Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2002

Мнение читателя

№ 16: О спорных вопросах и не только

А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
президент Российской ассоциации учителей географии,
канд. геогр. наук

А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ
А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ

Весеннее наступление «Географии» на школу началось праздником — Днем географа (он прошел 8 апреля в Московском городском доме учителя). Несомненным успехом организаторов явилось то, что каждый из 700 пришедших на этот праздник смог найти для себя что-то интересное: встречи с ведущими учеными-географами и авторами учебников, методистами и учителями-экспериментаторами, редакторами газеты и путешественниками.
Оставалось только сожалеть, что нельзя было принять участие во всех секциях и круглых столах одновременно. Надеюсь, что наиболее интересные материалы из программы Дня найдут свое место на страницах «Географии». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить от имени Российской ассоциации учителей географии издательский дом «Первое сентября» и редакцию газеты за настоящий праздник, который они подарили учителям географии.

В последнее время «География» большое внимание уделяет обсуждению Концепции географического образования, представляя публикации, отражающие различные точки зрения. Наметившийся поворот редакционных публикаций от чистой географии к географии в школе нашел свое отражение и в № 16 газеты. Ошибается тот, кто считает, что дискуссия между учеными не нужна простому учителю. В нынешней ситуации, когда идет реформа образования, грамотному учителю необходимы четкие жизненные ориентиры в постоянно меняющемся пространстве противоречивых взглядов на преподавание географии. Поэтому статья мэтра школьной географии В.П. Максаковского стала, пожалуй, центральной в номере.

Казалось, что после «Взгляда из окна» стало очевидным, чем «плоха школьная география...». Рецепт был прост — достаточно заменить изучение основ предмета на увлекательные страноведческие описания — и проблема решена. Вероятнее всего, таким образом проблема действительно будет решена в одночасье. Ведь, как известно, «нет предмета — нет проблемы!» Потеряв свое научное содержание, которым так богаты смежники географии — экономика и экология, наш предмет усилиями чиновников от образования тут же окажется за сеткой Базисного учебного плана. Однако значит ли это, что ничего не нужно менять и «так ли уж плоха...» та школьная география, которую мы имеем? Статья В.П. Максаковского дает исчерпывающие, научно обоснованные ответы на эти вопросы. Означает ли это завершение дискуссии? Безусловно нет, ведь главное слово в этом споре должно принадлежать вам, уважаемые учителя — читатели «Географии».

Несомненно, что много пищи для методических размышлений дает статья Э.Л. Файбусовича. «Старые мудрые мысли» А. Геттнера, интеллигентно обрамленные комментариями автора, лишний раз доказывают, что в погоне за модернизацией географического образования необходимо придерживаться принципа разумного консерватизма. Многое из того, что было актуальным в преподавании географии 75 лет назад, остается таковым и до сих пор. Как бы подводя итог дискуссии, развернутой в статье В.П. Максаковского, мы находим, что ценность географии состоит в том, что она «охватывает и природу, и человеческую жизнь, составляя мост между науками того и другого порядка». Не это ли лучшее доказательство неразрывности двух ветвей географической науки?

Для учителей, студентов и школьников, как всегда, полезен справочный материал номера и о товарной структуре экспорта стран мира, и о ресурсах всемирной компьютерной сети Интернет. Они могут найти удачное применение на уроках и для написания проектных работ. Интересно и живо написан материал о самом большом сгустке людей на Земле (праздник Кумбха Мела в Индии). Приятно, что газета уделяет большое внимание вопросам этногеографии и географии религий. Думается, публикации на эту тему должны быть продолжены, учитывая то, что сегодня этим крайне актуальным для современного мира вопросам уделяется в школьных курсах незначительное место.

В то время как «марсианские ученые» бьются над проблемами комплексов и оболочек в школьной географии, другие разумные существа ведут битву за кольца. Подобно эльфам и хоббитам, будущие абитуриенты отправляются вслед за автором подборки задач «Властелин колец» в далекое и таинственное Средиземье множеств, увлеченные атмосферой жанра географического фэнтези. Это полезные упражнения для развития географической смекалки и навыков пространственного мышления. Пожелаем редакции «Географии» новых интересных материалов, острых дискуссий по спорным вопросам и откликов благодарных читателей.