Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2002

Методические материалы

Мультимедийный учебник«Наш дом — Земля» в 7-м классе на примере изучения темы «Антарктида»

Доклады, представленные на Дне учителя географии в Московском городском доме учителя

О.Б. БОРУЦКАЯ
учитель географии СШ № 422
г. Москва.М. Лаппо

Христофор Колумб перед Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской

Христофор Колумб перед Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской.
По картине Вацлава Брожика

Ни один из других предметов в такой степени
не нуждается в наглядности и занимательности, как география.
Н.Н. Баранский

Уроки по теме «Антарктида» можно проводить в компьютерном классе с использованием электронной версии учебника «Наш дом — Земля. Материки, океаны, народы, страны». Этот учебник можно использовать при изучении нового материала, при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при контроле и коррекции знаний.
Наиболее приемлемая в 7-м классе форма использования электронного учебника — вывод изображения на большой экран с помощью демонстрационного устройства. Учебник содержит большое количество иллюстративного материала, что помогает учащимся лучше понять особенности природы той или иной территории. Каждый раздел учебника сопровождается дикторским текстом.
Например, на изучение темы «Антарктида» отводится 2 часа.

Урок 1. Географическое положение и история исследования материка.
Урок 2. Особенности природы Антарктиды.

Используя мультимедийный учебник, можно раскрыть содержание темы «Антарктида» на одном занятии. Второе остается для закрепления материала и опроса.

Технологическая карта урока.
Тема «Антарктида» состоит из 9 смысловых блоков

Смысловые блоки темы

Использование мультимедийного учебника

Организация деятельности учащихся

1. Визитная карточка территории

На экране демонстрируется слайд-фильм с видами Антарктиды

Учащиеся слушают дикторский текст  

2. Географическое положение материка

На экране фрагмент глобуса с изображением Антарктиды
Изображение заменяется физической картой, где подписаны географические объекты
При подведении курсора мыши к Антарктическому п-ову появляются координаты крайней точки материка
Курсор мыши подводится к Южному полюсу

Практическая работа № 1
В задании предлагается расставить на карте Антарктиды названия географических объектов, список которых имеется справа от карты

Учащиеся слушают дикторский текст
Учащимся предлагается, проанализировав физическую карту, дать характеристику географическому положению материка по типовому плану
Работая с картой, учащиеся отмечают, что Антарктида имеет только одну крайнюю точку — мыс Сифре, наносят ее на контурную карту, определяют ее географические координаты и сравнивают полученные данные с координатами на экране
Ребята указывают, что главной отличительной чертой географического положения Антарктиды является наличие в ее центре Южного полюса, который они наносят на контурную карту
Для того чтобы сориентировать учащихся по карте, им предлагается поработать с заданием практической работы на мультимедийном диске, которое они выполняют в ходе фронтального опроса
Дается домашнее задание нанести географические объекты вдоль береговой линии материка на контурную карту

3. Открытие и исследование материка

Современные исследования Антарктиды.
Статус материка

Звучит дикторский текст, на экране появляется картосхема материка с нанесенными маршрутами экспедиций. Рядом помещены портреты исследователей, указаны годы экспедиций.

По карте можно показать, что экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева на материке не высаживалась

Дикторский текст знакомит с современными исследованиями материка и международным статусом в соответствующих разделах. Кроме того, имеется анимация «Космические исследования озонового слоя», которая показывает, что озоновая дыра над Антарктидой увеличивается

Практическая работа № 3
По карте Антарктиды расставить названия российских научных станций

Учитель отмечает, что одним из первых предпринял плавание к Антарктиде Дж. Кук. Но пройти через льды он не смог и высказал предположение о нецелесообразности изучения этой территории. Наша задача с позиции людей, живущих в XXI веке, подумать, прав ли был Дж. Кук.
Учащиеся, получившие опережающие задания, делают краткие сообщения о плавании Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, а также о походах к Южному полюсу Р. Амундсена и Р. Скотта.
Во время рассказа одноклассников учащиеся класса в тетради заполняют таблицу «История открытия и исследования Антарктиды»

Учащимся предлагается записать названия научных станций и до’ма нанести их на контурную карту

4. Особенности природы материка

Слайд-фильм и дикторский текст раздела «Визитная карточка территории»

В начале изучения этой темы учащимся предлагается вспомнить дикторский текст «Визитной карточки» и записать в виде схемы себе в тетрадь главные особенности природы материка.
Учащиеся записывают в тетрадь тезисы о том, что Антарктида:
— самый южный материк;
— самый высокий материк;
— самый холодный материк.
Далее перед учащимися ставится задача, работая с мультимедийным учебником и картами атласа, доказать эти положения и выявить причинно-следственные связи

5. Антарктида — самый высокий материк

С рельефом Антарктиды знакомит раздел «Высота», где по профилям материков можно наглядно показать, что Антарктида с ее ледниковым покровом является самым высоким материком.
В разделе «Ледовый покров» на экране запускается анимация, на которой ледовый панцирь снимается с материка. Кроме того, показан схематический профиль материка
В разделе «Рельеф» рассказывается о ледовом и подледном рельефе материка. Эта информация отражена на картосхеме

