Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2002

План и карта

Система работы с картографическими произведениями

А.В. Румянцев,
учитель географии СШ № 1050
Зеленоградского округа г. Москвы

Из докладов, представленных
на Дне учителя географии 8 апреля
в Московском городском доме учителя

Христофор Колумб перед Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской.
Христофор Колумб перед Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской. По картине Вацлава Брожика

Съемка местности и вычерчивание плана

Формирование у учащихся умений работать с картой должно учитывать возрастные особенности ребят и познавательный интерес.
При изучении начального курса физической географии ребятам хочется как можно скорее овладеть планом или картой, научиться ими пользоваться, создавать свои карты (планы), применять их в игре.
Ребята при первом же знакомстве с картой могут выполнять задания разного уровня сложности: I уровень — элементарное чтение, II уровень — подключение имеющихся знаний к работе с новой картой, III уровень — использование карты как источника в получении новых знаний.

Глазомерная съемка — важное звено в понимании построения карты. Самостоятельно построив карту (план), учащиеся не только прочно усваивают такие знания, как масштаб, измерения на местности и карте (плане), условные знаки, но и мысленно видят за этой картой реальную местность.

В условиях широкой компьютеризации работы по составлению планов методом полярной или маршрутной съемки становятся весьма привлекательными для учащихся. Планы местности, выполненные графически при помощи компьютеров, явно выигрывают по сравнению с ручной работой, и в то же время это не абстрактные объекты, а хорошо знакомые места (дачные поселки, деревня, где отдыхал летом, пригороды, которые посещаешь в выходные дни).

Имея опыт самостоятельного создания плана местности, то есть простейшей карты, учащиеся значительно легче усваивают вопросы построения и содержания географических карт. Общий же путь обучения работе с картами заключается в постоянном сочетании практических и умственных действий.

Ориентирование на местности

Предлагаем методику проведения некоторых занятий по теме «План и карта» с использованием карт для спортивного ориентирования. Сразу оговоримся, что все карты — это карты территорий, прилегающих к школе.

Урок «План местности»

Шестиклассники повторяют основные и промежуточные стороны горизонта, закрепляют знания о масштабе и способах его использования, работают со знаками топографических карт и знакомятся с масштабами и условными знаками спортивных карт. Учитель обращает внимание на ряд отличий спортивных карт от топографических: на первых наносятся линии магнитных, а не географических меридианов; отсутствуют названия объектов, характеристики леса и искусственных сооружений.

Урок «Ориентирование на местности. Азимут»

Решаются следующие задачи:

а) углубить и расширить знания по ориентированию на местности;
б) сформировать понятие «азимут»;
в) научить школьников определять азимут по компасу.

В практический части урока отработать приемы определения азимутов по компасу и на спортивной карте.

Задания

Ученики получают карту с трассой, имеющей 7—10 контрольных пунктов (КП). Необходимо определить направление всех этапов. Результат оценивается по времени, затраченному на измерения, затем прибавляется штрафное время (10 с за каждые 10 градусов ошибки).
Аналогично можно измерить длины этапов. В этом случае прибавлением 10 секунд штрафуются каждые 25 метров ошибки.

Урок «Работа на местности с планом (картой)»

Задачи:

— продолжать работу по формированию умений и навыков ориентирования на местности;
— проверить умение шестиклассников ориентироваться по карте в движении и по азимуту.

1. Отметить на каждой карте исходную и конечную точки маршрута.
2. Проинструктировать школьников о порядке выполнения заданий.
3. На местности предложить учащимся сориентироваться по плану (карте), найти исходную точку начала движения, определить азимут (направление) на вторую точку (КП) и, пройдя маршрут, найти ее на местности.

Можно предложить также следующие упражнения.

Упражнение 1. Веерное ориентирование. Учитель заранее относит нужное количество паролей на контрольные пункты, установленные в 30—200 м друг от друга. Ученики по одному или группами по 2—3 человека получают направления и расстояния, связывающие эти КП. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет все пароли.

Упражнение 2. Небольшая трасса для ориентирования. На старте дают азимут и расстояние до первого КП. На нем участник получает координаты следующего КП. Этапы — 50—200 м. Результат определяется временем прохождения трассы.

Упражнение 3. Определение на карте предмета, видимого на местности. Для выполнения упражнения необходимо:

а) ориентировать карту и найти на ней свое местоположение;
б) сохраняя карту ориентированной, повернуться лицом к заданному предмету;
в) приложить на карте к точке стояния линейку (карандаш) и визировать ею на предмет, находящийся на местности; найти на карте по направлению визирования указанный предмет.

Упражнение 4. Определение на местности предмета, обозначенного на карте. Первая операция выполняется аналогично предыдущему упражнению. Далее необходимо приложить на карте линейку к точке стояния и к условному знаку местного предмета. Глядя вдоль линейки, отыскать на местности соответствующий предмет, учитывая расстояние до него, предварительно вычисленное по карте.

