Корреспонденция |
Активизировать общение учителей-географов в Интернете
В.В. Мартемьянов,
учитель географии СШ № 137
г. Пермь
|
Попробую обобщить опыт работы с Интернетом учителя школы. Когда в 1997 г. в нашу школу пришел Интернет, это был просто телячий восторг. Какие возможности, какие связи, какие проекты! Но проходило время, приходил опыт, и восторги утихли. Совместные интернет-проекты, проводимые с учителями других школ России, показали, что дальше примитивных вебстраниц, похороненных впоследствии в пучинах Интернета, двигаться некуда. Содержать собственный действующий сайт накладно, да и надо постоянно «сидеть» в Сети. Мешает несовпадение интересов учителей разных школ России при участии в чужих проектах. Любой сетевой проект предусматривает жесткий регламент обмена информацией, временные рамки, а учителя — народ во многом несвободный, поэтому происходит нарушение связей и, как правило, выпадение из проекта. Анализ предлагаемых в Интернете проектов свидетельствует о заинтересованности в контактах в основном учителей математики, истории, информатики, литературы. Пожалуй, наиболее интересный географический проект — «Живая карта»*, предусматривающий работу с космическими и аэрофотоснимками. Сильнейшим ограничением телекоммуникационного проектирования стала затрудненность доступа в Интернет. Школа не может себе позволить роскошь многочасового доступа в удобное для учителей время. 1—2 часа в день в рабочее время — это очень мало. Ведь для того чтобы понять, что же может учитель получить от Сети, надо в ней «побродить». Чаще всего интерес представляют качественные фотографии и видеофрагменты, а на их просмотр требуется много платного времени. Дети быстро раскусили прелесть компьютерных рефератов. До тебя уже все написано в этом мире — надо только отыскать в Сети**, адаптировать к школьному языку и выдать учителю за свое. На первом этапе познания это, может быть, и хорошо — дети учатся искать информацию, но при этом исчезает творческая мысль. С другой стороны, если реферативно обработано несколько текстов из Интернета, то это уже кое-что. Тем более что набивать текст не обязательно: главное — грамотно «нарезать» его на цитаты. Существенным тормозом (по крайней мере, для меня) стало незнание английского языка. Значит, для меня закрыты все англоязычные сайты, может быть, самые интересные для географов. Еще одно серьезное ограничение интернетизации географии — скованность учебной программой, урочная система обучения и соответственно почасовая оплата труда. На энтузиазме далеко не уедешь — это быстро прошло в первые годы работы с Интернетом. Со временем понимаешь, что достигнутая тобой цель не оправдывает затраченные усилия, не компенсируется материально и морально. А идеи компьютеризации географии в голове бродят грандиозные. Так и видишь поурочное машинное тестирование, виртуальные путешествия по материкам, странам и океанам, творческие работы, выполняемые учениками по географическому моделированию и прогнозированию ситуаций в разных регионах мира. Будет ли это? Конечно, будет. Значит, надо уже сейчас готовить программы географического образования школьников с учетом возможностей Интернета. На современном этапе развития интернет-образования в нашей стране необходим какой-либо центр, куда могла бы стекаться вся географическая информация для учителей. Таких сайтов немного, так как они держатся либо на энтузиастах-фанатах, либо на платной рекламе. Необходима библиотека географических ресурсов Интернета (В.В. Анненков начал такую работу). Неплохо было бы издавать электронную еженедельную газету для учителей географии, которую можно было бы рассылать по почте, чтобы потом распечатать на бумаге. Но, вероятно, это дело будущего, когда количество учителей географии, имеющих постоянный доступ к Интернету, перерастет в качество. * О проекте «Живая карта» см.: М.Ю.
Потанин. Географический конкурс «Живая
карта»//География, №44/2001, с. 23—26. |