Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2002

Впечатления

Ирак

В.А. КЕТКОВИЧ
Фото автора

Окончание. См. № 17/2002
Багдад. День рождения Саддама Хусейна. Девушка и вождь
Багдад. День рождения Саддама Хусейна. Девушка и вождь

 

Иракцы, как и все арабы, принадлежат к европеоидной большой расе.

Первый тип — недавние выходцы из Аравии. Несут на себе явные черты кочевников, которые считаются наиболее чистыми представителями европеоидной большой расы. Это стройные люди среднего роста и выше, в основном брюнеты, с правильно очерченной продолговатой головой и крупным носом с горбинкой. Второй тип — арменоидный — характеризуется более плотным телосложением, круглой головой и толстым мясистым носом. Арменоиды похожи на жителей древней Месопотамии — шумеров.

Курды, вторая по численности национальная группа в Ираке, проживают преимущественно в северных и северо-восточных районах. Курды ведут оседлый образ жизни, хотя летом вместе со своим скотом некоторые из них откочевывают на летние пастбища в горах. На равнине близ Эрбиля проживает единственное курдское кочевое племя хорки.

Третьей по численности этнической группой являются туркманы (туркмены), живущие вдоль арабо-курдской этнической границы. По некоторым данным, туркманы были переселены в Месопотамию родственными им турками-османами в Средние века в качестве военных колонистов для защиты магистральных дорог и опорных пунктов на переднем крае борьбы с Персией.

О.Г. ГЕРАСИМОВ

 

Эн-Наджаф. Продавец четок у стен мечети
Эн-Наджаф. Продавец четок у стен мечети

 

Багдад. Нищенка на улице
Багдад. Нищенка на улице

 

Багдад. Городской рынок. Продавец тканей
Багдад. Городской рынок. Продавец тканей

 

Эн-Наджаф. Освящение гроба
Эн-Наджаф. Освящение гроба

 

Багдад. Городской рынок. Автор в лавке кувшинов и кальянов
Багдад. Городской рынок. Автор в лавке кувшинов и кальянов

 

Эн-Наджаф. Торговля секонд-хендом
Эн-Наджаф. Торговля секонд-хендом

Современный Вавилон удивил меня полным отсутствием реставрационных работ — ощущение было такое, что их начали было проводить, но потом решили отложить до лучших времен. Производит впечатление также огромный дворец Саддама Хусейна, который возвышается над древними развалинами и выглядит довольно монументально. Как рассказал нам Иосиф, иракский режиссер, на пару с Абделем всюду сопровождавший нашу группу, Саддам приезжает в этот дворец очень редко — раз в несколько лет.

И еще одна интересная деталь. Рядом с Вавилоном, километрах в пяти-шести от него, высится огромный курган. Мы попытались выяснить у Абделя и Иосифа, что это, и услышали в ответ: этого никто не знает, поскольку раскопки в этом кургане еще не проводились. Иосиф добавил, что это типичная ситуация — по всему Ираку разбросаны сотни неизученных и даже не разграбленных курганов. В научной литературе позже я встретил мысль, что Ирак еще ждет своего великого археолога!

Вечером этого дня, когда мы вернулись в гостиницу, в холле первого этажа отеля отмечался день рождения Саддама Хусейна. Торжество, подобное тому, в котором наша группа приняла участие, проходит в этот день ежегодно во всех гостиницах и муниципальных зданиях Ирака по всей стране. На видном месте устанавливается портрет лидера нации, вокруг зажигаются свечи и электрические гирлянды. Потом выносится торт, специально приготовленный для этого события, оснащается горящими свечками по числу лет вождя и устанавливается подле портрета. После этого произносятся торжественные речи, славящие Саддама Хусейна, в которых вспоминаются все вехи его многосложного пути к лидерству и достижения в качестве правителя страны, звучат фанфары; несколько нарядно одетых арабов разрезают огромный торт на множество мелких кусочков. После этого торт поедается всеми собравшимися. На этом официальная часть заканчивается, и люди расходятся продолжать отмечать праздник в более приватной обстановке. Именно так я и отметил 64-ю годовщину лидера иракской нации в отеле «Палестина». Торт был вкусный, из песочного теста и покрытый сверху безе.

30 апреля наша съемочная группа отправилась в Эн-Наджаф. Там находится величайшая шиитская святыня мира — усыпальница имама Али, зятя и приемного сына пророка Мухаммеда. Али и его сын Хуссейн были первыми имамами, то есть духовными наследниками и преемниками пророка, которые в религиозной традиции шиизма почитаются так же, как и сам Мухаммед. Именно в Эн-Наджаф устремляются ежегодно на паломничество десятки тысяч мусульман-шиитов из страны и из соседнего Ирана.

Эн-Наджаф представляет собой культовый комплекс, обнесенный стеной, украшенной узорами и цитатами из Корана. За стеной расположен обширный двор с несколькими постройками, мечеть и собственно усыпальница — высокое и красивое здание, выполненное в стиле арабского средневекового зодчества. По периметру внутренней стороны двора находятся ступени, на которых паломники могут присесть, чтобы отдохнуть и почитать Коран.

