Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2002

Упражнения

Антитест.
Вопросы по географии,
требующие рассуждения

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Основная цель предлагаемых вопросов — развить умение школьников анализировать материал, объяснять факты, работать с картой. Вопросы не носят характер тестов, для них не даются варианты ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Вопросы следует рассматривать в основном как обучающие. Использовать их в качестве контрольных и тем более экзаменационных не рекомендуется. Неправильные ответы на многие из них могут быть признаком не того, что ученик недобросовестен и заслуживает плохой оценки, а того, что материал сложен, недостаточно хорошо объяснен, нуждается в дополнительной проработке.

Чтобы ученики могли сделать описание какой-то территории или акватории по картам, нужно дать им типовой план описания. Следует обратить внимание учеников на то, что при сравнительной характеристике территорий или городов нужно не охарактеризовать сначала одно, потом другое, но по ходу изложения сопоставлять сравниваемые объекты, выявлять черты их сходства и различия.

Специфика вопросов заставляет уделить особое внимание ответам, которые занимают больший объем, чем сами вопросы. В некоторых ответах приведены характерные ошибки и объяснено, почему тот или иной ответ ошибочен. Учитель должен иметь в виду, что ответы, приводимые здесь, во многих случаях не единственно возможные, некоторые явления можно объяснить по-разному. Тем более, не могут быть одинаковыми описания, сделанные по картам. В некоторых случаях объяснения и описания, содержащие ошибки, можно все-таки поощрить, если в них чувствуется желание понять и истолковать явление.

 

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО

1 2

Говор русских, живущих в Сибири, по интонациям, грамматическим формам и некоторым другим особенностям напоминает говор жителей Севера Европейской России. В чем причины такого сходства?

Как повлияла Великая Отечественная война на развитие городов Урала и Сибири?

3 4

Начиная с 30-х годов проявлялась тенденция к переводу письменности народов СССР на алфавиты, построенные на основе русского (кириллицы). Какие народы СССР никогда не пользовались кириллицей?

Почему среди жителей Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов доля людей пенсионного возраста значительно ниже средней по стране?

5 6

Глава Русской православной церкви носит титул Патриарха Московского и всея Руси; глава Армянской апостольской церкви носит титул Католикоса всех армян. В чем принципиальное различие между этими титулами и что оно означает?

Сравните экономико-географическое положение Санкт-Петербурга и Калининграда.

7 8

Охарактеризуйте экономико-географическое положение Кёнигсберга—Калининграда в 1900, 1930, 1950 и 2000 годах.

В чем состоит существенное различие планировки Москвы и Санкт-Петербурга?

9 10

Сравните экономико-географическое положение Мурманска и Архангельска.

Один из городов Западной Сибири встречает прибывающего словами: «Добро пожаловать в ... , город на полярном круге!» В этом городе есть обелиск, символизирующий полярный круг. Определите по карте, какой это город.

11 12

Строительство железнодорожной линии на Якутск (Амуро-Якутской магистрали, АЯМ) идет медленно, так как связано с большими трудностями. В чем они состоят?

В 1943—1944 гг. была построена железная дорога Котлас—Воркута. В 1943 г. получили статус города Воркута и Ухта, в 1949 г. — Печора. Чем объясняется появление этих городов? Связано ли оно с железной дорогой?

13 14

Чем различаются границы Урала как физико-географической страны и как экономического района? С чем связано это различие?

В предвоенные пятилетки на основе железорудных месторождений Урала и каменного угля Кузнецкого бассейна был создан Урало-Кузнецкий комбинат. В чем заключался принцип его работы?

 

Ответы на вопросы, напечатанные на с. 21—22

1

Значительная часть Сибири заселялась выходцами с Севера Европейской России, отсюда и близость диалектов. Определенную роль сыграло также то, что и на Европейском, и на Западно-Сибирском Севере русский язык накладывался на финно-угорский языковой субстрат коренных народов.

2

Во время войны многие заводы были эвакуированы из западных областей СССР на Урал и в Сибирь. После освобождения оккупированных областей туда не стали возвращать эти предприятия, а начали строить новые, эвакуированные же остались на Урале и в Сибири. Поэтому за время войны и сразу после нее промышленный потенциал многих восточных городов, особенно крупных, возрос, в них было создано огромное количество рабочих мест, численность населения увеличилась.

3

Традиционно пользовались латинской графикой литовцы, латыши и эстонцы, а также карелы. Имели и неизменно сохраняли свои оригинальные системы письменности армяне и грузины.

4

Преобладающая часть населения северных округов Тюменской области — пришлые, приехавшие на разведку и добычу нефти и газа, на строительство. Отработав свое, они уезжают в родные края и в качестве пенсионеров живут уже там.

5

Титул Патриарха Московского означает, что ему подчинены епархии (церковно-административные единицы) православной церкви, находящиеся на большинстве территорий, входивших в Российскую империю/СССР. (Есть также отдельные храмы и монастыри за границей, подчиненные Московской Патриархии.) Католикосу подчинены все храмы и общины Армянской апостольской церкви, вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Отсюда и разница в формулировке: всея руси и всех армян.

6

Санкт-Петербург и Калининград — порты на Балтийском море; Петербург — замерзающий, Калинингад — назамерзающий, то есть имеет преимущество. Петербург имеет хорошую транспортную связь с Центральным районом России (Москва) и через него с Югом, а также с Северо-Западом (Мурманск), Севером Европейской России (Архангельск, Воркута), Сибирью (через Вологду—Пермь), перемещение грузов и рабочей силы свободное. Калининград имеет транспортную связь с Центральным районом и Петербургом, но с распадом СССР оказался отрезанным от остальной части России территориями Белоруссии и Литвы, что создает значительные трудности в сообщении и не позволяет использовать полностью возможности морского порта. Зато Калининград намного ближе к крупнейшим западноевропейским портам.

