Город Холм — ровесник
Москвы, является центром небольшого района
Новгородской области. Численность населения
района — 8,3 тыс. человек, города — 3,76 тыс. В районе
отмечаются все признаки кризисной ситуации:
— идет распад ранее действующих
предприятий;
— свертывается сельскохозяйственное
производство;
— сокращается численность
населения и идет отток трудоспособной и
образованной молодежи.
Рассчитывать в этой ситуации на
положительные сдвиги можно в том случае, если
будет делаться ставка на местные возможности. В
частности, в Холме имеются следующие условия,
благоприятные для развития района:
— «контактное» географическое
положение на стыке трех областей — Новгородской,
Псковской и Тверской;
— значительные лесные ресурсы,
наличие заготовительных и перерабатывающих
предприятий;
— благоприятные экологические
условия;
— наличие наиболее значимой в регионе
охраняемой территории — государственного
природного заповедника «Рдейский». Интерес к
сохраняющемуся здесь крупнейшему в Европе
болотному массиву может быть основой для
развития экологического туризма и научной
деятельности.
Среди сдерживающих развитие района
факторов важными являются:
— отсутствие
социально-психологической установки на
собственную деловую активность, недостаток
творческого отношения, которое бы
способствовало новым производственным
инициативам;
— нехватка начальных правовых и
экономических знаний у населения;
— недоступность информации о местных
ресурсах, условиях их использования, о трудовом
рынке;
— информационная изоляция района,
слабое внедрение новых технологий.
Творческая группа, состоящая из
педагогов, представителей органов управления
города и района вышла с инициативой создания
системы инновационной
информационно-аналитической деятельности
управления краеведением в структуре
территориальной образовательной системы в
условиях районного центра.
Рассмотрим понятия проблемы,
перспективы и предпосылки в качестве
соответствующих им вопросов — «почему?», «что
хотелось бы получить?» и «что имеется в наличии?».
Итак, основные проблемы:
1. Несоответствие существующей
системы вариативного образования
индивидуальным потребностям, возможностям
образовательного процесса.
2. Слабая материально-техническая
база образования, низкая платежеспособность
населения.
3. Недостаточность взаимодействия
между учреждениями начального
профессионального образования и социальными
структурами.
4. Становление современной молодежи
в очень сложных условиях ломки многих старых
ценностей, в период формирования новых
социальных отношений. Отсюда растерянность,
пессимизм, неверие в будущее.
5. Крайне низкий престиж
профессионализма, духовности и нравственности.
Талант и знания оказываются невостребованными,
что вызывает неуверенность в настоящем и
будущем, приводит к «утечке мозгов» за пределы
района, а то и области.
6. Широко распространившийся в
обществе идейно-нравственный вакуум, падение
культуры, своеобразная «дебилизация» части
населения, что убивает у молодежи веру в свои
силы и возможности. Исправить сложившееся
положение средствами идеологии и воспитания
невозможно.
7. Переход к рыночным отношениям,
который ведет к еще большей дифференциации среди
молодежи, к резкому падению жизненного уровня
подрастающего поколения, к полной или скрытой
безработице, в том числе и среди специалистов с
высшим образованием.
8. Острота проблем социальных
гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав
молодежи, создания системы альтернативных
образовательных учреждений и форм обучения на
месте (в районном центре), в том числе и
адаптированного к рыночному ведению хозяйства
постпрофессионального образования.
Предлагаем модель структуры
информационно-аналитической деятельности
управления краеведением в условиях малого
города. Основными ценностями являются
географизация, гуманизация и экологизация
образования. Вводится новая концепция «работа».
На интересующие вопросы по содержательной части
каждой из структур ответим каждому педагогу,
который хочет иметь с нами деловые контакты.
Перспективы:
1. Создание условий реализации
программ для различных групп одаренных детей.
2. Развитие связей между
образовательными учреждениями и социальными
структурами (выработка единой политики
технологической подготовки учащихся).
3. Создание и развитие
альтернативных образовательных учреждений
(бизнес-школы, специализированного лицея либо
гимназии), структур дополнительного образования,
в том числе постпрофессионального (в рамках
«Закона об образовании»).
4. Просветительство и ориентация на
отдельные элементы как русской школы, так и
западных систем образования.
Предпосылки:
1. Имеется достаточный спрос на
альтернативные и дополнительные
образовательные услуги со стороны как учащихся и
их родителей, так и всего экономически активного
населения района.
2. Есть достаточное количество
педагогов, имеющих вторую, первую и высшую
квалификационные категории и готовых к
интенсивным технологиям обучения.
3. Установлены деловые связи с
Новгородским университетом для развития
совместных творческих и практических инициатив.
4. Разработана и опробована
адаптативно-интегрированная программа нового
курса в рамках регионального компонента
обучения — «Холмоведение» (автор Н.И. Дудко —
географ).
5. Разработан и опробуется проект
«Модель географического образования с
классическими и неклассическими компонентами
(«географизация», «гуманизация», «экологизация»,
новая концепция «работа»). Руководитель проекта
Н.И. Дудко.
6. Создана и работает творческая
группа «Холмоведы», работающая по решению
проблем регионализации образования и внедрения
регионального компонента в педагогическую
практику.
7. Имеется авторская разработка
практической творческой работы сквозного
направления «Кто я? Где я? К чему предназначен?»
по географии, которая легко интегрируется в
разные образовательные и предметные программы.
8. Создано и работает научное
общество учащихся на базе дополнительного
образования с приоритетным краеведческим
направлением деятельности; имеет пять
учредителей.
9. При муниципальном центре
дополнительного образования работает 12 лет
туристское объединение «Пилигрим».
10. Одиннадцать педагогов в 2001 г.
получили высшее образование по специальности
«менеджмент в социальной сфере».
11. В г. Холм живут люди с богатой
природной одаренностью, исторически
сформированными творческими способностями.
12. Холмская земля — это
своеобразный регион. С холмским краем связана
жизнь и деятельность многих известных людей
России. Река Ловать сыграла свою роль в истории
русского государства. Холм на Ловати занимает
особое географическое положение («нижняя»
дорога с запада в самый центр Новгородской земли
и Российского государства). История города полна
традиций, опыта как развития, так и возрождения
(по этой тематике составлена автором данной
публикации «Летопись социально-экономического
развития Холмского района с древнейших времен).
13. Установлены деловые контакты с
образовательными учреждениями и другими
структурами городов Санкт-Петербург, Москва,
Великий Новгород, Торопец, Симферополь, Великие
Луки, Амстердам, Теплице (Чехия).
14. Огромно желание людей жить
достойно.
Мы считаем, что надо ставить человека с его
желаниями и способностями в центр внимания и
создавать условия для его саморазвития.
Вниманию образовательных
учреждений, общественных организаций и властных
структур городов, расположенных на берегах
древнего водного пути «из варяг в греки»
Группа учащихся этим летом отправляется в
научно-исследовательскую экспедицию вдоль этого
пути по железной дороге с остановкой на один день
в некоторых городах (ждем приглашений!) для
расширения деловых и информационных контактов в
рамках проекта «Возрождение водного пути “из
варяг в греки”», для развития экологического
туризма, который мы называем «Великой
европейской экотропой»).
Адрес для контактов:
175270, г. Холм Новгородской области, ул.
Урицкого, д. 34
Дом. тел.: 51-037 |