Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2002

Хроника

Обзор работы секции на Дне учителя географии
8 апреля в Московском городском доме учителя

Нужен ли компьютер учителю-географу?

Д.В. ЗАЯЦ

В Педагогической гостиной Московского городского дома учителя на секции «Компьютерные технологии» делают сообщения И.В. Душина, профессор МПГУ; О.Б. Боруцкая, учитель СШ № 422 г. Москвы; А.И. Крылов, учитель школы «Эллада» г. Москвы; Д.В. Заяц, редактор газеты «География»

Каждый из нас имеет свое представление о том, каким должен быть идеальный кабинет для занятий географией в школе. Конечно же, он должен иметь все необходимое оборудование: разные учебные карты, всевозможные коллекции минералов и горных пород, метеорологическое оборудование для самостоятельных наблюдений учащихся за погодой. Многие учителя в числе необходимых для географа средств обучения укажут видеомагнитофон (для просмотра учебных фильмов), диапроектор или кодоскоп (для проецирования на экран графических изображений), разнообразные модели, показывающие те или иные природные процессы, будь то движение Земли по орбите вокруг Солнца или построение карты рельефа по горизонталям.

Могу поспорить, что не каждый из учителей в своих грезах допускает присутствие в учебном классе хотя бы одного компьютера — не информатикой же, скажете вы, заниматься на уроках географии. Еще более смело предположить присутствие электронной машины на рабочем месте школьника. «Зачем учителю-гуманитарию терять время и силы на освоение быстродумающего монстра?» — подумаете, наверное, вы и будете не совсем правы. Можно назвать как минимум с десяток причин преимущественного развития компьютерного образования.

Причина первая: экономия места. В редких современных школах имеются отдельные помещения, предназначенные для географических лабораторий. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса). С помощью специальных компьютерных программ вы можете смоделировать климат, увидеть анимационные ролики, показывающие основные этапы горообразования, совершить прогулку по планетам Солнечной системы, увидеть нашу планету из космоса... Да мало ли какие еще природные процессы можно сымитировать на экране компьютера!

Причина вторая: экономия времени. Экономить время при компьютерном обучении географии сможет не только учитель (становится излишним рисование на доске сложных схем и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам), но и школьник. Учащиеся смогут быстрее переключаться от одной формы обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать на экране нужные условия и состояния природной среды), что позволит объяснить на уроке больше материала.

Причина третья: оперативность информации. Что в школе считается новым учебником? Это книга, вышедшая в текущем или прошедшем году, сданная в печать год-два назад, работу над которой авторский коллектив завершил еще на полгода-год ранее. Для быстроменяющейся географической науки (особенно экономических и политических тем) это чудовищно растянутые сроки. Мультимедийные учебники обновляются значительно быстрее. Для их выпуска не нужно прибегать к услугам типографии. Если для дополнения бумажного учебника необходимо придумывать вставные темы или страницы, то для учебника электронного достаточно лазерного диска или дискеты с новым материалом, который безболезненно может быть включен в оболочку «вечнозеленого» учебника. Если мультимедийный учебник имеет набор ссылок из Интернета (а учебник по географии обязан обладать таким свойством), то оперативность обучения еще повышается, становясь практически абсолютной. Используя выход в Интернет, можно в реальном времени наблюдать за погодой в любой точке планеты, можно определить текущее время во многих городах; Интернет облегчает доступ к свежей статистической информации, будь то численность населения стран мира или величина производства какого-либо вида продукции.

Причина четвертая: возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Все мультимедийные учебники содержат проверочные или тестовые задания для школьников. Разгадывать компьютерные задачи намного интереснее, чем писать контрольные работы на бумаге. Анимация, графика и звук позволяют превратить неизбежную прежде карательную процедуру в интересную игру. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во-первых, экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.

Причина пятая: имидж «продвинутого» учителя. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного. Школьники будут ставить вас в пример скучным «марьиваннам», а в глазах коллег по работе ваш авторитет станет еще выше.

Причина шестая: повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам географии. Использование компьютерных и электронных средств обучения на уроках позволит вам увеличить число своих сторонников среди школьников всех возрастов. Такая форма обучения ведь намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Ребята будут гореть желанием оставаться в компьютерном классе после уроков, чтобы еще раз пройти новую тему, углубить свои знания в той или иной сфере географической науки, подготовить домашнее задание. У вас образуется большее число добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий. Эти помощники вполне заслуживают доверия: дети школьного возраста, как правило, на «ты» с компьютером, они быстро обучаются им пользоваться, сами способны протестировать простейшие поломки.

