Архитектура |
Экскурсия по Великому Устюгу
Вильям Брумфилд
Новый Орлеан, шт. Луизиана, США
|
Русский Север в любое время года завораживает очарованием своих лесных пейзажей и старинных городов вдоль торговых речных путей на Запад и в Сибирь. Былая слава этих мест — в древних храмах, больших и малых, украшающих окрестный пейзаж. Эти места особенно хороши в конце лета, когда комаров не столь много, а солнце еще теплое и щедрое. Для меня, как фотохудожника, это особенно благодатное время. Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области, кажется, не затронуло время. Но это, конечно, иллюзия, и хотя город (с населением около 36 000 человек) широко праздновал в 1997 году свое 850-летие*, это не значит, что у него сегодня нет проблем. Кризис бюджета и задержки заработной платы имеют место и здесь, как и в любом другом российском городе. Однако за свою долгую историю Великий Устюг научился справляться с напастями и сейчас снова подтверждает свой независимый характер. В прошлом этой способностью восстанавливать свои силы город был обязан своему стратегическому положению у слияния двух больших рек — Сухоны и Юга, которые образуют третью — Северную Двину. Эпитет «Великий» к названию города был добавлен в конце XVI века, чтобы подчеркнуть важность города как торгового центра. Сеть трех судоходных рек охватывает весь север России и издревле являлась главным средством сообщения. Это привлекло сюда первых русских поселенцев, очевидно, в середине XII века. Торговый город Новгород регулярно посылал сюда своих купцов и до середины XV века предъявлял права на эту область. Тем не менее Великий Устюг соединил свою судьбу с Москвой и стал важным военным форпостом на Северо-Востоке. В силу этого в старину Устюг был втянут в многочисленные конфликты. В самом начале XIII века, как свидетельствуют источники, он участвовал в кампании против волжских булгар, а в конце XIII века город восстал против монгольских сборщиков дани и де-факто установил свою независимость от монгольской власти — редкое событие в те времена. Великий Устюг в свое время стал центром мощного подъема в развитии православной церкви. Один из самых заметных духовных лидеров церкви святитель Стефан Пермский в 1349 году начал миссионерскую деятельность из Великого Устюга среди нерусских племен к западу от Уральского хребта. Стефан впоследствии стал епископом и был канонизирован Русской Православной церковью. Другим местным святым, Прокопию и Иоанну Устюжским, посвящены церкви в центре города на Соборном дворище. Этих святых до сих пор глубоко почитают местные верующие. Несмотря на суровый северный климат и большие расстояния между поселениями, в XVI веке Устюг рос и процветал благодаря развитию торговли России с Англией и Голландией во времена царствования Ивана Грозного. Хотя сейчас он прежде всего привлекает стариной провинциального города, тогда он был речным портом с типичной портовой суетой. Центральная часть его была обнесена бревенчатой крепостной стеной. Как и большинство северных городов, Устюг строился почти полностью из дерева, поэтому пожары были его постоянной бедой. По этой причине в городе не сохранилось церквей, построенных ранее середины XVII века. Невзирая на повторяющиеся пожары, жители всегда заново отстраивали город. Это позволяло поддерживать обороноспособность Устюга. К примеру, в начале XVII века в период междуцарствия, известного как Смутное время, город, хотя и поврежденный, успешно отразил приступ поляков и участвовал в кампании 1613 года по избранию на царство Михаила, первого царя династии Романовых. После нормализации торговых отношений с Западной Европой в XVII веке устюжские купцы и церкви скопили богатства, на которые было создано большинство каменных городских церквей. Главный собор, посвященный Успению Богоматери, был построен из камня в 50-х годах XVII века, но спустя столетие, после того как большой пожар повредил стены, был перестроен. Богатая купеческая семья и царь Алексей Михайлович пожертвовали средства на его восстановление. В XVIII веке Успенский собор был снова перестроен и получил искусно сделанный иконостас. В соборе сейчас завершаются реставрационные работы, но его иконостас еще закрыт лесами, и все внутреннее убранство можно осмотреть только по специальному разрешению. Успенский