Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2002

Пространство

Карта

Составитель С.В. Рогачев
Примечания составителя

Предшествующие подборки «Карта» см. в № 24/2000 и № 2/2001

Эммануель Бенер.

 

Эммануель Бенер. Потеря Эльзаса-Лотарингии. 1895
Эльзас и Лотарингия — исторические области на северо-востоке Франции. Они были отторгнуты Германией в 1871 г. в результате Франко-прусской войны. Потеря этих областей рассматривалась французами как национальная драма (именно это ощущение национальной скорби и передано в аллегорической картине Бенера). Франция вернула их в 1919 г. после поражения Германии в Первой мировой войне. В 1940 г. Эльзас (с сильно онемеченным населением) и Лотарингия были вновь отторгнуты от Франции фашистской Германией и лишь в 1944 г. снова возвращены французам. Вряд ли обе конфликтовавшие стороны навсегда забудут о взаимных унижениях в общей буферной зоне: эти воспоминания долго еще будут противодействовать официальному оптимизму объединенной Европы

Самое нужное

Сойдя на берег, мы первым делом пошли купить старый солдатский мешок, а затем приобрели самые необходимые нам в дороге вещи и, наконец, то, что нам было всего нужнее: карту Франции.

Гектор МАЛО. Без семьи. 1878.
Пер. с франц.

 

Как когда-то сравнил учитель географии

[Американский регион] виделся привычным по физической карте: вытянутый сверху вниз, вдоль меридианов, массив с преобладанием песочного цвета, в голубых полукружьях морей и заливов. Слева, со стороны Тихого океана, — коричневатая гряда Кордильер, справа — желтоватый гребешок Аппалачей. Но сами Соединенные Штаты Америки простираются как бы с запада на восток и в другом ракурсе напоминают, как когда-то сравнил учитель географии, лоскутное одеяло, брошенное великаном-индейцем, такое огромное, что смолянисто-черные вихры укрытых им ребятишек торчали бы где-нибудь на лесистых, заснеженных холмах Канады, а босые пятки выглядывали на обжигающем песке Мексиканского залива. Разноцветные лоскуты — Штаты, наскоро, широким стежком прихваченные друг к другу: Аризона, Айдахо, Небраска, Айова, Колорадо, Канзас, Оклахома, Техас, Нью-Мексико, Кентукки... Какие еще названия помнились с детства, какие слова, в которых плескались берега медлительной задумчивой Миссисипи, гремели жемчужные обвалы Ниагары, дрожало красноватое марево каньонов и перешептывались вершины гигантских секвой, заставших еще доисторическое время? Все это выплывало из давнишних восторженно-книжных впечатлений. Они же нагромождали, теснили один к другому небоскребы Чикаго, Нью-Йорка с многоэтажным прямоугольным столпотворением Манхэттена, воздушный над зелеными кущами купол Капитолия в Вашингтоне, санаторно-чистенький, всегда свежепобеленный Белый дом на нетоптаных коврах подстриженных лужаек.

Виктор СТЕПАНОВ.
Громовержцы. 1983

 

Драгоценность

Я вытащила из сумки свой драгоценный атлас, от одного прикосновения к которому испытала величайшее счастье, слегка, правда, омраченное создавшейся неприятной ситуацией. В моем распоряжении было два океана — Атлантический и Тихий. Самолет наверняка вылетел из Копенгагена, это отправная точка. Так, дальше. Я не могла проспать двое суток, иначе бы часы остановились. К Атлантике — налево, к Тихому океану — направо. Если бы это был Тихий океан, нам пришлось бы пролететь всю Европу и Азию. Нет, слишком далеко. Ага, вот еще много воды к югу от Индии, между Африкой и Австралией, но и здесь пришлось бы лететь через всю Европу. Из Копенгагена до Сицилии самолет летит пять с половиной часов, я знаю. А сколько времени я была без сознания?

< . . . >

Несколько минут сложных расчетов и многократные выглядывания в окно с целью установить положение солнца утвердили меня в мысли, что я лечу над Атлантикой, что в том месте, где я нахожусь, должно быть десять часов или девять тридцать и что мы летим в юго-западном направлении. Точнее, более в южном, чем в западном. И если вскоре под нами покажется суша, то это должна быть Бразилия.

Иоанна ХМЕЛЕВСКАЯ. Что сказал покойник. 1972.
Пер. с польск.

 

Континент-исполин

Не только своей многоликостью поражает Африка, этот континент-исполин, но и зачаровывает непостижимыми тайнами.

На севере катит спокойные волны Средиземное море. На юге — мыс Бурь. На востоке — мыс Гвардафуй, за ним уже Азия. На западе — Зеленый Мыс, отмечающий границу с другим миром.

