Место в истории |
Германию не устраивает ее положение в мире
C.Н. Раковский
|
Германия по уровню экономического развития давно и неизменно стоит в числе первых государств мира. После образования Германской империи еще в начале 90-х годов XIX в. она вышла на второе место в мире после США по объему промышленного производства и многим другим экономическим показателям. Потерпев поражение как главный агрессор в Первой и Второй мировых войнах в XX в., Германия понесла большие людские, материальные, а также территориальные потери. Она была оккупирована войсками антигитлеровской коалиции, разделена (как и ее столица — Берлин) на зоны оккупации, затем надолго, на 45 лет, оказалась разорванной (как и Берлин) надвое. Это очень серьезно осложнило экономическое, социальное и политическое развитие обеих частей страны — Федеративной Республики Германии и социалистической Германской Демократической Республики. Многие трудные проблемы приходится ныне решать уже объединенной Германии. Оба германских государства затратили огромные усилия и средства для восстановления разрушенных войной хозяйства и городов. Особенно тяжко пришлось ГДР: наиболее ожесточенные сражения в конце Второй мировой войны развернулись на территории Восточной Германии, которой был нанесен наибольший ущерб. Германии, развязавшей войну, пришлось принять в 40—50-х годах свыше 11,5 млн немцев (позже еще 1,5—2 млн), вселившихся и переселенных по решениям Потсдамской конференции в основном из стран Восточной и Юго-Восточной Европы. Последствия этого для ГДР оказались гораздо более ощутимыми, чем для ФРГ (Западной Германии): будучи почти в 2,5 раза меньше по территории и в 3 раза с лишним — по численности населения, располагая несравнимо меньшими финансовыми и другими возможностями, ГДР приняла и обустроила свыше 4,3 млн переселенцев, которые составили около 1/4 населения республики. В Западную Германию прибыли 7,2 млн немцев, то есть примерно 1/8 тогдашнего населения страны. Германия, как побежденная страна, должна была выплатить государствам-победителям крупные репарации. Западная Германия (с 1949 г. — ФРГ) платила также за содержание оккупационных войск США, Великобритании и Франции на ее территории. Советский Союз уже в 1954 г. : отказался от прав оккупирующего государства в отношении Восточной Германии (с 1949 г. — ГДР) и прекратил взимание c нее репараций. ФРГ надолго была отстранена от участия во многих делах мировой политики и международных отношений. Она не участвовала в крайне дорогостоящей гонке ядерных вооружений — ей было запрещено иметь атомное оружие. В то время как Великобритания и Франция вели войны, пытаясь сохранить свои колониальные владения, а США активно участвовали в 1950—1953 гг. в корейской войне, ФРГ удалось избежать больших военных расходов. Создание бундесвера — западногерманской армии — началось лишь в 1956 г., после вступления ФРГ в НАТО (1955 г.). Вопреки решениям Потсдамской конференции, из-за позиции США огромные богатства, награбленные германскими монополиями в странах Европы в годы войны, и капиталы этих монополий остались почти неприкосновенными. Более того, нa зaпaднyю Гepмaнию в кopoткий срок после войны «выпал золотой дождь» — крупные капиталовложения монополий США, Великобритании, других государств как по «Плану Маршалла», так и сверх того (Западная Германия получила из тех же стран топливо, сырье, продовольствие, оборудование)*. Германия избежала судьбы «картофельного поля Европы», которую определяли ей сразу же после войны монополии западных держав-победителей, хотевшие убрать с арены мощного конкурента. С началом «холодной войны» США, Великобритания и их союзники предназначили ФРГ иную роль — главного бастиона в Европе против СССР и других социалистических государств. Они вложили много средств в хозяйство ФРГ. Тогда в мировой прессе, прежде всего в западноевропейской и американской, много писали о «германском экономическом чуде», связывая это с именем Людвига Эрхарда, первого министра экономики ФРГ (затем, в 1963—1966 гг., — федерального канцлера). История показывает, сколь важной нередко оказывается роль отдельных личностей в разных сферах жизни. В Германии, где «любовь к экономике» повсеместна и неизменна, разумеется, есть заслуги и расчетливого Эрхарда; там немало и других компетентных экономистов. Дело, однако, не столько в них, сколько в чрезвычайно благоприятном для ФРГ стечении обстоятельств. Их-то и использовали удачно западногерманские правящие политики и экономисты. В стране (у монополий и государства) оказалось много денег, а без них никакого чуда на произошло бы. ФРГ пошла по пути наращивания своей экономической мощи, и это понадобилось США и их союзникам по НАТО, несмотря на сохранявшиеся опасения жесткой конкуренции со стороны германского