Корреспонденция |
Игровые технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии». Педагогическая технология исследует наиболее рациональные пути обучения.
Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.
Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В своей работе, на уроках географии, использую игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
— четко поставленная цель обучения
и воспитания;
— вовлечение всех учащихся класса;
— управление ходом игры;
— сочетание индивидуальной и коллективной
работы;
— подведение итогов и оценивание;
— повышение познавательной мотивации
учащихся.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
— обучающие, тренировочные,
контролирующие;
— познавательные, воспитательные,
развивающие;
— репродуктивные, продуктивные, творческие;
— коммуникативные, диагностические,
профориентационные.
Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, телемосты, соревнования, аукционы и т. д. В старших классах проводятся уроки-диспуты, деловые игры, конференции, выборы. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий. В нашей школе стали традиционными такие игры, как «Вокруг света», «Географическая лихорадка», «Книга джунглей», «Эрудит». В конце учебного года, подытоживая проделанную работу, проводится церемония вручения учащимся званий «Лучший географ», «Лучший знаток карты», а также присуждение символического звания «Магистр географических наук».
Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес к географии. Приобретенная в школьные годы географическая грамотность — это основа разумного, социально-ответственного поведения человека в окружающем мире.
В.Г. Максимова
учитель географии Алагарской средней школы
Чурапчинского улуса
Якутия