Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2002

Я иду на урок

Урок на основе сказов Павла Бажова в 5-м классе

Ю. Г. Четыркина
учитель сш № 16
г. Химки, Московская обл.

Изучить свойства полезных ископаемых и понять закономерности размещения их месторождений на Урале помогут сказы П.П. Бажова. Они повысят интерес учащихся к изучению темы «Минералы и горные породы» в 5-м классе. Хотя в сказах встречаются фантастические образы, в основе все же лежат реальные события, связанные с хозяйственной деятельностью людей, их опытом поиска, добычи и обработки полезных минералов.

Цель учителя — научить детей находить в сказах П.П. Бажова описания богатств Урала и способов использования этих полезных ископаемых человеком.

Учащиеся должны уметь по условным знакам находить на карте месторождения полезных ископаемых, точно показывать города Урала и знать о современных проблемах этих городов.

При изучении темы у школьников должно сформироваться представление о том, что Урал — край с большим набором разнообразных минеральных ресурсов, древнейший центр их добычи и обработки. Кроме того, учащиеся должны узнать о современном Урале и его проблемах.

 

Задачи к теме:

Задача 1. О добыче и обработке каких полезных ископаемых идет речь в сказах П.П. Бажова? Рассмотрите на физической карте условные знаки полезных ископаемых. Месторождения каких полезных ископаемых обозначены на карте Урала? О каких из них говорится в сказах?

Учащиеся отвечают, что в сказах говорится о добыче разных руд, о разработке золота, уральских самоцветов. Находят на физической карте условные знаки полезных ископаемых, рассматривают образцы железной, медной руды из учебных коллекций. Результаты заносят в таблицу.

Учащиеся делают вывод о богатстве недр Урала. Учитель в подтверждение вывода, сделанного учащимися, подчеркивает, что, по воспоминаниям А.Е. Ферсмана, старый уральский горняк Сергей Южаков говаривал: «Все на Урале есть, а если чего и нет, то значит, еще не дорылись».

Задача 2. Сказ «Таюткино зеркало» повествует о добыче медной руды. Учитель объясняет, что такое руда, рудник, забой, шахта.

По материалам сказа объясните, почему герои сказов боятся Медной горы Хозяйки?

«В одном забое пошла руда со шлифом*. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него — кому любо. Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

— Пойдет такое — берегись! Это Хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пойдет».

Учащиеся приходят к выводу, что труд горняка труден и опасен.

«К вечеру поставили переклады. Крепь надежная, что говорить, только ведь гора! Бревном не удержишь, коли она осадку дает. Жамкнет, так стояки-бревна, как лучинки, хрустнут, и лежакам не вытерпеть: в блин их давит. Бывалое дело! В шахте всегда кругом огоньки мелькают, людей видно. Кто руду бьет, кто нагребает, кто на тачках возит».

Далее обсуждается вопрос, как выглядит современная добыча руды.

Задача 3. Интересен и поучителен сказ «Голубая змейка».

Учащиеся находят следующее описание: «Одному увидеть Голубую Змейку — прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. Поверху большими кусками лежит. Только оно тоже с подвохом. Если лишку захватишь да хоть капельку сбросишь, все в простой камень повернется. Второй раз тоже не придешь, потому [что] место сразу забудешь. Ну а когда Змейка двоим-троим покажется, вовсе черная беда. Все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут, что до смертоубийства дело дойдет».

Вопрос: как обозначаются золотые месторождения на карте? Найдите месторождения золота на Урале.

Учитель поясняет, что золото в отличие от железа, меди и многих других металлов встречается только в чистом виде, в жилах.

Задача 4. О богатстве Урала и искусности мастеров повествует сказ «Каменный цветок». В нем учащиеся находят описания предметов, которые можно изготовить из малахита. «Более простые: бляшки, какие женщины носят, шкатулочки. Потом пошло: подсвечники да украшения разные. Там и до резьбы доехали. Листочки да лепесточки, узорчики да цветочки. У них ведь — у малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит! А выточишь зарукавье-змейку из цельного камня, так тебя и вовсе мастером признают».

Найдите на карте города, расположенные на Урале. Много их или мало? В долинах каких рек они расположены?

Далее учитель объясняет детям, что уральские города имеют следующую планировку: в центре города — завод, а вокруг него расположены жилые кварталы. Отсюда — проблема загрязнения воздуха и воды в этих городах.

Главные руды Урала


* Шлиф — в современном понимании, тонкая отполированная пластинка горной породы, минерала или ископаемого угля. Здесь же имеется в виду наличие в минералах гладких, как будто отшлифованных плоских поверхностей; это могут быть или грани кристаллов, или (вероятнее) параллельные плоскости, по которым минерал легко раскалывается, — геологи называют их плоскостями спайности.Прим. ред.

Спонсор публикации статьи: мастерская Slomanet предоставляет высококачественные услуги по работе с входными дверьми в Москве. Если Вам требуется срочно врезать замок, то воспользовавшись предложением мастерской Slomanet, Вы получите услуги опытных специалистов, которые в быстрые сроки и с максимальной надежностью произведут работы, по врезке замков в металлические и деревянные двери. Подробнее ознакомиться с оказываемыми услугами можно на сайте мастерской Slomanet, который располагается по адресу http://www.slomanet.ru/