Причина седьмая: просвещенческая. Не секрет, что роль компьютера в современной жизни постоянно возрастает. Уже появилось поколение людей, предпочитающих набор на клавиатуре письму ручкой по бумаге. Пожалуй, ни в одной московской школе ни одна бумажка уже не печатается на машинке, везде используется компьютерный набор. Похоже, что подобные тенденции характерны в наше время (начало XXI века как-никак!) для любой российской школы. Будущая взрослая жизнь нынешних учеников (не важно, профессиональная или бытовая) будет тесно связана с компьютером. Навыки работы с машиной наверняка будут полезны школьникам. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать. Поэтому преподавание компьютерной азбуки хотя бы в пределах своеобразного «ликкомпбеза» (ликвидация компьютерной безграмотности) признается совершенно необходимым.

Причина восьмая: воспитательная. Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все равно получат «компьютерные» знания. Но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников лучше направить в нужное русло, чему несомненно будет способствовать компьютеризированный курс географии. Ведь космические снимки гораздо интереснее и многообразнее цветных картинок с порнографических сайтов, а решение исследовательской задачи намного ценнее без толку потраченного за машиной времени за собиранием очередного карточного пасьянса.

Причина девятая: исследовательская и творческая. При компьютерном обучении каждый ученик сможет почувствовать вкус научного открытия. Правильно составленные развивающие игры и исследовательские задачи помогут школьнику виртуально перевоплотиться в знаменитого морехода, покорителя космического пространства, ученого, впервые догадавшегося о шарообразности Земли. Такие подходы к географическому образованию мобилизуют и творческие ресурсы, скрытые в каждом без исключения ребенке. Ученики могут самостоятельно подготовить с помощью компьютерных средств обучения урок по новой теме, рассказать о тех или иных географических страничках в Интернете, создать свою собственную страницу в Сети, на которой могла бы вестись и научная работа.

Причина десятая (меркантильная): повод требовать увеличения ставки. При серьезном использовании компьютерных средств обучения вам есть резон поговорить с администрацией школы о переводе вам часов, выделенных на информатику и освоение ПК. При этом за ту же работу вы сможете получать полторы или даже две ставки.

Причины не связываться с компьютерным обучением географии тоже довольно многообразны. Каждый из вас, наверное, сможет отметить наиболее близкую вам позицию:

1. Дороговизна оборудования («все это стоит сумасшедших денег»).
2. Страх («вдруг что-то сломается или взорвется»).
3. Лень («вот еще чего, буду я этим заниматься»).
4. Нехватка времени («у меня более 20 часов в неделю»).
5. Другая причина, не менее весомая («..............»).

При всей обоснованности и важности указанных проблем они отнюдь не кажутся неразрешимыми. Компьютерное оборудование можно приобрести, пользуясь услугами спонсора или включившись в федеральную программу компьютеризации образования. Кроме того, на начальном этапе оборудование совсем не обязательно должно быть новым или суперсовременным. Причины 2, 3 и 4 снимаются исключительно эмпирическим путем. Попробуйте хотя бы раз попросту ближе пообщаться с компьютером. В девяти случаях из десяти этого достаточно для снятия проблемы. Если вы указали причину 5, просто перечитайте начало данного материала. Может быть, вы что-нибудь пропустили или забыли.

Отрадно, что у идеи компьютеризированной (но отнюдь не компьютерной!) школы довольно большое число сторонников. Это еще раз подтвердила встреча в педагогической гостиной Московского городского дома учителя, проведенная 8 апреля в рамках Дня учителя географии. Тематика всех выступлений этой секции крупнейшего московского географического форума как раз и была связана с теорией и практикой компьютерного обучения в современной (причем не только московской) школе. Скептики, предрекавшие, что саму идею подобного собрания ждет полный провал, были посрамлены. В небольшой педагогической гостиной, вмещающей всего двадцать человек, скопилось более пятидесяти заинтересованных лиц: учителей, методистов, студентов.

Секцию открыл небольшой, но информативный доклад профессора географического факультета МПГУ, автора учебника географии материков и океанов для 7-го класса И.В. Душиной, которая рассказала о мультимедийной версии этого учебника. Затем состоялось динамичное выступление О.Б. Боруцкой, учителя московской СШ № 422, представившей на примере темы «Антарктида» методы работы с указанным мультимедийным учебником для 7-го класса («бумажную» версию этого доклада-презентации можно найти в «Географии» № 17/2002 на с. 15—18). Методист МИОО, учитель столичной школы «Эллада» А.И. Крылов продемонстрировал основные приемы использования электронных карт на уроках географии на примерах известного мультимедийного географического атласа «Encarta» (рассматривались методы работы на уроках географии с общегеографическими и тематическими картами из этого электронного пакета) и геоинформационной системы «Экстремум», разработанной МЧС РФ (возможность вывода на экран разнообразных обзорных карт, географическое тестирование). Завершило работу секции выступление редактора газеты «География» Д.В. Зайца, познакомившего собравшихся с избранными интернет-ресурсами для урока географии. Список ссылок на ресурсы, освещенные в докладе, приведен ниже. С некоторыми из этих сайтов вас уже подробно знакомила наша газета (рубрика «Интернет-ресурсы для урока»).

