Рельеф
|
Горы и равнины в сопоставлении 6-й класс
Н.М. ТИТОВА
учитель географии СШ № 31,
с. Экономическое, Краснодарский край
На протяжении нескольких лет мы с учащимися изучали «Горы суши» и «Равнины суши» на двух уроках, поочередно каждую тему, как это дано в учебнике Т.П. Герасимовой и др.
С горами было проще, но вот после изучения равнин отдельные учащиеся при чтении карты путали низкие горы с плоскогорьями или возвышенностями, несмотря на то, что само понятие «равнины суши» они знали наизусть.
И тогда я объединила темы «Горы суши» и «Равнины суши», изложенные отдельно в двух параграфах, и стала строить первый из двух уроков на сравнении.
На втором уроке мы уже закрепляли изученный материал и отрабатывали навыки работы с картами, а также понятия и термины.
Все это позволило не только легко и быстро усвоить тему, так как учащиеся практически сами доходили до истины в поисках различий равнин и гор, но и помогало затем грамотно читать физические карты в курсе 7—8-го классов, строить профили рельефа.
На первом уроке в небольшом вступлении я обращаю внимание учащихся на то, что земная поверхность очень разнообразна — это и высокие горы, и бескрайние равнины, — все это составляет ее рельеф.
Предлагаю учащимся самим объяснить понятия «горы» и «равнины». Обычно эта первая попытка бывает неудачной, потому что ученики не владеют основными понятиями, и это — довод в пользу того, что без понятий и терминов обойтись нельзя.
Вводим понятия:
абсолютная высота (высокий, низкий);
относительная высота;
расчлененность (слабая, значительная);
вершина;
склон;
плоский, холмистый;
горизонтали;
послойная окраска.
После этого вторично предлагаю дать определение гор и равнин, и обычно это получается лучше. Стараемся свести наши представления о горах и равнинах в общую таблицу.
Я рассказываю учащимся о горах и равнинах, и новые сведения, которые они получают, мы вносим в составленную таблицу.
Обращаю внимание на то, что низкие горы и невысокие плоскогорья закрашены на карте одинаковыми цветами, и предлагаю определить на примере Урала и Средне-Сибирского плоскогорья, в чем состоит разница. Обнаруживаем, что на Урале (горы) горизонтали расположены ближе друг к другу, чаще сменяется окраска.
Предлагаю учащимся найти на физической карте полуостров Индостан и определить, какой там преобладает рельеф. Ответ должен быть — плоскогорье.
Предлагаю нанести на контурные карты крупные горные страны и равнины. Начинать лучше с гор. Когда переходим к равнинам, выявляется разница в том, как характеризуется географическое положение гор и равнин.
Второй урок может быть построен в форме игры-путешествия по карте (вдоль такой-то широты, по такой-то реке, от такого-то до такого-то города и т. п.). Учащиеся по цепочке передают эстафету путешествия, рассказывая об увиденном на карте рельефе местности, определяют географическое положение гор, равнин.
Все это способствует лучшему запоминанию понятий, терминов, изученных на первом уроке темы, помогает развивать навыки работы с физической картой, выявляет пробелы в знаниях и умениях отдельных учащихся.
Выявленные пробелы можно устранить различными путями: дополнительным повторением материала по учебнику или схеме, с помощью индивидуальных заданий по картам и др.
На этом же уроке удобно рассмотреть и изменение равнин и гор во времени.
Преимущества таких уроков в том, что они интересны детям, познавательны и позволяют учителю дифференцировать домашние задания, то есть можно ученикам рекомендовать как общее повторение материала, так и конкретные задания для отдельных учащихся.
Спонсор публикации статьи: интернет проект «Купонатор» - скидочные купоны на покупки и развлечения на одном сайте. Посетив «Купонатор», который располагается по адресу http://kuponator.ru/, Вы найдете сертификаты, которые позволят записаться на дистанционные курсы со скидкой, и пройти обучение, не покидая домашнего кресла, экономя Ваши деньги и личное время. Так же к Вашему вниманию большое количество купонов, которые позволят получать скидки на посещение салонов красоты, кинотеатров, ресторанов, боулинг клубов, саун, тренажерных залов, и других заведений Вашего города.