Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2002

Корреспонденция

Я иду по пути из варяг в греки

Основные ценности — географизация,
гуманизация и экологизация образования

Из опыта адаптивно-инновационной
образовательной деятельности
в условиях малого города
(г. Холм Новгородской области)

Н.И. ДУДКО,
учитель высшей категории, географ
СШ г. Холм
Новгородская обл.

Герб города Холм
Герб города Холм
Утвержден в 1781 г.

 

Северо-запад Холмского района. Собор бывшего Рдейского монастыря, расположенного на острове Рдейского озера, затерянного в болотах. На западе Рдейские болота смыкаются с болотами Полистовскими (уже в Псковской области)
Северо-запад Холмского района. Собор бывшего Рдейского монастыря, расположенного на острове Рдейского озера, затерянного в болотах. На западе Рдейские болота смыкаются с болотами Полистовскими (уже в Псковской области)

 

НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
НАЖМИТЕ НА КАРТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Холмский район Новгородской области на юге граничит с тверскими (по совре-менному администра-тивно-террито-риальному делению),
а на западе — с новгород-скими землями. С юга на север район пересекается рекой Ловать, служащей здесь своеобразным стержнем простран-ственной организации. Ловать течет к озеру Ильмень, к Новгороду

Город Холм — ровесник Москвы, является центром небольшого района Новгородской области. Численность населения района — 8,3 тыс. человек, города — 3,76 тыс. В районе отмечаются все признаки кризисной ситуации:

— идет распад ранее действующих предприятий;

— свертывается сельскохозяйственное производство;

— сокращается численность населения и идет отток трудоспособной и образованной молодежи.

Рассчитывать в этой ситуации на положительные сдвиги можно в том случае, если будет делаться ставка на местные возможности. В частности, в Холме имеются следующие условия, благоприятные для развития района:

— «контактное» географическое положение на стыке трех областей — Новгородской, Псковской и Тверской;

— значительные лесные ресурсы, наличие заготовительных и перерабатывающих предприятий;

— благоприятные экологические условия;

— наличие наиболее значимой в регионе охраняемой территории — государственного природного заповедника «Рдейский». Интерес к сохраняющемуся здесь крупнейшему в Европе болотному массиву может быть основой для развития экологического туризма и научной деятельности.

Среди сдерживающих развитие района факторов важными являются:

— отсутствие социально-психологической установки на собственную деловую активность, недостаток творческого отношения, которое бы способствовало новым производственным инициативам;

— нехватка начальных правовых и экономических знаний у населения;

— недоступность информации о местных ресурсах, условиях их использования, о трудовом рынке;

— информационная изоляция района, слабое внедрение новых технологий.

Творческая группа, состоящая из педагогов, представителей органов управления города и района вышла с инициативой создания системы инновационной информационно-аналитической деятельности управления краеведением в структуре территориальной образовательной системы в условиях районного центра.

Рассмотрим понятия проблемы, перспективы и предпосылки в качестве соответствующих им вопросов — «почему?», «что хотелось бы получить?» и «что имеется в наличии?».

Итак, основные проблемы:

1. Несоответствие существующей системы вариативного образования индивидуальным потребностям, возможностям образовательного процесса.

2. Слабая материально-техническая база образования, низкая платежеспособность населения.

3. Недостаточность взаимодействия между учреждениями начального профессионального образования и социальными структурами.

4. Становление современной молодежи в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее.

5. Крайне низкий престиж профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что вызывает неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов» за пределы района, а то и области.

6. Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры, своеобразная «дебилизация» части населения, что убивает у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно.

7. Переход к рыночным отношениям, который ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к полной или скрытой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием.

8. Острота проблем социальных гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав молодежи, создания системы альтернативных образовательных учреждений и форм обучения на месте (в районном центре), в том числе и адаптированного к рыночному ведению хозяйства постпрофессионального образования.

