называемом фермерстве.
**** Тогда о каком же развитии капитализма в России писал В.И. Ленин? Разумеется, промышленные районы начали складываться на территории России намного раньше, но авторы японских учебников, так же, как и авторы наших о Японии, не всеведущи.
***** Можно лишь догадываться, что японцы понимают под Сибирским п.р.
****** Разумеется, не в Тюмени, а на севере Тюменской обл., от областного центра очень далеко.
******* Просим читателей обратить внимание на страшную путаницу: не поймешь, где данные по СССР, а где по России.