На подступах к Эн-Наджафу было оживленно. Мальчишки продавали пресные лепешки, люди постарше — глиняные четки самых разных размеров и глиняные же молельные камни, о которые правоверные во время молитвы стукаются лбами. Считается, что вещи, приобретенные у стен Эн-Наджафа, несут в себе заряд божественного, служат оберегами в пути и помогают слиянию с Аллахом во время молитв. Поскольку основными посетителями святого места были паломники, торговля шла бойко — люди покупали четки, хлеб и камни не только для себя, но и для своих друзей и родственников, оставшихся дома. Среди паломников выделялись иранские женщины, с головы до пят укутанные, несмотря на жару, в черные платья и платки. Они держались обособленными кучками — вероятно, их группы формировались в иракских деревнях и крестьянки не хотели смешиваться в процессе паломничества с кем бы то ни было, даже с женщинами из соседних деревень. Через главные ворота, ведущие во двор к мечети, то и дело серьезные мужчины вносили и выносили гробы. Это родственники умерших заботились о покойниках — в соответствии с традицией, посещение Эн-Наджафа даже после смерти помогает усопшему устроиться в загробной жизни. Многих покойников не увозят обратно в родную деревню или город, а хоронят на кладбище в нескольких километрах от святого места. Закончив работу в Эн-Наджафе, мы посетили местное кладбище и были поражены его размерами — оно напоминает огромный фантастический город, который тянется во все стороны на многие и многие километры.

Ценой неимоверных усилий Иосиф и Абдель, потрясая справками с печатями, выбили у муллы разрешение на съемки внутри комплекса. Разумеется, речь о том, чтобы посетить с камерой саму усыпальницу имама Али, даже не шла — по закону внутрь гробницы могут входить только мусульмане. К тому же вход в святыню охранял страж, на лице которого было написано, что он не признаёт никаких письменных документов, кроме Корана, независимо от того, стоят на них печати департамента культуры или нет.

Между тем рассказывают, что журналистам однажды удалось проникнуть внутрь усыпальницы. Загодя, еще в машине, они переоделись в арабские одежды, чтобы не привлекать внимание ортодоксальной мусульманской общественности своей очевидной инородностью. Они встали в очередь и вскоре предстали перед стражем.

— Муслим? — задал он единственный вопрос.

— Муслим, муслим, — бодро ответили они, поправляя платки и обручи на головах.

И он кивнул в знак согласия! Так они очутились внутри усыпальницы, куда в принципе запрещен вход неверным.

Впрочем, не всем такие вещи сходят с рук: однажды у стен Эн-Наджафа была бита камнями группа французских телевизионщиков.

Бывавшие в усыпальнице рассказывают, что ее купол и стены сделаны из хрусталя и цветного стекла — и солнечные лучи, проходя внутрь помещения, заливают святыню удивительным, воистину божественным светом. А в центре усыпальницы, на каменном постаменте, высится черный саркофаг с мощами имама. Вокруг него идет нескончаемый поток паломников, люди целуют стенки саркофага, перебирают четки, и глаза их светятся огнем истиной веры. Многие сидят внутри усыпальницы на ковриках и молятся, кто-то плачет от нахлынувших религиозных чувств.

На следующий день непредвиденные обстоятельства вынудили меня отбыть на Родину. В свой самолет, вылетавший из закрытого багдадского аэропорта, меня любезно пригласил Владимир Вольфович Жириновский. Так на две недели раньше срока закончилась моя первая поездка в Ирак.

Эн-Наджаф

Эн-Наджаф. Мусульманское кладбищеЭн-Наджаф. Мусульманское кладбище

Город Эн-Наджаф расположен на восточном берегу одноименного озера в центральной части Ирака на некотором удалении от левого берега Евфрата в двух сотнях километров к югу от Багдада. Город является административным центром мухафазы (провинции) Наджаф.

Эн-Наджаф — один из двух священных городов шиитов (второй — лежащая поблизости Кербела). Его основал в 791 г. известный по сказкам «Тысячи и одной ночи» халиф Гарун-аль-Рашид. Но еще до официального основания города на его месте был погребен Али (около 600—661) — зять и последователь пророка Мухаммеда, четвертый и последний признаваемый шиитами арабский халиф. Шииты считают Али фигурой, равной Мухаммеду. Духовная власть от Али, по воззрениям шиитов, перешла к его потомкам — имамам. Шииты признают 12 имамов. Последний, двенадцатый имам — мессия, он таинственным образом исчез, и его следующее явление должно произойти перед Страшным судом. Функции духовных глав от имамов перешли к религиозным авторитетам — аятоллам, которые управляют религиозной жизнью общин шиитов. А в Иране, самом крупном шиитском государстве, после исламской революции 1979 г. аятолла официально считается главой страны. Сначала эту роль выполнял видный религиозный и политический деятель аятолла Хомейни, а в 1989 г. после его смерти — нынешний глава Исламской Республики Иран аятолла Хаменеи. Шииты отмечают собственные памятные даты, не почитаемые суннитами. В день убийства Али отмечается траурный праздник шахсей-вахсей, в ходе которого доведенные до экстаза верующие могут наносить себе ощутимые раны в знак преданности памяти мучеников.

Эн-Наджаф живет по своим законам, зачастую противоречащим суннитским канонам. Поэтому вполне объяснимо, что этот священный город стал центром шиитской оппозиции правящему багдадскому режиму в современном Ираке. Это противостояние обострилось в 80-е годы, когда Ирак вел войну с шиитским Ираном.

В городе сохранились значительные участки древней оборонительной стены. Объектом поклонения верующих служит центральная мечеть Эн-Наджафа с могилой Али.