Упражнение 5. Определение местонахождения. Учитель ведет класс по произвольному маршруту, меняя направление движения, но так, чтобы учащиеся имели возможность постоянно видеть ориентиры и сличать карту с местностью. В определенных, заранее намеченных местах учитель говорит: «Здесь КП». Учащиеся должны отметить положение КП в соответствующей точке на карте. Здесь же учитель проверяет у них карты и анализирует пройденный участок местности, обращая внимание шестиклассников на ориентиры, мимо которых проходил маршрут.

Упражнение 6. Линейное ориентирование. В начальной точке ученикам выдается карта с нанесенной на ней линией, соединяющей старт, контрольные пункты и финиш. Точки местоположения КП на карте не отмечены, количество пунктов учащимся неизвестно.
Необходимо найти все КП, точно следуя нарисованной на карте линии, и нанести их местоположение на карту.
Это упражнение можно провести в форме соревнований. В зачет идет время прохождения дистанции. За неточное нанесение KП на карту добавляется штрафное время. Ошибка в 2 мм (при масштабе 1:10 000) дает минуту штрафа, а пропуск одного КП — 10 мин.

Работа с контурной картой

В обучении географии широко применяют различные разновидности карт: контурные карты, картограммы, картосхемы, картодиаграммы.
Контурные карты используются при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний и выполнении самостоятельных работ.
Например, при работе с контурной картой Южной Америки учащимся предлагается, используя карты атласа, нанести на контур крупные формы рельефа, платформы и складчатые области, среднегодовое количество осадков и преобладающее направление ветра. Затем выявить взаимосвязи между размещением форм рельефа и строением земной коры; размещением форм рельефа и количеством выпадающих осадков с учетом направления ветра и записать выводы об установленных закономерностях.

Выводы:

— платформам (относительно устойчивым участкам земной коры) соответствуют равнинные формы рельефа, а складчатым областям (подвижным участкам земной коры) — горы;
— количество выпадающих осадков на наветренных склонах гор больше, чем на подветренных склонах, особенно если ветры дуют с океана.

Игровые моменты в работе с комплексной картой

Использование игровых моментов на уроке — одно из успешных средств активизации учения школьников.
При организации игры должны быть указаны:

1. Название игры.
2. Условия проведения игры.
3. Правила игры.
4. Система подведения итогов.

Рассмотрим пример такой игровой ситуации на уроке географии в 7-м классе. Работа с комплексной картой Южной Америки.
Название игры «Последний становится первым». Время проведения — 5—7 мин. (зависит от выбранной на карте страны).

1. Учитель дает название страны.
2. Учащиеся должны найти страну на комплексной карте Южной Америки, предварительно определив ее местонахождение на политической карте.
3. Используя легенду карты, учащиеся последовательно называют географические объекты и явления на территории выбранной страны.
4. Ученики отмечают карандашом названные объекты, чтобы не допустить повторов, так как после третьего повтора игра досрочно заканчивается.
5. Победителем объявляется тот, кто последним назовет географический объект на территории выбранной страны. Примечание: используется информация только комплексной карты Южной Америки, другие карты атласа не используются.

Можно отметить, что меньше всего в поле зрения учащихся на комплексной карте попадают элементы географического положения страны (относительно экватора, тропиков, омывающих океанов и морей).
Есть и другие формы работы с комплексной картой.
Классу дается задание: за 7—10 мин. подготовить 5 вопросов, например по Бразилии, с использованием комплексной карты Южной Америки. Затем определяются лучшие, наиболее интересные вопросы; над ответами работает весь класс.
Предлагаем наиболее интересные вопросы, составленные учащимися по Бразилии:

1. Почему на реке Амазонке нет гидроэлектростанций?
2. Почему на севере Бразилии мало городов?
3. Какие виды полезных ископаемых добываются в Бразилии?
4. С какой целью построено Трансамазонское шоссе?
5. Назовите основной род занятий жителей северной части Бразилии.
6. Почему скотоводство развито в основном на востоке и юго-востоке Бразилии?
7. Какой природный комплекс занимает бо’льшую часть Бразилии?
8. Какое культурное растение можно назвать символом Бразилии?
9. Почему Бразильское плоскогорье является главным промышленным районом страны?
10. Почему крупнейшие города расположены в прибрежной зоне?

Работа с картографическими материалами своей местности

Изучение в 9-м классе темы «Свой округ в составе Москвы» позволяет активно использовать картографические материалы по своей местности.
Современная географическая карта кроме самого’ картографического изображения нередко включает также элементы оснащения и дополнительной характеристики. На картосхеме Зеленограда кроме легенды и названия представлены герб и флаг города.
Зеленоград проектировался и строился фактически на пустом месте, поэтому планировщики и строители имели возможность создать город по правилам градостроительного искусства — красивый и удобный для жилья, работы, учебы, отдыха.
Ученик рассказывает и показывает, как расположился населенный пункт в ландшафтном контуре.

