Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2002

Географические новости

Африканский Союз пришел
на смену Организации Африканского Единства

Д.В. ЗАЯЦ

Муамар Каддафи — неформальный лидер Африканского Союза
Муамар Каддафи — неформальный лидер Африканского Союза

На 37-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств Организации Африканского Единства (ОАЕ), прошедшей в столице Замбии Лусаке 9—11 июня 2001 г., было принято окончательное решение о преобразовании этой региональной группировки в более тесное межгосударственное объединение — Африканский Союз (АС). Образцом для вновь появившейся континентальной структуры послужили интеграционные идеи, успешно реализующиеся в Европейском союзе. В рамках АС предусмотрено создание общеафриканского парламента, единого банка, валютного фонда, суда и иных надгосударственных структур.

По словам горячего сторонника панафриканизма и самого активного строителя Африканского Союза ливийского лидера Муамара Каддафи, ОАЕ выполнила свою историческую миссию, поспособствовав деколонизации региона и оказав давление на расистский режим Южной Африки. Теперь, когда на Африканском континенте уже не осталось колоний, а в ЮАР в результате свободных выборов к власти пришли представители черного большинства, ОАЕ может уходить на покой. Приоритетами для современных африканских обществ уже давно стали внутренние проблемы: бедность, низкий уровень развития экономики, привлечение иностранных финансовых вливаний, борьба с инфекционными заболеваниями (прежде всего с эпидемией СПИДа) и достижение внутренней политической стабильности путем постепенной либерализации режимов.

Напомним, что ОАЕ была основана в мае 1963 г. на состоявшейся в Аддис-Абебе первой конференции независимых африканских стран. Число участников организации увеличивалось по мере деколонизации континента. В 1984 г. в ОАЕ была принята Сахарская Арабская Демократическая Республика, провозглашенная на территории оккупированной Марокко Западной Сахары. В ответ Марокко вышла из ОАЕ. На сегодняшний день ОАЕ насчитывает 53 члена. Рабочими языками организации считались английский, французский, арабский и португальский. Они же, по-видимому, достанутся в наследство и Африканскому Союзу.

Штаб-квартира ОАЕ расположена в эфиопской столице Аддис-Абебе. Здесь размещается постоянно работающий административный орган группировки — генеральный секретариат, которому подчиняются разнообразные отраслевые комитеты и комиссии. Структуры ОАЕ рассредоточены и по другим городам мира: отделения организации имеются в Нью-Йорке, Женеве (представительства при ООН), Брюсселе (представительство при ЕС и НАТО), Каире (обеспечение связей с Лигой Арабских государств), Лагосе (Африканская комиссия по научным и техническим исследованиям), Найроби (Межафриканское бюро по ресурсам животного мира), Яунде (Межафриканский совет по использованию лекарственных растений), Ниамей (Центр лингвистических исследований), Банжуле (Межафриканская комиссия по правам человека), Конакри и др. Генеральным секретарем ОАЕ на сессии в Лусаке был избран представитель Кот д’Ивуара Амара Эсси.

Преобразование ОАЕ в АС — процесс постепенный и эволюционный. Органы Африканского Союза пока формируются в оболочке ОАЕ, а страны — члены ОАЕ уже полным ходом ратифицируют соглашения, достигнутые в Лусаке (это сделали уже около 40 государств Африки). Общеафриканский саммит 2002 г. пройдет в ЮАР. Подлинное африканское единство немыслимо без активного участия этой страны, обладающей самой мощной экономикой на континенте.

Идея Африканского Союза, похоже, не вызывает аллергии у стран Запада. Они справедливо полагают, что любой вид организованности в африканских условиях лучше анархии и неуправляемости. О поддержке новых интеграционных идей высказался самый популярный современный африканский политик — генеральный секретарь ООН ганец Кофи Аннан. Дело за малым — воплотить задуманное в жизнь. Ведь еще ОАЕ много критиковали за излишнее бумаготворчество и демагогию, не подкрепляемую реальными делами. Не секрет, что государственные аппараты африканских стран одни из наиболее бюрократизированных и коррумпированных в мире. Настоящее африканское единство возможно лишь при общей воле народов всех африканских государств, при своевременной и полноценной помощи мирового сообщества, при мудрой политике лидеров, ставящих интересы Союза выше личных амбиций. Лишь тогда, вероятно, войдут в обиход понятия «афропарламент», «африканский суд», а единой денежной единицей континента станет какое-нибудь «афро».