Предлагаем модель структуры информационно-аналитической деятельности управления краеведением

Предлагаем модель структуры информационно-аналитической деятельности управления краеведением в условиях малого города. Основными ценностями являются географизация, гуманизация и экологизация образования. Вводится новая концепция «работа».
На интересующие вопросы по содержательной части каждой из структур ответим каждому педагогу, который хочет иметь с нами деловые контакты.

Перспективы:

1. Создание условий реализации программ для различных групп одаренных детей.

2. Развитие связей между образовательными учреждениями и социальными структурами (выработка единой политики технологической подготовки учащихся).

3. Создание и развитие альтернативных образовательных учреждений (бизнес-школы, специализированного лицея либо гимназии), структур дополнительного образования, в том числе постпрофессионального (в рамках «Закона об образовании»).

4. Просветительство и ориентация на отдельные элементы как русской школы, так и западных систем образования.

Предпосылки:

1. Имеется достаточный спрос на альтернативные и дополнительные образовательные услуги со стороны как учащихся и их родителей, так и всего экономически активного населения района.

2. Есть достаточное количество педагогов, имеющих вторую, первую и высшую квалификационные категории и готовых к интенсивным технологиям обучения.

3. Установлены деловые связи с Новгородским университетом для развития совместных творческих и практических инициатив.

4. Разработана и опробована адаптативно-интегрированная программа нового курса в рамках регионального компонента обучения — «Холмоведение» (автор Н.И. Дудко — географ).

5. Разработан и опробуется проект «Модель географического образования с классическими и неклассическими компонентами («географизация», «гуманизация», «экологизация», новая концепция «работа»). Руководитель проекта Н.И. Дудко.

6. Создана и работает творческая группа «Холмоведы», работающая по решению проблем регионализации образования и внедрения регионального компонента в педагогическую практику.

7. Имеется авторская разработка практической творческой работы сквозного направления «Кто я? Где я? К чему предназначен?» по географии, которая легко интегрируется в разные образовательные и предметные программы.

8. Создано и работает научное общество учащихся на базе дополнительного образования с приоритетным краеведческим направлением деятельности; имеет пять учредителей.

9. При муниципальном центре дополнительного образования работает 12 лет туристское объединение «Пилигрим».

10. Одиннадцать педагогов в 2001 г. получили высшее образование по специальности «менеджмент в социальной сфере».

11. В г. Холм живут люди с богатой природной одаренностью, исторически сформированными творческими способностями.

12. Холмская земля — это своеобразный регион. С холмским краем связана жизнь и деятельность многих известных людей России. Река Ловать сыграла свою роль в истории русского государства. Холм на Ловати занимает особое географическое положение («нижняя» дорога с запада в самый центр Новгородской земли и Российского государства). История города полна традиций, опыта как развития, так и возрождения (по этой тематике составлена автором данной публикации «Летопись социально-экономического развития Холмского района с древнейших времен).

13. Установлены деловые контакты с образовательными учреждениями и другими структурами городов Санкт-Петербург, Москва, Великий Новгород, Торопец, Симферополь, Великие Луки, Амстердам, Теплице (Чехия).

14. Огромно желание людей жить достойно.

Мы считаем, что надо ставить человека с его желаниями и способностями в центр внимания и создавать условия для его саморазвития.

 

 

Вниманию образовательных учреждений, общественных организаций и властных структур городов, расположенных на берегах древнего водного пути «из варяг в греки»

Группа учащихся этим летом отправляется в научно-исследовательскую экспедицию вдоль этого пути по железной дороге с остановкой на один день в некоторых городах (ждем приглашений!) для расширения деловых и информационных контактов в рамках проекта «Возрождение водного пути “из варяг в греки”», для развития экологического туризма, который мы называем «Великой европейской экотропой»).

Адрес для контактов:

175270, г. Холм Новгородской области, ул. Урицкого, д. 34
Дом. тел.: 51-037