собор окружен шестью храмами, которые формируют архитектурный комплекс, известный как Соборное дворище, с прилегающим к нему Архиерейским двором. Этот ансамбль и соборная колокольня, составляющие главную архитектурную доминанту городского пейзажа, живописно расположены на высоком левом берегу Сухоны. Соборное дворище — подходящее место для начала пешей экскурсии по Устюгу и его красивейшей набережной, представляющей собой один из самых живописных видов Европейской России. Кроме Успенского собора самым примечательным храмом является собор, посвященный Прокопию Устюжскому, построенный в 1668 году. Он также неоднократно перестраивался на протяжении веков, но сохранил декоративные купола с позолоченными крестами. В прошлом собор был частью городского музея, сейчас он возвращен верующим, и его интерьер с иконостасом можно увидеть во время или после церковной службы. Вверх по реке стоят частично отреставрированные церкви пророка Илии и Леонтия Ростовского, а также большое здание бывшего особняка Булдакова. Но главный исторический район находится в противоположном направлении, вниз по набережной, где расположены два лучших городских особняка конца XVIII века. Один из них, окрашенный в светло-розовый с белым цвет, первоначально принадлежал купцу Усову. Сейчас там находится главное собрание экспонатов Великоустюгского государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Несмотря на экономические трудности, усилия властей по сохранению городской архитектуры очевидны. Еще два десятка лет назад церковь святителя Николая (Николы Гостунского; конец XVII — начало XVIII века) с ее примечательной отдельно стоящей колокольней использовалась как помещение для лесопильного завода. Удобное местоположение церкви на берегу Сухоны позволяло легко доставлять бревна из реки прямо в здание церкви. Никольская церковь была успешно реставрирована и сейчас используется как музей икон; здесь также и выставка работ местных художников, которых на удивление много. Устюг имеет не только собственную крупную школу художников, но красотой своих пейзажей и относительно хорошо сохранившейся архитектурой исторического центрального района притягивает живописцев из других мест. Одна из достопримечательностей центра города — главная торговая улица, Советская (Успенская), которая тянется параллельно набережной и часто из-за малого транспортного потока используется для пеших прогулок. Вдоль нее тянутся дома и магазины XIX века, в одном из них — магазин «Северная чернь», где продаются изделия одного из основных художественных производств города — чернения по серебру. Хотя с начала XVIII века развитие Санкт-Петербурга уменьшило важность Устюга как центра торговли и транспорта, город продолжал развивать торговлю и ремёсла, такие как кожевенное, кузнечное, эмалевое. Cеребряных дел мастера достигли большой искусности в технике, известной как чернь, и их изделия пользовались большим спросом не только на севере, но и в Петербурге. Некоторые из лучших изделий были приобретены царским двором. Вниз по реке есть еще группа архитектурных памятников, в том числе и богато декорированная церковь Вознесения. Возведенная в 1648—1649 годах в стиле московской посадской церкви, она является старейшей каменной постройкой в городе. Церковь сохранила свой изначальный облик и сейчас составляет часть местного музея. главное внутреннее пространство церкви украшено высоким иконостасом, сохранившимся во всей красоте провинциального барокко. Более того, к церкви Вознесения, как ко многим другим русским православным церквам, пристроены дополнительные приделы. Один из них — придел Воскресения (куда можно попасть по прекрасной внешней лестнице) соперничает своими фресками и небольшим иконостасом с главным храмом. В том же районе находится барочная церковь св. Симеона Столпника (60-е годы XVIII в.) с богато декорированной поодаль стоящей колокольней. К этой церкви, которая выглядит так, как будто она привезена из центральной или южной Европы, можно подойти по узким переулкам, плутающим среди деревянных домиков и садов. Именно здесь можно почувствовать, как выглядел город в XVIII веке. Церковь еще не открыта для посетителей, но с запада, со стороны набережной или с реки, прекрасно вырисовывается ее живописный силуэт. Хотя судоходство