Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2002

Призвание

Географы

Предшествующую подборку по теме «Географы» см. в № 42/2001

С.Ф. ЛИБРОВИЧ.
На книжном посту. Воспоминания.
Записки. Документы. («Подпоясанный»). 1916

Скромность украшает географа

В 1878 г. Маврикий Вольф*, приступив к изданию «Живописной России»** — крупнейшему из всех его издательских предприятий, — разослал приглашения на редакционное заседание всем ученым и литераторам, изъявившим согласие принять участие в литературной части задуманного обширного труда.

Случилось так, что в это самое время Вольфу понадобился для его дела новый артельщик, и он по этому поводу поместил соответственную публикацию в газетах. И вот, по публикации, в магазин Вольфа с утра явилась масса кандидатов на место артельщика, все больше из числа простых мужичков. Кассир магазина предложил им подождать «самого хозяина».

Когда число прибывших достигло уже довольно порядочной цифры, в магазин вошел, скромно оглядываясь, человек, одетый в простой тулуп, подпоясанный старым кожаным ремнем.

— Могу я видеть Маврикия Осиповича? — спросил он кассира.

Тот, по внешности вошедшего, принял его за артельщика, ищущего места, указал ему на уголок под лестницею в самом конце магазина и сказал:

— Подожди вон там. Маврикий Осипович скоро придет.

Новый «артельщик» ничего не ответил и спокойно встал в уголке, где над его костюмом и в особенности странным поясным ремнем стали беспощадно смеяться и трунить настоящие артельщики.

Пришел, наконец, сам Вольф.

Подпоясанный старичок подошел к нему первый.

— Подожди, куда лезешь! — закричал кассир.

Вольф переговорил с одним артельщиком, с другим. «Подпоясанный» все стоял, ожидая своей очереди. Вдруг он посмотрел на часы, висевшие в магазине, и выступил вперед.

— Извините, у меня времени нет,
я... — начал он робко.

— Подожди, а не хочешь, так убирайся! — ответил ему резко кассир.

— Эй ты, братец «подпоясанный», какой ты, однако, нетерпеливый! —  шутили над ним другие ожидавшие очереди артельщики.

«Подпоясанный» спокойно отвечал:

—  Поймите, братцы, некогда ждать...

—  Подождешь! —  послышалось несколько голосов.

«Подпоясанный» снова вернулся в уголок и ждал, все поглядывая на часы.

Простоял он там с полчаса.

—  Пожалуйста, отпустите меня, —   промолвил он, наконец, обращаясь непосредственно к Вольфу, —  я бы охотно еще подождал, но мне к 12 часам нужно явиться с докладом к великому князю, президенту Географического общества.

Вольф удивленно посмотрел на странного «артельщика», который спешит с докладом к великому князю.

—  Ты кто такой? —  спросил он.

—  Я —  Потанин***; вы приглашали меня на заседание редакции «Живописной России», вот я и хотел с вами предварительно поговорить...

Действительно скромно, «по-мужицки» одетый и опоясанный ремнем человек был не кто иной, как Потанин, знаменитый Потанин, один из самых заслуженных русских географов, один из усерднейших исследователей далеких восточных окраин России, ученый исследователь, которому наука обязана ценнейшими описаниями Алтая и Семипалатинской области, известный путешественник-исследователь, который изучил до мельчайших подробностей сельское хозяйство и промыслы Алтая и занимал уже тогда, в восьмидесятых годах, одно из первых мест среди русских географов. Необычайно скромный, застенчивый, Потанин никогда не любил выдвигаться и точно чувствовал себя неловко, когда говорили о его заслугах для науки, его знаниях и т. п. Для «Живописной России» Потанин должен был составить ряд очерков об Алтае, которые, по мнению редактора издания, вице-председателя Географического общества П.П. Семенова****, явились бы лучшим украшением тома издания, посвященного русской Средней Азии.

Можно поэтому легко представить, как заволновался Вольф, когда мнимый артельщик, терпеливо поджидавший своей очереди для переговоров, оказался Потаниным. Он стал извиняться, пригласил его в кабинет и т. д.

—  Ничего, ничего, пожалуйста, не стесняйтесь, —  весело отговаривался Потанин, —  тут извиняться-то нечего: я ведь знаю, что у нас на Руси, согласно пословице, «по платью встречают», моя же простая шуба, в которой я пропутешествовал тысячи верст по снежным горам, конечно, не может внушать уважения... Но уж пусть меня извинят: я не стану одеваться по парижским моделям...

И ни тени обиды, ни тени злости не было в словах почтенного исследователя Алтая. Он побеседовал с Вольфом, обещал ему написать очерки об Алтае, явиться на заседание и вышел из магазина так же скромно, как и вошел.


* М.О. Вольф — крупный петербургский книгоиздатель и книготорговец, издававший, в частности, и географическую литературу.
** «Живописная Россия» — едва ли не самый мощный географический издательский проект в нашей стране за всю ее историю. Название этого издания по сю пору служит привлекательным ориентиром для издательств. См., в частности: С.В. Рогачев. Формирование гражданственности. О новом журнале «Живописная Россия»//География, № 36/2001, с. 27—31.
*** О Г.Н. Потанине см.: За региональную экономическую самостоятельность//География, № 15/97 (спецвыпуск: Томская область), с. 12.
**** Впоследствии — Семенов-Тян-Шанский.