Работа секции проходила интенсивно и сопровождалась живой реакцией аудитории. Присутствующие задавали докладчикам вопросы по существу дела, из чего можно было понять, что большинство учителей в той или иной степени уже овладели хотя бы простейшими приемами компьютерной грамотности. Встреча и высказанные на ней мнения и суждения еще раз подтвердили актуальность использования компьютерных средств обучения в школе, а также готовность учителей к восприятию этих современных методов.

Для учителей-ортодоксов и фундаменталистов, тревожащихся, что введение в школе думающих машин затмит живое слово и отдалит географию от восприятия реального мира во всей комплексности и сложности его проявления, хотим заметить, что новые технологии планируется вводить в школьное обучение не ВМЕСТО, а НАРЯДУ. Ученик прежде всего должен уметь самостоятельно анализировать, а для этого ему нужно ГОВОРИТЬ, а не «щелкать» на машине тесты и не репродуцировать на экране нужные страницы компьютерного учебника. Именно поэтому исключительно машинный, механистичный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Итоговый контроль усвоенного в рамках той или иной темы лучше проводить в форме собеседования, где компьютер будет (и то, если в этом есть прямая необходимость) выступать лишь как средство иллюстрирования учениками своих слов.

Конечно же, никакая, даже самая умная, программа не способна заменить наблюдения в природе, работу на метеорологической площадке, полевое исследование реки или водоема, заложение почвенного шурфа и многие другие действия, которые можно провести практически в любой школе, где бы она ни находилась. А вот, например, спуститься на дно океанского желоба, побывать в заоблачных высях Гималаев, увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется далеко не каждому. И именно в познании этих уголков Земли и присутствующих там процессов компьютер станет ученику и учителю верным помощником. Ведь мир многообразен, а из своего окна и на страницах большинства учебников мы видим лишь верхушку того айсберга, который, называясь Землей, плывет в необозримых просторах космического пространства.

Интернет-ресурсы для урока географии
15 избранных ссылок

http://www.solarviews.com — космические снимки Земли и объектов Солнечной системы (планеты, спутники, Солнце, кометы). Фотоснимок ночной Земли, карта-снимок тектонических структур и др. — ENG

http://www.spaceimaging.com — космические снимки высокого разрешения отдельных участков Земли (города, природные ландшафты, формы рельефа). — ENG

http://earth.jsc.nasa.gov — сайт космических снимков Аэрокосмического агентства США (НАСА). Богатейшая подборка фотографий Земли по разделам: города, природные ландшафты, антропогенные ландшафты, атмосферные процессы, страны мира. Каждое фото снабжено географическим комментарием. — ENG

http://info.er.usgs.gov — сайт Геологической службы США. Постоянно обновляемая карта сейсмической активности, где указаны все последние землетрясения. Вулканы мира. Фотосправочник по основным понятиям вулканологии. Карта вулканов. Информация о крупнейших наводнениях. — ENG

http://www.klimadiagramme.de — климатические диаграммы по 870 точкам мира. Атлас облаков. — DEU

http://www.meto.govt.uk/satpics/latest_IR.html — текущий космический снимок погоды в Европе с сайта метеорологической службы Великобритании. — ENG

http://www.cia.gov/cia/publications/factbook — справочник ЦРУ США по странам мира. Новейшая статистическая информация (население, хозяйство, политическое устройство, торговля, членство в международных организациях и др.). — ENG

http://www.census.gov — сайт Бюро переписей США. Новейшие данные по населению США (штаты, города, агломерации, этнические и расовые группы). Счетчик роста населения мира в реальном времени. Демографические пирамиды. — ENG

http://www.oica.net — сайт Международной организации производителей автомобилей. Статистика по производству автомобилей и некоторых других транспортных средств. — ENG

http://fotw.vexillum.com/flags — сайт, рассказывающий о флагах со всего мира. Флаги государств, частей государств, городов, политических движений. Описание флагов. История возникновения флагов. Избранные гербы. — ENG

http://www.lib.utexas.edu/maps — коллекция географических карт Техасского университета. Карты регионов и стран мира, планы городов, тематические карты, карты-бланковки. — ENG

http://www.transsib.ru — сайт Транссибирской магистрали. Богатейшая подборка фотографий — 2223 снимка (виды Транссиба, технические сооружения дороги, подвижной состав, станции, города Транссиба, природа Транссиба). Информация по каждому участку дороги. История создания магистрали. — PУС

http://my.tele2.ee/geo — сайт методического объединения учителей географии г. Нарва (Эстония). Географические новости. Методика преподавания географии. Географические и исторические сведения об Эстонии. — PУС

http://geo2000.nm.ru/tests.htm — тесты по экономической географии. Авторы — преподаватели географического факультета МГУ: С.И. Болысов, Г.И. Гладкевич, Н.В. Зубаревич, А.С. Фетисов. — PУС

http://www.edunews.ru/task/task.htm — интерактивный тест по географии. Варианты вопросов вступительного экзамена по географии в некоторые вузы России. — PУС

Язык сайтов:

ENG — английский, DEU — немецкий, PУС — русский.