Мнение читателя |
№ 9: «Мир вверх ногами»
Е.М. Афанасьева,
учитель географии и экономики
«Школы Сотрудничества»
г. Москва
|
Передо мной очередной номер газеты. Уже на второй странице карта. Еще не зная, о чем идет речь в предложенном материале, радуюсь, так как изложение материала без картографического образа немыслимо. Опубликована карта, на которой отмечены участники будущего чемпионата мира по футболу. К такой карте, вывешенной в кабинете, подойдет даже двоечник. Оказывается, она предваряет новый конкурс, предлагаемый газетой. Знаю по своим ученикам, что соревновательный дух помогает в учебе, даже если соревнуешься со своими одноклассниками. На этом материале можно провести конкурс в начальной школе — например, сколько стран-участников на каждом материке? Всегда радуют публикации материалов из серии «Я иду на урок». У хорошего учителя есть чему поучиться: подходы к изложению материала, приемы могут быть использованы, даже если коллега преподает другой предмет. Поэтому материалы этой серии всегда использую полностью или фрагментарно. В восьмом номере были опубликованы карточки по теме «Атмосфера», а образцы заполнения — в девятом. Для удобства работы лучше не разрывать подобный материал, публиковать его в одном номере. Может показаться спорной необходимость публикации материала Л.А. Савельевой «Краеведческий урок». Вроде бы, местный материал и не заслуживает быть опубликованным в общероссийской газете. Но, во-первых, в статье содержатся интересные сведения, а во-вторых, предложенная схема урока может быть использована при проведении подобного урока в любом месте, на любой территории нашей страны. К числу статей, в которых обобщается опыт работы коллег, относится и работа «Исправленная карта, или мир вверх ногами» Ю.Г. Четыркиной. Отличная публикация об использовании на уроке карты «вверх ногами». Необходимо показывать ребятам, что многое на карте условно, люди так договорились, а ведь могло бы быть наоборот. И хорошо бы иметь этот материал как «наглядное пособие на развороте». Понравилась статья о новых портах на Балтике. Радует, что она также предваряется картой. Этот материал можно использовать и при изучении Северо-Западного экономического района, и при изучении транспорта, и при обзоре внешнеэкономических связей России. Безусловно, можно встретить информацию о перспективах строительства портового хозяйства в периодической литературе, но такие издания, как «Коммерсант», «Профиль», «Итоги» дороги и не всегда доступны. Как истинный подарок учителям и всем, кого беспокоит судьба нашей страны, можно оценить публикации Г.А. Аграната о природных богатствах России. Великолепное пособие для полемики на уроке. Мы должны давать ребятам возможность высказывать различные точки зрения. подобные публикации во многом помогают учителю направлять дискуссию в нужное русло. В статье мы видим взаимосвязь различных проблем: юридических, социальных, политических. Отрадно, что материал о часовых поясах России К.С. Лазаревича сопровождается картографическим изображением. В статье дается анализ границ фактически существующих часовых поясов и отмечается их неправильное проведение с астрономической точки зрения. Иногда у нас не хватает времени провести анализ учебников различных параллелей. В.Н. Беспалов отмечает несоответствие, нередко противоречие в определениях, в частности в определении «местного времени». Статистический материал, посвященный производству кондитерских изделий по регионам России, требует, на мой взгляд, хотя бы минимального комментария специалиста. Учитель А.В. Левина из Саратова не только познакомила нас с книгой В.П. Максаковского «Преподавание географии в зарубежной школе», но и предложила свой опыт использования методик зарубежных географов. Всегда любопытны странички, посвященные литературному описанию природных явлений. Регулярная публикация каталожных карточек помогает в работе. Перевернута последняя страница газеты. Сразу же по прочтении все материалы я раскладываю по папкам соответствующих уроков, на которых смогу их использовать. |