Пример: Зеленоград находится в 18 км от МКАД (Московской кольцевой автодороги), на северо-западе от Москвы по Ленинградскому шоссе, окружен Солнечногорским районом Московской области. Город расположен на южном пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды на реке Сходне. В южной части города протекает река Горетовка, на территории имеется несколько искусственных водоемов.

Необходимым условием улучшения городской среды является рациональность ее территориальной организации — оптимальное разделение городских территорий по их функциональному назначению.
Ученик анализирует с использованием карты территориальную организацию своего населенного пункта.

В городе выделяют промышленные, жилые, транспортные, рекреационные, коммунально-складские зоны. Промышленность до сих пор является основой развития города. Поэтому промышленная зона весьма велика. Она размещается отдельно от жилой зоны с учетом особенностей рельефа, гидрографии.
Среди промышленных предприятий особую роль играют предприятия электронной промышленности, которые по вредности выбрасываемых веществ относятся к 4—5 классам, поэтому санитарно-защитные зоны вокруг них составляют всего 50—100 м.
Зеленоград вырос на историческом месте: во время Великой Отечественной войны в ноябре—декабре 1941 г. здесь проходил важный рубеж обороны Москвы. В городе есть несколько памятников погибшим воинам. К 40-летию Победы в центре города был разбит парк.
Важным гигиеническим требованием к современному городу считается наличие массивов зеленых насаждений — городских парков, скверов, лесопарков. Площадь зеленоградских лесопарков превышает 850 га.
Бережное отношение к природе, довольно высокий уровень ландшафтной архитектуры способствуют сохранению экологического благополучия в городе.

На этом уроке мы используем карты по основному их назначению: формирование пространственных представлений и понятий о размещении природных и социально-экономических объектов и явлений.

Внеурочная работа с топографической картой

Учитель должен научить ребят, рассматривающих карту, за ее условными обозначениями видеть не схему, а живое географическое пространство. Восприятие образа географического пространства — важнейшая форма картографической наглядности.
Сочетание урочной и внеурочной деятельности — важнейший элемент успешного решения поставленных задач.

Учащиеся 9—10-х классов собираются в водный поход по р. Мологе (или p. Тверце). Работа с топографической картой — один из этапов подготовки к походу. Каждый должен уметь оценить гидрографию, дорожную сеть и населенные пункты, любой участок местности с точки зрения рельефа (равнинная, холмистая, горная местность), обзора (открытая, полузакрытая, закрытая), проходимости (пересеченная, слабопересеченная), характера почвенно-растительного покрова (лесистая, болотистая).
Установив общий характер местности, ученики приступают к детальному ее изучению применительно к решаемым задачам.

Задачи: проанализировать картографические материалы к водному походу по р. Мологе (или р. Тверце) и определить график движения по маршруту, места стоянок, основные и запасные варианты выезда и т. д.

Интересным представляется опыт формирования качественной оценки реки с точки зрения туристической географии (по Ю.К. Ефремову). Такая оценка выводится по 10 показателям (по Ю.Б. Воронову):

1. Судоходные качества реки (глубина, ширина, скорость течения).
2. Красота реки.
3. Комфортные качества реки (состояние дна, чистота воды, пляжи) и берегов (удобство стоянок, населенность).
4. Дары реки (рыба и т. п.).
5. Дары земли (грибы, ягоды).
6. Помехи (плотины, завалы, загрязненность, комары).
7. Погодно-климатические достоинства (стабильность, температура, продолжительность сезона).
8. Познавательные (природные и исторические достопримечательности) и спортивные (пороги, шиверы) достоинства.
9. Условия подъезда.
10. Условия выезда.

В зависимости от полноты соответствующего качества показатель может быть высоким — 1, средним — 0,5 и низким — 0.
Обобщенная оценка: менее 5,5 баллов — непривлекательные реки; до 6,5 баллов — удовлетворительные реки; 7 баллов — хорошие реки; 7,5 баллов — очень хорошие реки; 8 баллов — отличные реки; более 8,5 баллов — реки выдающихся достоинств.
В результате исследований реки Молога и Тверца получили оценку 7,5 баллов.

Использование аппликации и топонимическая работа на уроке

Разнообразие педагогических приемов и форм деятельности при работе с картой делает уроки интересными и результативными. Например, при изучении темы «Север Русской равнины» в 8-м классе хорошо использовать аппликацию и топонимическую работу.

Отвечая на вопрос: «Какие народы проживают на Русском Севере?» — наносим на настенную карту цветные контуры районов компактного проживания карелов, коми, вепсов и др. Полученная мозаика лучше, «географичнее», подчеркивает многонациональность этого района России.

На этом же уроке проводится топонимическая работа: объяснение названия Великий Устюг. Возможно, это сделают сами ребята: изучая карту, они увидят, что город расположен в месте впадения р. Юг в р. Сухону.

Как мы видим, работа с картами развивает творческое воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи и делать выводы. Карта — самое доступное в условиях любой школы средство активизации учебного процесса в смысле развития у учеников самостоятельности, возбуждения у них интереса к предмету, сближения школьной географии с жизнью.