Методические материалы |
Мультимедийный учебник«Наш дом — Земля» в 7-м классе на примере изучения темы «Антарктида»
Доклады, представленные на Дне учителя географии в Московском городском доме учителя
О.Б. БОРУЦКАЯ
учитель географии СШ № 422
г. Москва.М. Лаппо
Христофор Колумб
перед Фердинандом Арагонским и Изабеллой
Кастильской.
По картине Вацлава Брожика
Ни один из других предметов в такой
степени
не нуждается в наглядности и занимательности,
как география.
Н.Н. Баранский
Уроки по теме «Антарктида» можно
проводить в компьютерном классе с
использованием электронной версии учебника «Наш
дом — Земля. Материки, океаны, народы, страны».
Этот учебник можно использовать при изучении
нового материала, при первичном закреплении
полученных на уроке знаний и умений, при контроле
и коррекции знаний.
Наиболее приемлемая в 7-м классе форма
использования электронного учебника — вывод
изображения на большой экран с помощью
демонстрационного устройства. Учебник содержит
большое количество иллюстративного материала,
что помогает учащимся лучше понять особенности
природы той или иной территории. Каждый раздел
учебника сопровождается дикторским текстом.
Например, на изучение темы «Антарктида»
отводится 2 часа.
Урок 1. Географическое положение и
история исследования материка.
Урок 2. Особенности природы Антарктиды.
Используя мультимедийный учебник, можно раскрыть содержание темы «Антарктида» на одном занятии. Второе остается для закрепления материала и опроса.
Технологическая карта урока.
Тема «Антарктида» состоит из 9 смысловых блоков
Смысловые блоки темы |
Использование мультимедийного учебника |
Организация деятельности учащихся |
1. Визитная карточка территории |
На экране демонстрируется слайд-фильм с видами Антарктиды |
Учащиеся слушают дикторский текст |
2. Географическое положение материка |
На экране фрагмент
глобуса с изображением Антарктиды Практическая работа № 1 |
Учащиеся слушают
дикторский текст |
3. Открытие и исследование материка Современные исследования Антарктиды. |
Звучит дикторский текст, на экране появляется картосхема материка с нанесенными маршрутами экспедиций. Рядом помещены портреты исследователей, указаны годы экспедиций. По карте можно показать, что экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева на материке не высаживалась Дикторский текст знакомит с современными исследованиями материка и международным статусом в соответствующих разделах. Кроме того, имеется анимация «Космические исследования озонового слоя», которая показывает, что озоновая дыра над Антарктидой увеличивается Практическая работа № 3 |
Учитель
отмечает, что одним из первых предпринял
плавание к Антарктиде Дж. Кук. Но пройти через
льды он не смог и высказал предположение о
нецелесообразности изучения этой территории.
Наша задача с позиции людей, живущих в XXI веке,
подумать, прав ли был Дж. Кук. Учащимся предлагается записать названия научных станций и до’ма нанести их на контурную карту |
4. Особенности природы материка |
Слайд-фильм и дикторский текст раздела «Визитная карточка территории» |
В начале изучения этой
темы учащимся предлагается вспомнить дикторский
текст «Визитной карточки» и записать в виде
схемы себе в тетрадь главные особенности природы
материка. |
5. Антарктида — самый высокий материк |
С рельефом
Антарктиды знакомит раздел «Высота», где по
профилям материков можно наглядно показать, что
Антарктида с ее ледниковым покровом является
самым высоким материком. О геологическом прошлом материка рассказывает раздел «Геология». На картосхеме показаны найденные рудные месторождения и районы распространения однотипной ископаемой фауны, фотографии которой можно внимательно рассмотреть |
Учащиеся
слушают дикторский текст и комментарии учителя |
6. Внутренние воды материка |
С жизнью ледникового
щита Антарктиды знакомит одноименный раздел. На
экране появляется схема керна, взятого при
глубинном бурении на станции «Восток». Стоит
обратить внимание на два слайда: слайд с
изображением льда, где хорошо видна его
слоистость, и слайд, где показано, что над
поверхностью воды находится только 2/10 объема
айсберга. |
Учащиеся слушают
дикторский текст и комментарии учителя. |
7. Антарктида — самый холодный материк |
В разделе
«Климат» диктор перечисляет причины суровости
климата Антарктиды В разделе «Антарктида — самый холодный материк» показано расположение станции «Восток», где зарегистрирован абсолютный минимум температур Практическая работа № 2 |
Учащиеся
записывают в тетрадь тезисы, подтверждающие то,
что Антарктида — самый холодный материк. |
8. Органический мир Антарктиды |
Разделы «Органический мир Антарктиды» и «Наименьшее количество животных» знакомят учащихся с животным и растительным миром Антарктиды. Изображение животных сопровождается краткой текстовой справкой, которая может быть полезна при подготовке домашнего задания |
Слушая дикторский текст, учащиеся конспектируют его в тетради и просматривают слайды, на которых показаны типичные представители флоры и фауны Антарктиды |
9. Человек в Антарктиде |
Закончить изучение темы «Антарктида» можно разделом «Туризм» |
Учащиеся смотрят слайды и слушают рассказ учителя, который отмечает, что правила поведения людей на этом материке сильно отличаются от общепринятых. Обращая внимание на яркую теплую одежду, он говорит о том, что полярники побеждают холод не путем адаптации, а специальными средствами |
В заключение изучения темы «Антарктида» желающим предлагается дома выполнить творческое задание — составить описание туристического маршрута, учитывая следующие условия:
— маршрут должен показать
разнообразие природы материка;
— для посещения предлагается не более 5 объектов,
в том числе научных станций;
— должно быть рекомендовано средство
передвижения;
— следует рассчитать примерную длину маршрута и
нанести его на контурную карту.