7

В 1900 г. Кёнигсберг входил в состав Германской империи и имел хорошее сухопутное сообщение со всей территорией этого государства, что позволяло пользоваться всеми преимуществами хорошего морского порта.

1930 г. После Первой мировой войны образовалась как самостоятельное государство Польша, она получила выход к Балтийскому морю через порт Гдыня близ вольного города Данцига (Гданьска), и Восточная Пруссия оказалась изолированной частью Германии, так что связь с остальной частью страны значительно затруднилась, экономико-географическое положение Кёнигсберга заметно ухудшилось.

1950 г. В результате Второй мировой войны Кёнигсберг отошел к СССР и в 1946 г. был переименован в Калининград. Обладая хорошей транспортной связью со многими городами СССР, он стал важным для страны незамерзающим портом на Балтийском море, наряду с Таллином, Ригой, Вентспилсом, Клайпедой.

2000 г. После распада Советского Союза Калининград снова, как и в межвоенный период, оказался отделен от основной части страны, но в худшем положении, так как прилегающая к нему территория стала меньше (Калининградская область — лишь небольшая часть прежней Восточной Пруссии), связь с остальной частью России по суше идет по территориям двух стран (Белоруссии и Литвы или Латвии и Литвы), а морем — гораздо дальше, чем в межвоенные годы с основной частью Германии.

8

Москва развивалась постепенно, ее площадь медленно росла, захватывая земли, все более отдаленные от четко выраженного исторического центра — Кремля. Москва занимает центральное положение в России, она стала транспортным центром и соединена дорогами с многими городами. Эти два фактора — постепенное нарастание площади и схождение в городе многих дорог создали характерную радиально-концентрическую планировку, которая позже учитывалась всеми генеральными планами развития города; по этой общей схеме город продолжает развиваться и сейчас. Ядро Петербурга строилось сразу по генеральному плану. Для него характерны прямые улицы, проспекты (в Москве первые проспекты появились лишь после Великой Отечественной войны). Расположение города на многих островах дельты Невы заставило искать свою планировку для каждой части города; так, основные магистрали левобережной части города сходятся в одной точке (у Адмиралтейства), а планировка Васильевского острова прямоугольная.

9

Мурманск и Архангельск — северные порты Европейской России, областные центры; Мурманск находится на берегу Кольского залива незамерзающей части Баренцева моря, Архангельск — при впадении Северной Двины в замерзающее Белое море. Берега Белого моря освоены русскими в XIV—XV веках, Архангельск основан в 1584 г. по приказу Ивана Грозного. Город всегда имел сухопутное сообщение с Центром Европейской России; в конце XIX в. сюда пришла железная дорога. Большое транспортное значение имела Северная Двина. Хотя поморы посещали Мурманский берег довольно давно и основывали там поселки, Кольский полуостров все же следует считать районом нового освоения. Мурманск как город существует с 1916 г., с того времени, как была проведена железная дорога. Основная сухопутная связь — с Петербургом и уже через него — с другими районами страны. Мурманский морской порт особенно важен потому, что Кольский залив замерзает редко, лишь в очень суровые зимы, но и тогда движение по нему с ледоколами возможно.

10

Салехард, центр Ямало-Ненецкого автономного округа.

11

Основная сложность строительства состоит в том, что вся дорога проходит по многолетней мерзлоте. Кроме того, строительство осложняется общей удаленностью территории, ее слабой освоенностью.

12

Добыча угля в Воркуте, добыча и переработка нефти в районе Ухты велись еще до строительства железной дороги. Дорога создала благоприятные условия для развития этих отраслей и вывоза продукции, население поселков возросло и они получили статус городов. Город Печора возник как транспортный узел на пересечении железнодорожной магистрали с рекой Печорой. Таким образом, возникновение всех трех городов связано с прокладкой железной дороги Котлас—Воркута.

13

Как физико-географическая страна Урал захватывает собственно Уральские горы с предгорьями (шире в Предуралье, более узкой полосой —
в Зауралье, так как восточный склон Урала круче) по всей длине горной системы, по мнению многих специалистов — включая Новую Землю и Мугоджары (Урало-Новоземельская горная страна). Урал как экономический район включает Пермскую область, Удмуртию, Башкирию, Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую области (отнесение последней к Уралу не бесспорно). Иначе говоря, в экономический район входят часть Северного Урала, Средний и Южный Урал, а также обширные пространства Предуралья и Зауралья, экономически и административно связанные с городами, находящимися непосредственно в Уральских горах. Часть Северного Урала, Приполярный Урал, Полярный Урал, Пай-Хой административно принадлежат Республике Коми и Ненецкому а. о. Архангельской области (западный склон Урала), автономным округам Тюменской области (восточный склон). К Архангельской области относится вся Новая Земля. Самостоятельного экономического значения Урал севернее Пермской области не имеет, поэтому в Уральский экономический район он не включен. Крайний юг Уральской горной страны, низкие горы Мугоджары — на территории Казахстана.

14 Металлургические заводы были созданы и на Урале (крупнейший — в Магнитогорске), и в Кузбассе (Новокузнецк). Поезда возили из Кузбасса на Урал уголь, а в обратном направлении — железную руду, обеспечивая сырьем обе группы заводов.