Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2002

Проект

Быть ли Катунской ГЭС?

А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ

Чемальская ГЭС
Чемальская ГЭС

Республика Алтай сегодня испытывает глубокий энергетический кризис. Основу собственной энергетической системы региона составляет Чемальская ГЭС, построенная еще в 30-е годы на реке Катунь; есть также небольшие маломощные ГЭС и около 400 малых передвижных станций и электроустановок. В некоторые высокогорные районы электричество пришло лишь несколько лет назад. Годовое потребление электроэнергии на душу населения в Республике Алтай в 2,6 раза меньше, чем в Алтайском крае, и в 4 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Энергоснабжение региона целиком зависит от соседнего Алтайского края, от ОАО «Алтайэнерго», которое в любой момент за долги может отключить республику от своих электросетей.

Поэтому правительство республики вновь проявляет интерес к строительству Катунской ГЭС с привлечением отечественных и иностранных инвесторов. РАО «ЕЭС России» готово реанимировать проект, прежде отвергнутый как экологически непроработанный и научно необоснованный. В 1998 г. положительное заключение на строительство Катунской ГЭС было получено. Главный аргумент — необходимость решить энергетическую проблему республики.

Дело в том, что Обь, одной из составляющих которой является Катунь, становится маловодной рекой. Падение меженного уровня Новосибирского водохранилища еще на несколько десятков сантиметров может привести к остановке работы новосибирского водозабора, и город останется без воды.

«Зеленые» доказывают, что Горному Алтаю требуется не более 120 млн кВт•ч в год. Этого достаточно для отопления домов, работы предприятий и учреждений. Эти потребности может обеспечить малая и альтернативная энергетика — солнечные и ветровые электростанции. Гидрологи утверждают, что строительство энергетического монстра погубит жемчужину Алтая — Катунь, которая может уйти в подземные карстовые полости.

Затраты на природоохранные мероприятия при строительстве Катунской ГЭС могут сделать этот проект малопривлекательным и для потенциальных инвесторов. По мнению противников проекта, строительство Катунской ГЭС привело бы к затоплению плодородных пойменных земель, к уничтожению животных и растений, подорвало бы основу существования алтайского этноса.

Проекты новых дорог: за и против

Географические особенности республики обусловили преимущественное развитие двух видов транспорта: автомобильного (более 90% всех перевозок) и авиационного (пассажирские и почтовые перевозки). Автомобильный транспорт является ведущим в республике. Протяженность автомобильных дорог — более 3,2 тыс. км, из которых 541 км — главная автомагистраль, трасса федерального значения Новосибирск—Бийск—Ташанта (Чуйский тракт). В условиях, когда аэропорт Горно-Алтайска для больших самолетов закрыт, а ближайший — Барнаул (Алтайский край) — находится в 300 км, развитию автодорог придается особое значение.

В последнее время в алтайской прессе широко обсуждается строительство автодороги и сопутствующего газопровода в Китай. Дорога должна связать китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район с Транссибирской магистралью России. Новая дорога может стать каналом проникновения не только дешевых китайских товаров, но и наркотиков из «опиумного треугольника» Азии; через нее может хлынуть нежелательный массовый поток китайских иммигрантов. Дорога пройдет по территориям, включенным в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, что может нанести серьезный ущерб не только природе, но и экономике региона. В заповедные леса облегчится доступ местных и пришлых браконьеров. Вдоль трассы пройдет газопровод, грозящий техногенными катастрофами.

Существует также проект строительства другой автодороги федерального значения, Абакан—Таштагол—Турочак, с выходом к Телецкому озеру. Эта дорога нужна для развития туризма на Алтае, прежде всего горнолыжного. Алтайские горнолыжные трассы по сложности и красоте могут успешно конкурировать с австрийскими и швейцарскими. Из-за климатических особенностей опасность схода снежных лавин на Алтае меньше, чем на Кавказе или в Альпах.