На этой схеме, помещенной в
Интернете на сайте Всемирной метеорологической
организации (www.wmo.ch/gifs/fig2.gif)
показано взаимодействие атмосферы с космическим
пространством, с земной поверхностью, с недрами
(поступление в атмосферу газов и пылевых частиц
при извержениях вулканов), с водами Мирового
океана и морскими льдами.
Взаимодействие атмосферы с другими
средами нельзя понять, если не учитывать и
некоторые процессы внутри этих сред. Поэтому на
схеме показаны взаимодействия внутри самой
атмосферы (ветры, перенос влаги), а также процессы
внутри Мирового океана и на земной поверхности
(взаимодействие морских льдов и морской воды,
поверхностный сток).
Не все последствия взаимодействий
очевидны, и это позволяет учителю дополнительно
рассказать или спросить учеников, как именно
взаимодействие проявляется. Так, на схеме
показаны морские течения. Это дает повод
рассказать на уроке о влиянии течений на климат,
о том, что в Европе, обогреваемой
Северо-Атлантическим течением, гораздо теплее,
чем на тех же широтах в Америке, вдоль восточного
берега которой проходит Лабрадорское течение; о
том, что на западном берегу Южной Америки на
широте Южного тропика очень сухо, так как вдоль
берега идет холодное Перуанское течение, а на
восточном — влажно, потому что там проходит
теплое Бразильское течение.