Государственная граница |
Изменения границ на южных рубежах СНГ
По данным «Независимой газеты», № 98/2002
|
В мае сразу две южные страны СНГ подписали с Китаем соглашения, в соответствии с которыми они передают КНР участки своих территорий. Государственная принадлежность этих участков никогда всерьез не ставилась под сомнение в годы существования СССР, эти «спорные территории» обозначались лишь на китайских картах. В середине мая парламент Киргизии принял решение о передаче Китаю почти тысячи квадратных километров спорных пограничных территорий. По этому соглашению Киргизия отказалась в пользу восточного соседа от 90 тыс. га из 270 тыс. га оспариваемого ареала. Президент Киргизии Аскар Акаев поблагодарил депутатов «за исторически правильное решение». Он считает, что оно обязательно укрепит двусторонние отношения между Киргизией и Китаем, включая экономические, политические, торговые связи, а также облегчит строительство стратегической железнодорожной магистрали, которая соединит Европу и Азию. Киргизско-китайское дополнительное соглашение о госгранице предусматривает раздел спорной территории на участке Узенги—Кууш в следующих соотношениях: Киргизии полагается две трети спорной зоны, а КНР — треть. В ответ оппозиционные Акаеву политические партии инициировали многотысячные акции протеста. Помимо требований не допустить передачи части государственной территории на манифестациях раздавались призывы наказать виновников трагических событий в Джалал-Абадской области, где в ходе разгона одного из «антикитайских» митингов милиция застрелила шесть человек. Акции протеста распространились на столицу Киргизии Бишкек и некоторые регионы, что в итоге привело к отставке правительства. О проблеме спорных территорий на границе Киргизской ССР с КНР было известно еще с 1964 г. Тогда на картах, издававшихся в Советском Союзе, изображалась одна граница, на китайских — другая. Таджикистан передает КНР 1 тыс. из 28 тыс. км2 спорных территорий в районе Восточного Памира. Пекин настаивал на передаче трех участков на китайско-таджикской границе. В 1999 г. по двум участкам вопросы были сняты: по одному Китай снял претензии, а по второму вопрос был решен путем раздела спорного участка пополам между Китаем и Таджикистаном. Проблема территориальной принадлежности третьего участка решилась во время визита президента Таджикистана Эмомали Рахмонова в Китай. Согласно подписанным документам к КНР отошло 1000 км2 в памирском высокогорье. Территория, отходящая Китаю, представляет собой горный массив высотой около пяти тысяч метров над уровнем моря, не имеющий постоянного населения. Это обстоятельство позволит Таджикистану избежать такого недовольства жителей приграничных с Китаем районов, какое было в Киргизии. Президент Таджикистана во время встречи с председателем КНР подчеркнул, что Таджикистан придает большое значение развитию дружественных отношений. Вопрос о спорных территориях в районе Памира во времена существования СССР не поднимался. Эти события еще раз свидетельствуют о пристальном интересе, проявляемом Пекином к среднеазиатскому региону. Китай, стремительно наращивающий свой экономический и демографический, а соответственно и политический потенциал, бесспорно заинтересован во влиянии на приграничные республики бывшего СССР. Справедливо отмечая укрепление в регионе США и Турции, а также стремление Ирана проводить здесь самостоятельную политику, многие аналитики и прогнозисты, занимающиеся центральноазиатскими проблемами, к сожалению, явно недооценивают внешнеполитические возможности Китая. |