капитала. Именно Западная Германия, проявив самостоятельность, прежде всего стала инициатором европейского экономического, вместе с тем — и политического единства. В 1952 г. вместе с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Италией она основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), тогда же стала одним из организаторов Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В 1967 г. все три организации объединились в Европейское сообщество. При этом еще более настойчиво, особенно при активности ФРГ, преследовалась цель постепенно превратить Европейское сообщество в политический союз. Для ее достижения был заключен «Договор о Европейском Союзе» (ЕС), вступивший в силу 1 ноября 1993 г. Этот договор позволил сделать ряд серьезных шагов по пути европейской экономической и политической интеграции: введение в будущем единой валюты (евро), усиление роли Европейского парламента (созданного в 1979 г.), Совета Европейского Союза (или Совета министров этого союза), Комиссии Европейского Союза, исполнительного органа Союза, Суда Европейского Союза. Европейский Союз стал по сути наднациональным органом для его членов, пятнадцати наиболее развитых государств Европы, — не по всем вопросам, но по многим важным. Государства — организаторы Союза отнюдь не случайно отказались от слова «экономический». Их главными политическими ориентирами выдвигаются: объединение всех договоров Союза в «Договор о политическом Союзе», имея в виду очевидную перспективу: политику делают прежде всего страны, сильные в экономическом и в военном отношении. ФРГ, расширяя сферу своих экономических интересов, уже с середины 60-х годов все более выдвигается и на мировую политическую арену. Лидер СДПГ Вилли Брандт (в 1969—1974 гг. — федеральный канцлер) еще в 1968 г. заявил в одной из своих программных речей, что Западной Германии пришло время «перестать быть экономическим гигантом и политическим карликом». В 1973 г. ФРГ — одновременно с ГДР — была принята в члены ООН. Ныне она имеет свыше 240 зарубежных представительств: посольств, консульств, представительств при главных межгосударственных и наднациональных организациях, состоит во всех мировых международных организациях, кроме региональных неевропейских, прежде всего в Европе: в Совете Европы, в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других. В середине 90-x годов ФРГ стала высказывать свои претензии на место постоянного члена Совета безопасности ООН (впрочем, как и еще шесть других крупнейших государств). Вместе с тем предлагалось сделать немецкий язык седьмым официальным и рабочим языком ООН; и для этого есть веские основания. Немецкий язык — один из мировых и международных языков. На нем говорят как на родном языке свыше 125 млн человек в Германии, Австрии, Лихтенштейне во всех трех он единственный официальный), в большей части Швейцарии, значительной части Бельгии и Люксембурга (в них немецкий язык — один их трех официальных языков), а также в Эльзасе (Франция), Южном Тироле (на севере Италии), в некоторых районах Румынии, Польши, Чехии, России и Казахстана. Каждая десятая книга, издающаяся в мире, — на немецком языке. Как язык, с которого делают переводы, он — третий в мире (после английского и французского), на немецкий язык переводится больше всего литературы в мире. Он уступает лишь английскому как язык науки, в первую очередь экономической, а также коммерции, финансов и особенно техники. Есть множество иных примеров мирового значения германской политики и культуры. Долевой взнос Германии в бюджет ООН на конец 2000 г., например, составлял 9,857%, то есть был третьим после США и Японии, но значительно большим, чем четырех постоянных членов Совета безопасности ООН: Франции (6,545%), Великобритании (5,092%), России (1,077%) и Китая (0,995%). В начале XXI в. Германию вновь не устраивает ее положение в мире. Об этом, в частности, свидетельствуют заявления нынешнего канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера в октябре—ноябре 2001 г.: «...Немцы свыклись с мыслью, что их страна, являясь экономическим гигантом, остается политическим карликом. С этим пора покончить». И далее: «Десять лет назад от нашей страны ожидали лишь “вспомогательной роли”». Эта фаза германской послевоенной политики безвозвратно прошла. Главное, как считает германский канцлер, не упустить момента (то есть международной ситуации в связи с войной США в Афганистане, участием в ней и других государств на стороне США и т. д.), с тем чтобы обеспечить Германии подобающее место в создающемся миропорядке. * С апреля 1948 до июня 1952 г. Западнаая Германия получила по «Плану Маршалла» 1,4 млрд долл., в 2—2,5 раза меньше, чем Великобритания и Франция, немногим меньше, чем Италия, но гораздо больше, чем остальные страны. |