О геологическом прошлом материка рассказывает раздел «Геология». На картосхеме показаны найденные рудные месторождения и районы распространения однотипной ископаемой фауны, фотографии которой можно внимательно рассмотреть

Учащиеся слушают дикторский текст и комментарии учителя
Учащимся предлагается проанализировать картосхему, выявить различия рельефа отдельных частей материка, определить самую высокую и самую низкую точки материка, рассчитать амплитуду высот и на основе карты строения земной коры попытаться объяснить причины различия рельефа.
Учащиеся отмечают, что западная часть материка более расчленена, а восточная более ровная. Это объясняется строением земной коры: восточная часть располагается на древней платформе, а западная в области кайнозойской складчатости.
Нужно обратить внимание учащихся на то, что в Антарктиде есть действующий вулкан Эребус, местоположение которого они отмечают на контурной карте
Внимание учащихся обращается на единство ископаемых остатков в Южной Америке, Австралии и Антарктиде. С целью выявления причинно-следственных связей данный вопрос выносится на обсуждение.
Учащиеся вспоминают о едином континенте Гондване, составными частями которого были южные материки

6. Внутренние воды материка

С жизнью ледникового щита Антарктиды знакомит одноименный раздел. На экране появляется схема керна, взятого при глубинном бурении на станции «Восток». Стоит обратить внимание на два слайда: слайд с изображением льда, где хорошо видна его слоистость, и слайд, где показано, что над поверхностью воды находится только 2/10 объема айсберга.
С образованием и жизнью айсбергов раздел знакомит с помощью анимации

Учащиеся слушают дикторский текст и комментарии учителя.
Внимание учащихся обращается на то, что ледяной панцирь, покрывающий Антарктиду, подобен летописи, на страницах которой запечатлена вся ее история. Так, если взять образцы льда с разной глубины и сравнить между собой, можно заметить большие различия

7. Антарктида — самый холодный материк

В разделе «Климат» диктор перечисляет причины суровости климата Антарктиды
 Для изучения предлагаются картосхемы температур в летний и зимний периоды, а также климатическая карта, где показаны климатограммы для внутренних и прибрежных частей материка, распределение на материке осадков и господствующие направления ветров

В разделе «Антарктида — самый холодный материк» показано расположение станции «Восток», где зарегистрирован абсолютный минимум температур

 Практическая работа № 2
На карте Антарктиды следует расставить значения климатических характеристик

Учащиеся записывают в тетрадь тезисы, подтверждающие то, что Антарктида — самый холодный материк.
Далее учащимся предлагается вспомнить предыдущий курс и на основе своих знаний попытаться установить причинно-следственные связи суровости климата Антарктиды.
Устанавливая связи, они отмечают:
— приполярное положение. Следствия этого: наличие полярной ночи, расположение в области постоянного атмосферного давления;
— массивный ледяной покров. В результате 90% солнечных лучей отражается;
— большая высота. На каждые 100 м температура падает на 0,6 градуса. Поэтому при прочих равных условиях температуры на материке будут ниже широтных примерно на 6—7 градусов.
В подтверждение вышесказанных тезисов учащиеся анализируют карты
Сопоставив климатическую карту мира с картосхемами мультимедийного учебника, учащиеся определяют, в каких климатических поясах располагается материк, и в виде схемы записывают характеристику этих поясов.
Далее по картосхеме учащиеся рассматривают механизм и выявляют причины образования стоковых ветров
Учащиеся наносят на контурные карты станцию «Восток» и обозначают абсолютный минимум температур –89,2 градуса.
Еще раз внимание учащихся обращается на тот факт, что абсолютный минимум температур зарегистрирован в Антарктиде в июле
Для закрепления материала по теме «Климат» учащимся предлагается выполнить задание практической работы

8. Органический мир Антарктиды

Разделы «Органический мир Антарктиды» и «Наименьшее количество животных» знакомят учащихся с животным и растительным миром Антарктиды. Изображение животных сопровождается краткой текстовой справкой, которая может быть полезна при подготовке домашнего задания

Слушая дикторский текст, учащиеся конспектируют его в тетради и просматривают слайды, на которых показаны типичные представители флоры и фауны Антарктиды

9. Человек в Антарктиде

Закончить изучение темы «Антарктида» можно разделом «Туризм»

Учащиеся смотрят слайды и слушают рассказ учителя, который отмечает, что правила поведения людей на этом материке сильно отличаются от общепринятых. Обращая внимание на яркую теплую одежду, он говорит о том, что полярники побеждают холод не путем адаптации, а специальными средствами

В заключение изучения темы «Антарктида» желающим предлагается дома выполнить творческое задание — составить описание туристического маршрута, учитывая следующие условия:

— маршрут должен показать разнообразие природы материка;
— для посещения предлагается не более 5 объектов, в том числе научных станций;
— должно быть рекомендовано средство передвижения;
— следует рассчитать примерную длину маршрута и нанести его на контурную карту.