на Сухоне практически полностью исчезло, еще действует паром через реку на правый берег, откуда открывается великолепная панорама Великого Устюга. В туристической фирме Администрации Вологодской области уверяют, что вскоре можно будет совершить путешествие на маленьком речном катере из Вологды или Тотьмы в Великий Устюг, по крайней мере в конце осени или начале лета, когда воды в Сухоне достаточно, чтобы не сесть на мель, поскольку дно реки годами содержалось не должным образом. В южном районе города есть несколько церквей, соседствующих с роскошными купеческими особняками. О богатстве устюжских купцов свидетельствует, например, искусный орнамент дома купца Шилова (около 1770 г.), расположенного возле изящной вертикали храма cвв. Антония и Феодосия Киево-печерских. Все эти места можно осмотреть во время речной прогулки. Можно вернуться в центр города окружным путем по параллельной Сухоне Красной улице, ранее называвшейся Преображенской, по имени Спасо-Преображенского монастыря, расположенного как раз на этой улице (наискосок от гостиницы «Сухона»). Два сохранившихся монастырских храма (XVII и XVIII века) сейчас реставрируются. Внутри располагается архив, и доступ туда ограничен. В каждой из этих церквей сохранились в хорошем состоянии огромные иконостасы, и, возможно, в будущем церкви будут открыты для посещения. Через три квартала находится гораздо больший монастырь — Михаило-Архангельский, превращенный в советские времена в техникум. Некоторые из его пяти церквей отреставрированы, включая Архангельский собор (середина XVII века). Стены его внешней галереи — паперти, связывающие собор с трапезной, расписаны фресками, изображающими монастырскую жизнь, а интерьер собора украшен большим иконостасом, представляющим собой симбиоз барокко и неоклассицизма времен Екатерины Великой. Богатые устюжские купцы в XVIII веке делали многочисленные пожертвования на монастырские храмы; поэтому некоторые из них украшены настолько искусно выполненными иконостасами, что ими нельзя не восхищаться сегодня как своеобразными страницами северной интерпретации европейского барокко. Самый примечательный пример позднего устюжского барокко — в Троице-Гледенском монастыре, на противоположном берегу Сухоны, в месте самого раннего местоположения Устюга. (Туда можно добраться на частной машине.) Строительство главного собора, посвященного Троице, было начато в 1659 году, но из-за финансовых трудностей закончено только в 1690 году. Столетие спустя, между 1776 и 1784 годами, новые пожертвования позволили соорудить и расписать прекрасный иконостас, резные фигуры которого в стиле барокко отражают тесные связи города и Санкт-Петербурга. И форма иконостаса, и его сохранность изумительны. Все иконы выписаны высокопрофессионально, в западном академическом стиле, не хуже, чем могло бы быть в католической Европе. Из Троице-Гледенского монастыря
открывается необычайно красивый вид на стоящий
на другом берегу Великий Устюг. На обратной
дороге из Гледена можно остановиться в слободе
Дымково, в которой хорошо сохранились деревянные
дома и две величественные церкви — преподобного
Сергия Радонежского (1739—1747) и Димитрия
Солунского (1700—1709), расположенные на правом
берегу Сухоны напротив Соборного дворища. Разумеется, ансамблю Устюга был нанесен большой ущерб в советский период, но по сравнению со многими другими провинциальными городами Устюг все еще сохраняет дух древнего города, тем более новые постройки лежат вне его исторического центра. В настоящее время главнейшая миссия Устюга заключается в сохранении драгоценного архитектурного и художественного наследия — уникального градостроительного ансамбля. * Напомним, официально принятая дата основания, 1147 год, ни на чем не основана. Первое упоминание о городе — первое десятилетие XIII века. Ясное дело, город существовал задолго до этого, и вполне вероятно, что он ровесник Москвы, не исключено, что и старше (как, наверняка, старше и Вологды). Но в данном случае 1147 год был выдуман по аналогии с Москвой и по аналогии с Вологдой, о которой в житии св. Герасима Вологодского якобы говорится под 1147 годом. Но житие это написано в XVII веке, и датировки в нем не заслуживают никакого доверия. Первое достоверное упоминание о Вологде — 1236 год. — Прим. ред. |