Мнение читателя |
№ 2, проанализирован по электронной версии
С.Г. ШАРКОВ,
учитель географии Йоальской школы,
руководитель методического объединения
учителей географии г. Нарвы
Эстония
|
Давно собирался написать рецензию на один из номеров «Географии». Я считаю рецензии читателей довольно интересным материалом — это своего рода «обратная связь»; со многим из того, что пишут в адрес редакции, полностью согласен. Для рецензии мне пришлось воспользоваться электронной версией № 2: к сожалению, почта преодолевает пространство гораздо медленнее, чем информация по сети Интернет. В этом мне помогло то обстоятельство, что начиная с недавнего времени содержание электронной версии газеты полностью соответствует бумажной. Каждый из номеров я прочитываю от корки до корки — неинтересных материалов практически нет. Давно слежу за дискуссией «физиков и лириков» — сторонников изучения географических закономерностей (С.В. Ларичев, Н.М. Сватков) и сторонников страноведческого подхода, основным представителем которых является С.В. Рогачев. Убедительны и те, и другие — истина находится посередине. Но, положа руку на сердце, закономерности все-таки скучноваты, они не дают представления о том, как оно все есть на самом деле. Можно сколько угодно говорить о причинах образования покровного оледенения, но так и не получить представления о величественных льдах Антарктики. Да и если вспомнить историю развития географии: сначала — «что?» и «где?», а только потом «почему?» и «что будет, если...». Изначально «география» — это «описание Земли», а только потом идет изучение закономерностей. Да и задачей основной школы, по-моему, является пробуждение интереса к окружающему нас миру, формирование образных представлений о нашей планете. Понимание закономерностей — это уже следующий, более сложный уровень. Наконец-то эту проблему — цели изучения географии в общеобразовательной школе — подняли И.Н. Корнев и С.Н. Поздняк. Хотя я знаком только с первой частью их статьи, думаю, что они пришли примерно к такому же выводу. Как всегда с удовольствием читаю интересно и со знанием дела подобранный материал С.В. Рогачева — на этот раз о Ближнем Востоке. Любое место, будь то Франция, Сирия или Россия, в материалах автора предстает перед читателями во всем своем великолепии. Материал о районах Франции (автор — А.Е. Слука) суховат, но информативен, как, впрочем, большинство экономико-географических текстов. Материалы «Разминки» дают возможность проверить себя и убедиться, что не все так просто, как кажется, особенно если под рукой не оказалось атласа. Практикумы К.С. Лазаревича всегда интересны и познавательны; я думаю, немногие когда-либо строили различные профили горных систем. Жаль, что на уроке этот подход довольно трудно использовать, зато в качестве исследовательской работы — вполне. Вспоминаются практические задания Всеобщей заочной олимпиады — интересные и непростые одновременно. Читая о Международной олимпиаде, словно сам на ней побывал, не хватает только формулировок заданий — хотя бы письменного тура. Неплохо было бы нам, коллегам-географам из разных регионов России и зарубежья, обмениваться различными олимпиадными заданиями. Рецензии на вышедшие книги (в № 2 это рецензии М.В. Смирновой на «Коммерческую географию» Е.Л. Плисецкого и Б.Б. Родомана, на недавно вышедшую книгу В.Л. Каганского) считаю полезными — больше узнать о новинках географической литературы неоткуда. Как всегда приятно видеть, насколько образно отражаются наши, казалось бы сугубо географические, вопросы в мировой литературе. Надеюсь и сам создать со временем «Хрестоматию» по географии Эстонии. Таблица «Автомобильная промышленность России» несомненно пригодится моим российским коллегам, особенно если сопровождать статистику данными о предприятиях данной отрасли (как по цементной промышленности). Меня же больше интересует статистика по отраслям мирового хозяйства — те же данные, только по отношению ко всему миру. А в целом — большое спасибо редакции любимой газеты за важную работу по постоянному расширению нашего географического кругозора и возможность быть в курсе всего самого нового и интересного в области географии. |