Всхолмленные зыбкие пустыни с их миражами и самумами перемежаются саваннами. Сглаженные скалы вразброс. Реки, кишащие крокодилами и гиппопотамами. Огромные озера с опрокинутыми в них заснеженными горами.

А вот и девственный лес, одаряющий землю перегноем и тенью, такой высокий, что чудится, будто он устремился на завоевание неба, и тут же рядом — безбрежная гладь Конго.

И надо всем этим, от одного тропика к другому, от одного океана к другому, великолепный огненный шар щедро расточает свои богатства...

Фили Дабо СИССОКО*.
Хармакхи. Пер с франц.

* Ф.Д. Сиссоко (1900—1964) — малийский поэт, политический деятель Западной Африки.

 

Карта и жизнь

А ведь им предстояло проплыть почти месяц — через Суэцкий канал, по Красному морю, по Индийскому океану, мимо сказочного острова Цейлона, потом, может быть, через Китайское море, через Цусимский пролив, мимо Японии, — прежде чем они достигнут Дальнего Востока.

...Мальчики еще смутно знали географию...
Валентин КАТАЕВ. Сухой лиман. 1985

 

Предмет восхищения и зависти

Перед Дюпоном висела большая стенная карта театра военных действий.

Карта французского генерального штаба всегда представляла предмет моего восхищения и зависти.

Военный человек, будь то главнокомандующий или скромный разведчик, поставив перед собой задачу, вырабатывает план, который должен быть пронизан насквозь основной идеей маневра. При этом, однако, для принятия окончательного решения он должен уметь «читать» карту так, чтобы она становилась для него живой картиной местности и даже природы.
В противном случае его план будет представлять мертвую и в большинстве случаев невыполнимую схему. Одноцветные русские и германские карты, несмотря на многолетнюю работу по ним, живой картины мне не давали, их приходилось «подымать» цветными карандашами: синими — речки и ручьи, зелеными — леса, коричневыми — дороги и т. д.

Карта, висевшая перед Дюпоном, как хорошая картина, запечатлелась в памяти навсегда: слишком много было пережито над ней тяжелых часов. У верхнего, северного, края испещренная черной сетью железных дорог — Бельгия. Как два часовых, на ее юго-восточной границе стоят две современных крепости — Льеж и Намюр. Где-то на отлете, к северо-западу, запирает устье главной бельгийской реки Эско* — Анвер (по-русски и по-немецки — Антверпен) — это чудо крепостной техники и военная гордость маленького королевства. Его отделяет от Франции буро-зеленая полоса лесистых Арденн**, просеченных только двумя-тремя красными жилками — будущими путями вторжения германских армий. Они должны разбиться о «неприступную», по мнению французов, современную крепость Мобеж, которая оседлала главную двухколейную железную дорогу на Париж. Весь театр будущих сражений прорезан в восточной части двумя притоками Рейна — Маасом и Мозелем, текущими в северном направлении, и притоками Сены — Уазой, Эн и Марной, текущими в западном направлении. Оба бассейна разделены буроватой полосой Аргоннских возвышеннстей.

Восточный край карты, окаймленный широкой светло-зеленой долиной Рейна, представлял потерянные французами в 70-м году дорогие их сердцу Эльзас и Лотарингию. Этот район рассматривался нашими союзниками как плацдарм для вторжения в Германию, как исторический и естественный барьер против нашествия немецких полчищ.

Все это не могло служить оправданием пренебрежения со стороны французского командования Северным фронтом.

Современная линия Мажино*** была представлена в ту пору цепью устарелых крепостей: на севере — Верден, а далее Туль, Эпиналь, Бельфор, запиравшие проходы живописных Вогезов до черневших на карте Дюпона неприступных швейцарских Альп.

Как канва паутины, стягивающаяся к пауку, со всех сторон стягивалась к Парижу сеть французских железных дорог. (Эта особенность потребовала, между прочим, впоследствии больших усилий от железнодорожных обществ для организации параллельных к фронту магистралей, необходимых для войсковых перебросок.)

Алексей ИГНАТЬЕВ.
Пятьдесят лет в строю. 1941—1955

* Эско — французское название реки Шельда, которая берет исток во Франции, протекает по территории Бельгии и впадает в Северное море в Нидерландах.

** Арденны — горы в соседствующих областях Франции, Бельгии и Люксембурга.

*** 400-километровая линия Мажино (названа по имени французского военного министра) была построена в 1929—1934 гг. на границе с Германией, со стороны которой французы после Первой мировой войны резонно ожидали попытки реванша. Линия не помогла: в 1940 г. войска фашистской Германии вышли в тыл линии Мажино и ее гарнизон капитулировал.