Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2002

Пространственный анализ

Географическая история Великого Устюга

С.В. РОГАЧЕВ
Схемы выполнил Д.В. ЗАЯЦ

1

Город возник посреди огромной территории, на которой не было еще городов. Лишь с запада и юга подступали новгородские и ростовские города, а с юго-востока — городки булгар. Территория, где Устюг был монополистом, ограничена естественными рубежами и равна полноценной стране.

 

2

Что забросило город в сердце северо-восточной тайги? — Сухона, проводник русского влияния с юго-востока. От Устюга река, меняя название на Северную Двину, меняет и направление: поворачивает на запад. В апогее самотечного продвижения на восток и встал Устюг.

 

3

В точке своего поворота река принимает с юга Юг. Река Юг, верховьями впиливающаяся в Северные Увалы, дает выход к Вятке и Ветлуге. А через них осуществляется связь с меридиональной Волгой — проводником влияний с Каспия и Ближнего Востока. Устюг стал сторожем, защищающим Север от Волжской Булгарии, а потом — от Казанского ханства. Он же, по-видимому, сыграл важную роль если не в основании, то в заселении Вятки.

Позднее, с возникновением Архангельского порта Устюг стал «насосом», качающим экспортную продукцию с юга к Белому морю.

 

4

В узле Сухоны, Юга (дополненного Лузой), Северной Двины и Вычегды Устюг становится подлинным торгово-распределительным и культурно-освоительским центром огромной территории.

На северо-восток по Вычегде—Выми—Печоре уходят устюжане — миссионеры, землепроходцы, мореходы. С юго-востока через Ношульскую пристань на Лузе тянутся огромные хлебные потоки.

 

5

Железная дорога Москва—Архангельск подрывает значение кружного сухонско-двинского пути. Но остается еще значимым вектор с юго-востока на Архангельск.

С ориентацией на Архангельский экспортный порт бо’льшие преимущества получает Котлас, занимающий почти такое же выгодное положение, как Устюг. К Котласу приходит первая в этих краях железная дорога (с Вятки—Кирова). Она заменяет собой Лузу—Юг.

К Котласу потом подтягивается и ответвление от Московско-Архангельской магистрали. Дорога Коноша—Котлас—Воркута заменяет собой и Сухону, и Северную Двину, и Вычегду. Устюг остается в стороне от нового транспортного узла — Котласа.

Строящийся путь «Белкомур» подрывает значение уже и самого Котласа.

 

6

В современных условиях повышается значимость автомобильного транспорта. В отличие от железных дорог, которые предпочли в свое время водоразделы, новые автодороги опять понемногу прижимаются к речным долинам. И в новой, вырисовывающейся конфигурации автодорог Великий Устюг опять может стать важным межрегиональным узлом.