Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2002

Я иду на урок

Демографические задачи

С.А. Сухинин
учитель географии гимназии № 2
г. Бендеры г. Тирасполь, Молдавия

Сущность демографических показателей можно доступно объяснить учащимся на примерах из начального курса физической географии (6-й класс), используя понятие солености вод Мирового океана. Школьникам известно, что количество граммов вещества, растворенных в 1 литре морской воды, вес которой, как известно, составляет 1 кг, называют соленостью. При этом соленость выражается в тысячных долях числа, которые называют промилле и обозначают ‰. Аналогичным образом и демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост), которые обычно рассчитываются на 1000 человек населения, также выражают в промилле. Коэффициент естественного прироста — это разность коэффициентов рождаемости и смертности. Положительное значение этого коэффициента указывает на прирост, а отрицательное — на убыль населения. Для более четкого восприятия названных показателей можно представить их в виде формул:

9_1.gif (2052 bytes)

где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;
Р — число родившихся за год;
С — число умерших за год;
ЕП — естественный прирост населения за год;
ЧН — среднегодовая численность населения.

Данные показатели называются общими коэффициентами, поскольку они выражают величину демографических процессов относительно всей (общей) численности населения. Значения этих коэффициентов в странах мира дают возможность определять типы воспроизводства населения. Этот прием использован В.П. Максаковским в учебнике по экономической и социальной географии мира для 10-го класса для характеристики воспроизводства населения различных регионов.

Для закрепления материала учащимся можно предложить решить ряд демографических задач. Такие задачи связаны с расчетами относительных величин процессов, слагающих естественное движение населения, исходя из абсолютных значений, а также с определением изменения численности населения в ходе воспроизводства.

Примеры задач:

1. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200 человек, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.

Ответ: 3,3‰.

2. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Ответ: 10,2‰.

3. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составляла 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.

Ответ: 10 497 тыс.

4. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составляла 136 млн человек, а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Ответ: на 762 тыс.

 

Численность населения, помимо факторов естественного движения, изменяют и миграции. При изучении миграций, или механического движения населения, в школьном курсе социально-экономической географии также используются количественные показатели. В отличие от показателей естественного движения населения, все они относятся к группе абсолютных и характеризуют размеры миграции. Величину оттока определяют числом выбывших (для перемещений из одной страны в другую — эмигрантов) — Э, притока — числом прибывших (иммигрантов) — И. Разность между количеством прибывших и выбывших за определенный период времени составляет сальдо миграции (СМ): СМ = И – Э. При преобладании иммиграции над эмиграцией сальдо принимает положительные значения, что указывает на миграционный прирост, то есть на увеличение численности населения в ходе миграции. В противоположном случае говорят о миграционной убыли населения.

Введение в курс школьной экономической и социальной географии анализа миграции позволяет усложнить типы демографических задач, включив в них элементы как естественного, так и механического движения населения. Реальное изменение численности населения за определенный период, например за год, в результате воспроизводства и миграции может быть определено как сумма естественного прироста и сальдо миграции:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ,

где ЧН1 — численность населения на начало рассматриваемого периода;

ЧН2 — численность населения на конец рассматриваемого периода.

Важно также объяснить учащимся, что сальдо миграции, как и естественный прирост, может принимать и положительные, и отрицательные значения.

Примерными задачами такого типа являются следующие:

1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн человек, в конце года — 11,5 млн человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.
Ответ: +1,25 млн.

2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн человек, в конце года — 6,2 млн человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.
Ответ: 10‰.

3. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность — 800 человек, количество выбывших — 1 200 человек, количество прибывших — 700 человек.
Ответ: уменьшится на 700 человек.

4. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7 млн человек, в конце года — 8,5 млн человек, а естественный прирост населения за год составил 26‰.
Ответ: +1 318 тыс.

5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживали 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.
Ответ: 53 800 человек.

 

Применение демографических задач — средство закрепления знаний учащихся по географии населения в 9—10-м классах и навыков расчета и анализа демографических показателей. Наиболее эффективно демографические задачи применять в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них могут быть использованы для проведения факультативных занятий или в качестве заданий на школьных географических олимпиадах.