Учебник |
Учебно-методический комплект
на базе электронного мультимедиаиздания
по начальному курсу географии
Н.Н. Петрова,
д. п. н., профессор, зав. лабораторией
географического образования
Института общего среднего образования РАО,
Д.В. Новенко,
зам. директора по научной работе
Учебно-методического медиацентра Юго-Восточного
управления образования
г. Москвы, научный сотрудник лаборатории
географического образования ИОСО РАО,
А.Я. Ванярх,
к. т. н., с. н. с., директор Учебно-методического
медиацентра Юго-Восточного управления
образования
г. Москвы
Первая в методической науке и практике обучения электронная версия учебника по начальному курсу географии (6-й класс) является определенным этапом внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в преподавании географии в школе.
Электронная версия разработана Республиканским мультимедиацентром Министерства образования РФ на основе учебника Н.Н. Петровой «География. Начальный курс» (М.: Дрофа, 1999) для 6-го класса, входящего в федеральный комплект учебников, и в полном соответствии с обязательным минимумом содержания образования и учебной программой по предмету (см.: Сборник программно-методических материалов. — М.: Просвещение, 2000).
Структура электронной версии:
Собственно иллюстрированный текст учебника.
Мультимедиакурс.
Интерактивный практикум.
Контрольные вопросы и тесты.
Словарь терминов и понятий, список персоналий (чьи имена упомянуты в учебнике).
Блок дистанционного обучения.
Основное информационное пространство заполнено видео-, аудио-, кино-, и фотоматериалами.
Текст учебника является неотъемлемой частью электронной версии. Программа позволяет копировать фрагменты текста, редактировать и распечатывать его.
Мультимедиакурс в наглядной, легкодоступной форме даёт представление о той или иной теме в целом, расставляя акценты на основных элементах ее содержания. Он состоит из восьми тем:
1. Земля — планета Солнечной системы.
2. Литосфера.
3. Гидросфера.
4. Атмосфера.
5. Биосфера.
6. Земля — планета людей.
7. Развитие географических знаний о Земле.
8. План и карта.
В каждой теме курса можно познакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов и гипертекста; имеется возможность подключить дикторский текст. Это позволяет использовать курс на уроках изучения нового материала в демонстрационном режиме. Контекстное меню позволяет перейти в соответствующий параграф учебника (опция меню «Учебник»), выполнить тематические и практические работы (опция меню «Практика»), ответить на вопросы и задания для проверки усвоения текущего материала (опция меню «Контроль»), познакомить с определениями географических терминов и понятий (опция меню «Словарь») и провести контрольное тестирование (опция меню «Тесты»).
Мультимедиакурс по-новому представляет содержание учебника: от изучения учебного материала — к самостоятельному его поиску, обобщению, систематизации. Наглядное представление учебного материала и игровые элементы курса повышают мотивацию обучения. Практическая деятельность учащихся активизирует их познавательные возможности. Видео- и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют полноценные общие и единичные географические представления. Элементы анимации («живые схемы») позволяют моделировать географические процессы и явления в динамике на экране. Таблицы и схемы систематизируют полученные знания.
Методическое пособие к компьютерному курсу разработано в форме примерного поурочного планирования, привычного для любого учителя. Содержащиеся в планировании рекомендации позволяют учителю систематически использовать электронный учебник при изучении нового материала, закреплении и обобщении пройденного, проведении практических работ, тематическом контроле и коррекции знаний.
В поурочном планировании даются формулировка темы, формулировка цели каждого урока, основное содержание учебного материала, которое должно быть разобрано на уроке, ведущие понятия урока; методические рекомендации по использованию электронного учебника (при изучении нового материала; при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений; при проведении практических работ; при тематическом контроле и коррекции знаний), обязательная для усвоения географическая номенклатура, требования к оборудованию (если необходимо), программные практические работы, работы на контурных картах, ссылки на текст учебника.
Возможности электронного учебника достаточно широки, что позволяет использовать его и дома в процессе подготовки домашнего задания, повторения пройденного на уроке, а также при выполнении творческих и практических работ. Тогда в полной мере можно использовать текстовую часть электронного учебника. При наличии выхода в Интернет можно реализовать с помощью настоящего электронного учебника и возможности дистанционного обучения.